Эксоцман
на главную поиск contacts

Потребление бытовых услуг российским средним классом

Опубликовано на портале: 04-02-2005
Москва, 2004
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Социология, Экономическая социология, Социальная стратификация
Номер совета: Д. 002.091.01

Aннотация:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Работа выполнена в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН.
Ведущая организация: Институт экономики РАН.


Актуальность темы исследования.

Последние десятилетия XX -го столетия характеризуются активным развитием сферы услуг в большинстве стран мира: увеличивается число сервисных организаций, возрастает число занятых в этой сфере, расширяется спектр предлагаемых услуг. При этом основным потребителем большинства услуг традиционно выступает средний класс, который в значительной степени определяет наличие и характер конкуренции между организациями, действующими на рынке услуг, и играет существенную роль при формировании как направлений развития отдельных организаций, так и перспектив развития сферы услуг в целом. Тенденция развития сферы услуг наблюдается и в современной России: расширяется число и номенклатура соответствующих организаций, растет число занятых в сервисе работников. Вместе с тем, развитие отечественной сферы услуг имеет определенную специфику, выражающуюся в значительных масштабах распространения теневой формы предоставления услуг.

Проблематика функционирования сервисной экономики и организаций сферы услуг освещены в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно. Между тем, практически отсутствуют исследования потребительских предпочтений различных групп населения в данной сфере. Рассмотрение особенностей потребления российским средним классом услуг, в том числе бытовых, носит эпизодический характер, являясь, как правило, лишь одним из широкого ряда освещаемых аспектов. В этой связи проведение исследования, сфокусированного на выявлении особенностей потребления бытовых услуг отечественным средним классом, является актуальным и своевременным, поскольку позволяет определить перспективы развития и легализации данной сферы.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг.

Задачи:

    1) Рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблем социальной стратификации и управления современной сферой услуг;

    2) Выявлены основные тенденции потребления бытовых услуг российским средним классом, определены объем и структура расходов на потребление бытовых услуг;

    3) Разработан методический аппарат, включающий комбинацию качественных и количественных методов, направленный на анализ потребительского поведения российского среднего класса на рынке бытовых услуг;

    4) Изучено, каким образом изменение доходов домохозяйств оказывает влияние на расходы, объем и стоимость потребляемых бытовых услуг;

    5) Выявлены мотивы выбора обследованными домохозяйствами сервисных организаций и оценена их значимость;

    6) Определены детерминанты, обуславливающие теневое потребление бытовых услуг, оценена значимость выявленных детерминант для данного слоя потребителей;

    7) Определено влияние особенностей потребительского поведения домохозяйств на перспективы развития отечественной сферы бытовых услуг.

Объектом исследования является российская сфера бытовых услуг.

Предметом исследования является характер потребительского поведения отечественного среднего класса на рынке бытовых услуг.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

    1) Впервые развитие сферы бытовых услуг изучено под углом анализа потребительских предпочтений российского среднего класса, выделенного на основе концентрации базовых идентификационных признаков: уровня материальной обеспеченности, самоидентификации, социально- профессиональной принадлежности.

    2) Выявлен и описан характер предоставления бытовых услуг, в том числе в формальной, неформальной и неоформленной сферах. Под формальным предоставлением услуг понимаются условия, когда потребитель услуги получает чек на сумму, соответствующую реальной стоимости потребленной услуги. Неформальное предоставление услуг заключается в их предоставлении частными лицами, не связанными с соответствующими организациями. Неоформленное предоставление услуг возникает в случае их предоставления работниками сервисных организаций в частном порядке с использованием ресурсов организации, а также при несоответствии стоимости услуги, предоставленной организацией, и оплаченной клиентом суммы и/или при отсутствии чека.

    3) Определены особенности потребительского поведения российского среднего класса на современном этапе его формирования. Установлено, что в настоящее время у среднего класса не закреплены образцы потребительского поведения, включающие механизмы предъявления требований к соблюдению норм цивилизованного рынка услуг.

    4) Выявлены детерминанты, определяющие выбор представителями отечественного среднего класса источника предоставления услуг, основными из которых являются близость к дому/работе; репутация; профессионализм сотрудников фронт-офиса; осязаемое качество предоставленной ранее услуги. Определены детерминанты, оказывающие наиболее значимое влияние на потребление представителями отечественного среднего класса теневых бытовых услуг. Это - их дешевизна по сравнению с аналогичными услугами, предоставляемыми официально; уверенность в получении лучшей услуги, предоставляемой «по знакомству»; стремление избежать возможных негативных эмоций.

Ключевые слова

См. также:
Ирина Петровна Попова
Социологические исследования. 2005.  № 12. С. 65-76. 
[Статья]
Markku Kivinen
Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 134-142. 
[Статья]
В.Ю. Ашхотов, А.А. Улигов
Вопросы экономики и права. 2011.  № 1. С. 149-156. 
[Статья]
Наталья Сергеевна Михайлова
Регион: экономика и социология. 2007.  № 2. С. 120-128. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Юрий Валерьевич Латов, Татьяна Петровна Черемисина, Александр Лазаревич Темницкий, Лариса Григорьевна Миляева, Лариса Евгеньевна Петрова, Игорь Федорович Герцог, Иван Вадимович Розмаинский, Алексей Вениаминович Алексеев
[Книга]
Иван Вадимович Розмаинский, Марина Юрьевна Малкина, Андрей Викторович Дементьев, Анна Вениаминовна Ермишина, Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов, Зорикто Бато-Дугарович Дондоков, Ирина Викторовна Дондокова, Сергей Георгиевич Шульгин, Наталия Александровна Кравченко
[Книга]