Эксоцман
на главную поиск contacts

Управление развитием крупных российских корпоративных образований

Опубликовано на портале: 31-01-2005
Москва, 2003
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Микроэкономика, Микроэкономика: Экономика благосостояния
Номер совета: Д.502.006.03

Aннотация:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Ведущая организация: Академия труда и социальных отношений.


Цель исследования: оценить основные направления организационно-экономических преобразований ЖКХ, прежде всего, с точки зрения их влияния на благосостояние населения и разработать механизмы повышения их эффективности.

Задачи:

  • исследовать роль ЖКХ в обеспечении жизнедеятельности населения на современном этапе;
  • выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг;
  • проанализировать зарубежный опыт преобразований в ЖКХ и перспективы его использования в России;
  • определить необходимость и основные этапы реформы ЖКХ; обосновать механизмы социальной защиты населения в ходе реализации реформ;
  • уточнить социальную направленность тарифной и ценовой политики в ЖКХ;
  • аргументировать меры по совершенствованию организации и управления в сфере ЖКХ.


Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство РФ и отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе Астраханской области и г. Москвы.

Предмет исследования: социально - экономические отношения, возникающие в процессе организационно-экономических преобразований и обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования.

Научная новизна

  • в целях усиления социальной направленности реформ ЖКХ предложено скорректировать политику в отношении федеральных стандартов к муниципальным образованиям в части предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на время перехода к адресной социальной защите населения; эти величины должны быть не ниже их реальной стоимости; утверждать стандарты целесообразно по отдельных субъектам РФ, а не по экономическим районам;
  • выявлено, что выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превращается в бремя социального и экономического развития страны. Состояние ее жилищно-коммунального хозяйства подошло к той грани необратимых процессов, когда не исключена возможность потери контроля в этой важной сфере жизнеобеспечения людей, всего общества;
  • установлено, что в рамках действующего законодательства тарифообразование на жилищно-коммунальные услуги в муниципальных образованиях не увязано с бюджетным процессом и практически не поддается государственному регулированию. При формировании бюджетов (как местных, так и областного) потребность в финансировании ЖКХ не всегда учитывается в полном объеме, в то время как себестоимость услуг объективно растет в связи с увеличением цен на энергоносители, материалы и т.д. Отсутствие оформленных договорных взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями ЖКХ приводит к тому, что финансирование льгот, дотаций и субсидий осуществляется не в полном объеме;
  • доказана целесообразность более четкого определения круга жилищно-коммунальных услуг, на которые цены (тарифы) подлежат государственному регулированию и внесения в этой связи соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
  • для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и обеспечения сохранности жилищного фонда целесообразно утверждение новых правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, совершенствование системы реальных договорных отношений в ЖКХ, усовершенствование формы типовых договоров между населением и жилищно-коммунальными службами по поводу качества и сроков предоставляемых услуг. Наведение должного порядка в системе ЖКХ требует принятия нормативных документов об ответственности населения и бюджетных организаций за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги;
  • обоснована необходимость перехода к единому для всех граждан порядку расчета субсидий, в основе которого должен быть общий критерий - разность между размером оплаты за жилищно-коммунальные услуги (исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг) и предельно допустимой долей собственных доходов;
  • рассматривая процесс преобразование ЖКХ как проблему жизнеобеспечения населения, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, аргументирован вывод о том, что основные финансовые и организационно-правовые ресурсы должны быть изначально сконцентрированы на указанных уровнях и, прежде всего, на региональных преобразованиях, для чего крайне важно учитывать специфику климатических, экономических и финансовых условий регионов в комплексе.

Ключевые слова

См. также:
Н.Л. Карданская, Р.О. Чернов
Экономические науки. 2011.  № 7. С. 56-62. 
[Статья]
П.С. Мельников
Экономические науки. 2010.  Т. 71. № 10. С. 220-224. 
[Статья]
Алла Константиновна Гузанова
Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 64-69. 
[Статья]
Анна Вениаминовна Ермишина
TERRA ECONOMICUS. 2004.  Т. 2. № 4. С. 87-95. 
[Статья]
Анна Вениаминовна Ермишина, Людмила Владиславовна Клименко
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 2. С. 135-147. 
[Статья]
Л.Б. Зеленцов, К.В. Жерневский, В.И. Рыльков
Экономические науки. 2010.  Т. 62. № 1. С. 329-336. 
[Статья]