Эксоцман
на главную поиск contacts

Особенности социального развития государственных унитарных предприятий

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Москва, 2004
Подтип: Кандидатские
Тематический раздел: Экономика
Номер совета: Д 502.006.03

Aннотация:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Ведущая организация - Академия труда и социальных отношений.
Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Диссертационный совет по экономическим наукам Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


Цель диссертационного исследования - разработка теоретико-методологической базы для обоснования особенностей социального развития государственных унитарных предприятий г. Москвы и выработка практических механизмов по их реализации.

Задачи:
  • исследовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических результатов и социального развития предприятий;
  • раскрыть особенности государственных унитарных предприятий;
  • изучить зарубежный опыт социального развития предприятий и оценить перспективы его использования в России;
  • дать анализ приоритетных направлений социального развития унитарных предприятий;
  • исследовать организационную культуру как направление социального развития предприятий;
  • рассмотреть резервы социального партнерства на предприятиях государственного сектора.
Объектом исследования являются государственные унитарные предприятия.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе проведения государственной социальной политики и социального управления государственными унитарными предприятиями, в том числе организации труда, социального партнерства и развития социальной сферы предприятий.

Научные результаты, полученные автором, и их новизна:
  • аргументированы особенности государственных унитарных пред приятий и их влияние на социальное развитие коллективов: сочетание административных и экономических методов управления, более жесткий финансовый контроль за расходованием средств на социальное развитие;
  • выявлены противоречия в финансировании социального развития ГУП "Мосгаз", которые проявляются в том, что увеличение расходов на социальную сферу ухудшает финансовые результаты газораспределительных предприятий в условиях жесткой тарифной политики Федеральной энергетической комиссии;
  • обосновано, что кардинальным решением многих проблем ГУП "Мосгаз" (в том числе и вопросов социального развития) является акцио нирование и возможная дальнейшая приватизация, следствием которой может быть некоторый рост тарифа на транспортировку газа (он составляет 10% от цены газа); переход на новую организационно-правовую форму позволит создать более надежную финансовую базу социального развития коллектива, теснее увязать экономические результаты и вложения в социальную сферу;
  • определены особенности социальной политики государственных унитарных предприятий: признание приоритетной роли человека как главного компонента социальной системы; совершенствование организационно-технического и социально-экономического содержания трудового процесса; улучшение условий, охраны и безопасности труда; усиление мотивации, действенности форм и систем стимулирования работников; создание и поддержания здоровой социально-психологической и духовнонравственной атмосферы совместной деятельности; обеспечение функционального сотрудничества и социального партнерства в трудовых отношениях;
  • на основе анализа социологического опроса работников ГУП "Мосгаз" предложена авторская трактовка роли организационной культу ры как направления анализа социально-трудовой сферы предприятия; обеспечение благоприятных психологических условий на производстве, создание здорового микроклимата, овладение искусством управления поведением персонала — все это важные условия эффективного социального развития предприятия;
  • уточнены особенности договорной формы регулирования социально-трудовых отношений на основе коллективного договора ГУП "Мосгаз" на 2003-2005 гг.; они связаны с тем, что в унитарных предприятиях орган управления предприятием (генеральный директор) в отдельных ситуациях не вправе без согласия собственника решать все вопросы коллективного договора, так как органы государственной власти и местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства.

Ключевые слова

См. также:
Наталья Васильевна Зубаревич
Общественные науки и современность. 2016.  № 5. С. 5-18. 
[Статья]
Вера Николаевна Минина
[Учебная программа]
Виктор Фокич Бурлачук
Социология: теория, методы, маркетинг. 2000.  No. 4. P. 91-105. 
[Статья]