Эксоцман
на главную поиск contacts

Импорт институтов странами с переходной экономикой: критерии отбора, предпосылки и издержки введения

Опубликовано на портале: 19-01-2005
2003
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Институциональная экономика, Институциональная экономика: Институциональные изменения
Номер совета: К 520.011.01

Aннотация:
Работа выполнена в Институте Экономики Переходного Периода
Ведущая организация: Международный НИИ проблем управления



Цель - теоретическое обоснование выбора определенного набора институтов, приоритетных с точки зрения желательности их импорта в страны с переходной экономикой, выявление ряда ключевых теоретических и практических закономерностей политико-экономических процессов в переходных странах определяющих необходимые предпосылки для введения импортируемых институтов, а также разработка соответствующего инструментария для формального институционального анализа. Кроме того, предполагалось выработать набор практических рекомендаций для политических лидеров реформаторских коалиций.

Предмет исследования - набор характеристик спроса населения на ценности открытого и традиционного общества, замеряемого с помощью электоральной статистики. Также отобраны формальные индикаторы институтов реформируемого общества на примере российских институтов наблюдаемых по регионам. Формализованное описание с помощью этих индикаторов различных институтов - законодательства российских регионов, с использованием соответствующих баз данных регионального законодательства.
Набор правоприменительных практик, с использованием судебной статистики, средств массовой информации и неправительственных правозащитных организаций позволяют оценить их относительную значимость для роста благосостояния в регионах. Напрямую же определяется функционированием этих институтов инвестиционный климат. Индикаторами которого служат прямые иностранные инвестиции и динамика численности занятых в малом бизнесе.
При анализе значения спроса на результаты экономических реформ использовались также данные о динамике ВВП переходных стран относительно достигнутого до начала реформ максимального выпуска.

Научная новизна:
    1. При анализе критериев отбора институтов, приоритетных для импорта:
    1. Сформулирована и подтверждена с помощью формального статистического анализа гипотеза об особом значении институтов, связанных с гарантиями неприкосновенности личности (в широком понимании этого термина, включая свободу совести, слова, политических убеждений) для снижения трансакционных издержек, в том числе порожденных рисками.
    2. Высказано предположение, что эти институты неявным образом включены в само понятие рациональности экономического агента (субъекта) и весьма важны для вывода страны с рыночной экономикой на траекторию долгосрочного экономического роста. Среди таких гарантий - право на судебную защиту, санкции за незаконный арест, давление на подозреваемого и т.п., наличие независимых (оппозиционных) СМИ и правозащитных организаций.
    3. Обоснована большая значимость гарантий неприкосновенности личности по сравнению с качеством собственно «экономических» институтов. К примеру, барьеров на перемещение товаров, регулирование цен, налоговые льготы. Доказана нецелесообразность раздельного анализа «экономических» и «политических прав».
    4. Предложены новые показатели для формального анализа правовых нормативных актов для проверки гипотезы об относительной значимости институтов. При этом показано, что любой такой институт может быть описан в виде определенного набора логических переменных
    2. При анализе предпосылок импорта и издержек введения импортируемых институтов
    1. Показана статистическая связь глубины постреволюционной рецессии с электоральным спросом на новые институты в странах, переходящих от традиционного общества к открытому правовому а также высокая значимость способности лидеров реформаторов сформировать выигрывающую коалицию в поддержку преобразований, в поддержку импорта институтов открытого общества.
    2. Проведен комплексный анализ издержек заимствования институтов на основе опыта удачных переходов. Выделяются пути формирования такой коалиции в каждом из успешных случаев. Факторы оккупации страной- «экспортером», ограничений избирательных прав (посредством законодательства о люстрациях и гражданстве, вступления в международные союзы правовых государств), практик принятия законов более радикальных и жестких, чем аналоги в старых правовых государствах - «экспортерах» впервые интерпретируются как способы проводить решения о реформах в органах власти и обеспечивать их стабильность.
    3. Впервые в отечественной литературе проанализировано влияние структуры рынков СМИ на стимулы игроков на этих рынках. Исходя из опыта ряда стран Центральной и Восточной Европы сделано предположение о появлении мощных стимулов к оппортунистическому поведению у игроков на монополизированных рынках (к заключению самостоятельных контрактов для получения ренты от доступа к дорогостоящим медиа-ресурсам у журналистов; к шантажу власти и предпринимателей у владельцев СМИ, к захвату контроля над СМИ у политиков) и об угрозах прореформистской коалиции, исходящей от такого развития ситуации на медиа-рынках.
Объект исследования - возможность и целесообразность «импорта» институтов открытого общества и рыночной экономики в страны Центральной и Восточной Европы в 90-е годы XX века. При этом акцент делается на опыте Российской Федерации. Также исследуется относительная значимость заимствуемых институтов и подходы к оценке издержек «импорта». Подразумевается, что заимствованию подлежит определенный пакет институтов, обеспечивший развитым странам выход на траекторию исторически продолжительного роста и гарантии гражданам этих стран набора личных прав и свобод, которые, по замечанию Р.Кутера (Cooler Robert D. "The strategic Constitution", 2000, Princeton University Press, NJ) являются самостоятельными благами. Основное внимание в данной работе уделено влиянию прав и свобод на инвестиционный климат, их связь с политическими рисками. В данном исследовании проработаны подходы к возможно более формальному отбору того пакета институтов, который может быть импортирован с разумными издержками и способен обеспечить повторение успеха развитых стран.
При этом под «открытым обществом» в работе понимается общество, управляемое в соответствии с заранее опубликованными правовыми нормами, основанными на приоритете базовых индивидуальных прав и свобод над коллективными и государственными интересами; обеспечивающее необходимые гарантии таких прав и осуществление указанных норм на практике, в том числе с использованием силового принуждения. Определение понятия «базовые права» приводится в работе наряду с другими основными определениями.


Ключевые слова

См. также:
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 19-33. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2015.  № 1. С. 52-63. 
[Статья]
Марина Сергеевна Максименкова, Анна Андреевна Сорокина
Общественные науки и современность. 2014.  № 5. С. 166-176. 
[Статья]
Михаил Абрамович Бендиков, Евгений Юрьевич Хрусталев
Экономическая наука современной России. 1998.  № 3. С. 108-120. 
[Статья]
Сергей Павлович Аукуционек
[Книга]
Lee Benham
Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 123-138. 
[Статья]