Особенности формирования социального партнёрства в агропромышленном комплексе
Опубликовано на портале: 15-12-2004
Москва, 2003
Подтип: | Кандидатские |
Тематические разделы: | Экономика, Экономика труда |
Номер совета: | Д 502.006.03 |
Aннотация:
Диссертация выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент Фролов Борис Иванович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Архипов Анатолий Иванович, кандидат экономических наук, доцент Сидорова Вера Николаевна.
Ведущая организация: Российская академия предпринимательства
Диссертационный совет по экономическим наукам Д 502.006.03 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Цель - анализ особенностей формирования отношений социального партнерства
в агропромышленном комплексе и прежде всего на сельскохозяйственных предприятиях
в условиях кризисного состояния социально-трудовой сферы.
Задачи:
Объект исследования - субъекты социального партнерства в АПК на федеральном, региональном и местном уровнях.
Научная новизна:
Задачи:
- раскрыть предпосылки возникновения социального партнерства как особой системы
регулирования социально-трудовых отношений;
- обобщить международный опыт развития социального партнерства и показать перспективы
его использования в России;
- исследовать особенности социально-трудовых отношений в АПК и их влияние на социальное
партнерство;
- показать резервы совершенствования взаимодействия сторон;
- рассмотреть особенности субъектов социального партнерства;
- обобщить опыт органов государственной власти и местного самоуправления в развитии
социального партнерства на селе.
Объект исследования - субъекты социального партнерства в АПК на федеральном, региональном и местном уровнях.
Научная новизна:
- конкретизированы теоретико-методологические основы социального партнерства в
агропромышленном комплексе; переход от планового регулирования социально-трудовых
отношений к рыночным в АПК проходит тяжело и неравномерно, сдерживая процессы устранения
монополии государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, становления
равноправных партнеров и достижения реального равенства между участниками социального
партнерства;
- показано, что в рамках созданной в РФ нормативно-правовой базы степень развития
социального партнерства в отдельных отраслях экономики определяется уровнем созревания
экономических, социальных, политических, правовых и морально-психологических условий;
в агропромышленном комплексе России в силу различных причин развитие рыночных отношений
значительно отстает от уровня промышленных отраслей, а партнерские отношения только
формируются и носят зачастую формальный и противоречивый характер;
- уточнено, что основной сферой регулирования социально-трудовых отношений посредством
социального партнерства является ядро АПК - сельскохозяйственные предприятия, в которых
работает более половины всех занятых в сельском хозяйстве и для которых характерны
все формальные элементы социального партнерства; вне этой сферы (личные подсобные
хозяйства, часть крестьянских (фермерских) хозяйств) регулирование трудовых отношений
в договорной форме затруднено из-за отсутствия работодателя;
- доказано, что важной особенностью социального партнерства в АПК является незавершенность
процесса формирования рынка труда: свобода и право выбора имеются только у одного
субъекта договорных отношений (у работодателя) - у другого субъекта (у работников
предприятий) полной свободы и права выбора практически нет;
- аргументировано, что в условиях нынешнего состояния трудовой сферы и перераспределения
собственности в АПК требуются новые подходы к работе всех звеньев профсоюзов, чья
деятельность должна сосредотачиваться на более эффективном представительстве и защите
интересов работников, на их взаимодействии с работодателями, государственными органами
и органами местного самоуправления;
- показано, что значительным резервом развития социального партнерства в АПК является
ликвидация правового нигилизма со стороны работодателей: в колдоговорах сельхозпредприятий
Смоленской области практически отсутствуют требования тарификации работ и профессий,
переаттестации работников, повышения квалификации работников управления, особенно
занимающихся проблемами труда и заработной платы;
- обоснована двоякая роль государства в социальном партнерстве: а) роль государства как органа власти связана с тем, что сельское хозяйство, как и все сельское население, в силу своей специфичности зависит от государственной помощи в создании условий развития рыночных и партнерских отношений в АПК; б) роль государства как субъекта трудовых отношений обязательна, когда заключаются соглашения с полным или частичным финансированием из бюджетов всех уровней.