Эксоцман
на главную поиск contacts

Особенности формирования социального партнёрства в агропромышленном комплексе

Опубликовано на портале: 15-12-2004
Москва, 2003
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Экономика труда
Номер совета: Д 502.006.03

Aннотация:
Диссертация выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент Фролов Борис Иванович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Архипов Анатолий Иванович, кандидат экономических наук, доцент Сидорова Вера Николаевна.
Ведущая организация: Российская академия предпринимательства
Диссертационный совет по экономическим наукам Д 502.006.03 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


Цель - анализ особенностей формирования отношений социального партнерства в агропромышленном комплексе и прежде всего на сельскохозяйственных предприятиях в условиях кризисного состояния социально-трудовой сферы.

Задачи:

  • раскрыть предпосылки возникновения социального партнерства как особой системы регулирования социально-трудовых отношений;

  • обобщить международный опыт развития социального партнерства и показать перспективы его использования в России;

  • исследовать особенности социально-трудовых отношений в АПК и их влияние на социальное партнерство;

  • показать резервы совершенствования взаимодействия сторон;

  • рассмотреть особенности субъектов социального партнерства;

  • обобщить опыт органов государственной власти и местного самоуправления в развитии социального партнерства на селе.

Предмет исследования - социально-экономические и правовые отношения между работниками, работодателями и органами власти по поводу согласования интересов в сфере социально-трудовых отношений АПК.

Объект исследования - субъекты социального партнерства в АПК на федеральном, региональном и местном уровнях.

Научная новизна:
  • конкретизированы теоретико-методологические основы социального партнерства в агропромышленном комплексе; переход от планового регулирования социально-трудовых отношений к рыночным в АПК проходит тяжело и неравномерно, сдерживая процессы устранения монополии государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, становления равноправных партнеров и достижения реального равенства между участниками социального партнерства;
  • показано, что в рамках созданной в РФ нормативно-правовой базы степень развития социального партнерства в отдельных отраслях экономики определяется уровнем созревания экономических, социальных, политических, правовых и морально-психологических условий; в агропромышленном комплексе России в силу различных причин развитие рыночных отношений значительно отстает от уровня промышленных отраслей, а партнерские отношения только формируются и носят зачастую формальный и противоречивый характер;
  • уточнено, что основной сферой регулирования социально-трудовых отношений посредством социального партнерства является ядро АПК - сельскохозяйственные предприятия, в которых работает более половины всех занятых в сельском хозяйстве и для которых характерны все формальные элементы социального партнерства; вне этой сферы (личные подсобные хозяйства, часть крестьянских (фермерских) хозяйств) регулирование трудовых отношений в договорной форме затруднено из-за отсутствия работодателя;
  • доказано, что важной особенностью социального партнерства в АПК является незавершенность процесса формирования рынка труда: свобода и право выбора имеются только у одного субъекта договорных отношений (у работодателя) - у другого субъекта (у работников предприятий) полной свободы и права выбора практически нет;
  • аргументировано, что в условиях нынешнего состояния трудовой сферы и перераспределения собственности в АПК требуются новые подходы к работе всех звеньев профсоюзов, чья деятельность должна сосредотачиваться на более эффективном представительстве и защите интересов работников, на их взаимодействии с работодателями, государственными органами и органами местного самоуправления;
  • показано, что значительным резервом развития социального партнерства в АПК является ликвидация правового нигилизма со стороны работодателей: в колдоговорах сельхозпредприятий Смоленской области практически отсутствуют требования тарификации работ и профессий, переаттестации работников, повышения квалификации работников управления, особенно занимающихся проблемами труда и заработной платы;
  • обоснована двоякая роль государства в социальном партнерстве: а) роль государства как органа власти связана с тем, что сельское хозяйство, как и все сельское население, в силу своей специфичности зависит от государственной помощи в создании условий развития рыночных и партнерских отношений в АПК; б) роль государства как субъекта трудовых отношений обязательна, когда заключаются соглашения с полным или частичным финансированием из бюджетов всех уровней.



Ключевые слова

См. также:
В.З. Мазлоев, А.Ю. Аджиева
Экономические науки. 2010.  Т. 63. № 2. С. 173-177. 
[Статья]
Владимир Иванович Якунин
Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 58-68. 
[Статья]
Виктор Викторович Комаровский
Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 21-32. 
[Статья]
А.-З. Р. Джендубаев, М.М. Мамбетов
Вопросы экономики и права. 2011.  № 12. С. 110-114. 
[Статья]