Эксоцман
на главную поиск contacts

Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения

Опубликовано на портале: 19-05-2004
Белгород, 1999
Организация: Белгородская государственная сельскохозяйственная академия (Белгородская государственная сел)
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (специальность 22.00.08 - социология управления).


Работа выполнена на кафедре экономической теории и политологии Белгородской государственной сельскохозяйственной академии

Научный руководитель доктор социологических наук, профессор Н.С.Данакин

Официальные оппоненты доктор социологических наук, профессор И.С.Болотин;
кандидат социологических наук А.В.Холод

Ведущая организация: Центр социологических исследований Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Отсутствие должного внимания к ней создает ситуацию, угрожающую существованию не только современного российского государства и общества, но лишающую перспектив существования цивилизацию и культуру России в целом. Перемены в обществе создали ситуацию, которую можно определить как "конфликт поколений". Этот конфликт создает существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре.

Происходящие в обществе изменения породили также противоречие между новыми требованиями к личности, с одной стороны, и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Это противоречие затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям Разрешение данного противоречия связано с разработкой и реализацией новой концепции воспитательной деятельности, повышением уровня управления ею.

Поскольку социально-экономическая модернизация России приняла превращенную форму вестернизации, постольку серьезными деформациями характеризуется процесс эволюции молодежных ценностей. Требуется корректировка ценностных ориентации молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это можно лишь в процессе целенаправленной воспитательной работы.

Наконец, для современной России характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, учебных заведений, молодежной субкультуры. Их состояние не позволяет реализовать основные воспитательные цели. Поэтому особенно важно не только решить концептуальные проблемы воспитательной деятельности, но и разработать эффективно действующую модель управления воспитательным пространством на всех уровнях.

Важное значение имеет управление воспитательной деятельностью в средних специальных учебных заведениях, которые закончили около 22% всех специалистов, работающих в народном хозяйстве. Сегодня в них обучается более двух миллионов студентов. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства.

Практика показывает, что средние специальные учебные заведения во многом сохранили опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства. Но и здесь оно характеризуется рядом негативных явлений: неудовлетворенностью значительной части студентов уровнем профессиональной подготовки, усилением асоциального поведения в студенческой среде; потерей воспитательных ориентиров; отчуждением молодежи от воспитательного процесса; недостаточной результативностью воспитательной деятельности. Все это повышает требования к воспитательной деятельности в ССУЗах, предполагает разработку и совершенствование технологий управления воспитательным процессом.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
  • во-первых, значимостью решения проблемы воспитания молодежи в условиях системного кризиса российского общества;
  • во-вторых, выдвижением новых требований к личности в контексте развития модернизационных процессов в России;
  • в-третьих, недостаточной эффективностью функционирования воспитательного пространства средних специальных учебных заведений; наличием нерешенных проблем, связанных с недостаточно эффективным управлением данной сферой.

  • Степень разработанности темы. Проблемы воспитания молодежи всегда находились в центре внимания советских, а позднее и российских ученых. В частности, в 60-е - 80-е годы были опубликованы фундаментальные работы по проблемам личности, ее формирования и воспитания (в ряде случаев "коммунистического воспитания") таких авторов как Б.Г.Ананьев, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Т.Н.Мальковская, В.П.Тугаринов, Е.Т.Соколова, А.Г.Харчев, К.А.Шварцман и другие.

    В ряде исследований специально анализировались вопросы воспитания студенческой, главным образом вузовской молодежи (Н.Ф.Головатский, В.Т.Дмитриев, Л.Н.Лесохина, В.Т.Лисовский, Т.В.Шадрин).

    Однако, ситуация системного кризиса, сложившаяся в конце 80-х - первой половине 90-х годов, в значительной степени обесценила ряд конкретных социологических исследований прошлого по проблемам воспитания, многие выводы утратили свою актуальность. В этих условиях потребовались новые подходы к исследованию проблем воспитания молодежи, в том числе и студенческой молодежи. Отражением данной потребности, которая все более принимает форму социального заказа, явились в последнее время публикации известных философов, социологов, педагогов: А.И.Ковалевой, В.Т.Лисовского, В.А.Ядова и некоторых других авторов. В их работах дан комплексный анализ новой социально-экономической, политической и духовной среды, определяющей процесс воспитания в обществе, проблемы формирования личности, ее адаптации и социальной идентификации.

    Важным шагом в теоретическом осмыслении проблемы воспитания в новых условиях стала разработка и обоснование концепции воспитания жизнеспособных поколений (П.П.Бабочкин, П.М.Ильинский). Существенное значение для понимания проблем воспитания современной молодежи имеет и комплексное исследование молодежных ценностей.

    В ряде работ анализируется специфика конкретных направлений воспитания в современных условиях: патриотического воспитания (А.И.Вдовин, А.А.Крупник, В.В.Макаров); формирование гуманистического мировоззрения; нравственного воспитания (Н.Л.Зеленкова, В.В.Иващенко). Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая молодежь (А.В.Меренков, И.Э.Надуткина, Т.Э.Петрова).

    Важное значение для разработки темы диссертационного исследования имеет теория воспитательных пространств, обоснованная в трудах Ю.П.Сокольникова, О.И.Попова, С.Н.Сивкова. Для анализа сложившейся практики управления воспитательным пространством средних специальных учебных заведений, разработки рекомендаций по оптимизации данной деятельности поучительны выводы, сформулированные специалистами по изучению социологии управления, социальной технологии, социальному проектированию (Н.В.Бестужев-Лада, Н.С.Данакин, Л.Я.Дятченко, Н.Ф.Девятко, В.Н.Иванов, Г.А.Котельников, В.И.Патрушев, Ж.Т.Тощенко). Тем не менее, до настоящего времени процесс воспитания студенческой молодежи в средних специальных учебных заведениях не подвергался комплексному социологическому анализу, нет специальных работ, посвященных специфике управления воспитательным пространством ССУЗа.

    Основные проблемы исследования.
    Изучение опыта воспитательной деятельности в средних специальных учебных заведениях дает основание для вывода о его недостаточной адаптированности к чрезвычайно сложным социальным условиям современной России. В этой связи встает несколько проблем:
    1. Каковы должны быть цели воспитания в ССУЗе с учетом изменившейся общественной ситуации и новых требований к личности?
    2. Как обеспечить максимально эффективное функционирование воспитательного пространства среднего специального учебного заведения, наладить оптимальное управление им?
    3. Что необходимо сделать, чтобы поддержать стабильность ссузовского воспитательного пространства под деструктивным воздействием антисоциальных тенденций в современном обществе?

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в определении основных характеристик воспитательного пространства средних учебных заведений и разработке на этой основе рекомендаций по оптимизации процесса управления этим пространством.

    Задачи исследования:
      - определение целей воспитания в среднем специальном учебном заведении;
      - анализ специфики и структуры воспитательного пространства ССУЗа как объекта управленческого воздействия;
      - изучение возможностей и последствий применения технологий социального управления для оптимизации воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении.
    Объект исследования - воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении. Предмет исследования - элементы и системные взаимосвязи воспитательного пространства ССУЗа.

    Теоретико-методологические основы исследования. Анализ теоретико-методологических разработок проблем воспитания молодежи в современных условиях позволяет определить следующие методологические парадигмы исследования.

    Первый уровень. Общая методология изучения социально-экономических процессов в России, осуществляемая в рамках концепции транзитологии. Применение к условиям российских регионов социологических моделей, разработанных в русле транзитологии (Д.Растоу, Г.О.Доннел, Ф.Шмиттер, А.Пшеворский и другие) позволяет рассматривать происходящие в странеперемены как развитие политико- модернизационного процесса, в основе которого лежат несколько факторов:
    1) изменения социальной структуры общества в направлении от социума, соединяющего в себе черты архаической социальности и индустриального общества, к обществу индустриальному;
    2) модификация системы ценностей основных статусных групп, сознание которых было и в значительной мере еще остается мифологизированным к ценностным системам, основанным на рационализме, материализме, выдвижении в качестве главной ценности стремления к выживанию. В конечном счете, речь идет о смене основной парадигмы мышления человека в направлении от ценностно-рациональной к целерациональной (М.Вебер).

    На практике это означает: изменение ценностных приоритетов молодежи; снижение эффективности традиционных форм воспитательной деятельности; нарастание дисфункциональных тенденций в системе отношений преемственности между поколениями; усиление непонимания между объектами и субъектами воспитания.

    Второй уровень. Теории среднего уровня, описывающие процесс социализации. Теория Т.Парсонса, включающая в себя положение о том, что важнейшим условием социализации индивида является его адаптация к социальной среде. Процесс адаптации достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение ее к современным знаниям. Важная роль здесь принадлежит системе образования, которая осуществляет отбор воспитуемых для выполнения в будущем социальных ролей.

    Теория социальной аномии Р.Мертона, согласно которой отношения личности и общества могут характеризоваться согласованностью-рассогласованностью. Аномия, ведущая к социальным конфликтам следствие несогласованности. Понять ее природу можно при условии представления о несовпадении нормативной структуры и структуры возможностей. Следует тщательно анализировать именно эту проблему.

    Теория социализации личности И.Кона. Согласно И.Кону, в условиях индустриального общества усиливается вероятностный характер социализации. Это связано с повышением автономности личности, которая объективно необходима для формирования гибкой творческой личности. Однако, автономность ведет к увеличению возможностей социальных аномалий, отклоняющегося поведения.

    Третий уровень. Теория воспитательных пространств. Согласно этой теории, воспитательные пространства представляют собой территории, на которых осуществляется процесс воспитания; имеют динамичную структуру; обладают характеризующими их параметрами; разнообразны по характеристикам и поддаются классификации. Применение данной теории дает возможность говорить о наличии особого воспитательного пространства средних специальных учебных заведений и исследовать его основные параметры.

    Эмпирическую основу исследования составили:
    1. Статистические данные, характеризующие состояние средних специальных учебных заведений в России и Белгородской области
    2. Данные исследования "Молодежь России", осуществленного по программе и методике Института молодежи г. Москва. Объем выборки 3839 респондентов. Тип выборки: районированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов, репрезентативная для каждой возрастной группы. В работе использованы результаты исследования, полученные в Белгородской области.
    3. Результаты социологического исследования "Организация воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях Белгородской области", проведенного соискателем в сентябре - октябре 1998 года. Исследование включало:
      3.1. Документально-статистический анализ материалов, относящихся к деятельности белгородских ССУЗов.
      3.2. Изучение системы нормативно-правовых актов, относящихся к проблеме воспитания, принятых на федеральном и областном уровнях, а также муниципальными объединениями.
      3.3. Контент-анализ областной и местной прессы.
      3.4. Анкетный опрос, включающий в себя:
      - опрос молодежи, обучающейся в средних специальных учебных заведениях области - выборочная совокупность 800 респондентов;
      - опрос преподавателей ССУЗов (выборочная совокупность 300 респондентов);
      - опрос экспертов (23 человека).
    Опрос учащейся молодежи осуществлялся методом гнездовой двухступенчатой выборки. В качестве гнезд (кластеров) или групп выделяются средние специальные учебные заведения области. На первом этапе производился отбор гнезд в соответствии с требованиями минимальных различий между ними и максимальной неоднородности составляющих их единиц. В рамках самих гнезд опрос проводился по методу многоступенчатой квотной выборки, репрезентативной к социально- демографической структуре учащейся молодежи. Квотными признаками в данном случае выступали: пол, курс обучения.

    Опрос преподавателей ССУЗов проводился по той же методике. Квотными признаками выборки были: пол, возраст, время работы в системе среднего специального образования.

    Экспертный опрос проводился по методу случайной выборки. В основе отбора экспертов лежали следующие критерии: род деятельности; наличие ученой степени в сфере социальных наук; участие в разработке и реализации воспитательных программ.

    Научная новизна исследования заключается:
      - в обосновании методологии определения целей и задач воспитательной деятельности в среднем специальном учебном заведении применительно к современным общественным условиям;
      - в характеристике особенностей и динамики воспитательного пространства среднего специального учебного заведения, его основных структурных элементов (деятельностного, образовательного, коммуникативного, информационного, компаративного, предметного, эмоционального и экологического);
      - определении условий и возможности применения технологий социальной адаптации, регуляции, прогнозирования и проектирования для оптимизации управления воспитательным пространством ССУЗа; разработке оптимальной модели (матрицы) применения технологий социальной регуляции.
    Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем рекомендации по совершенствованию процесса управления воспитательным пространством могут быть применены в любом среднем специальном учебном заведении.

    В процессе исследования разработана и применена методика проведения социологического исследования, позволяющего выявить отношение к состоянию основных компонентов воспитательного пространства ССУЗов со стороны студентов, преподавателей и экспертов в данной области. Подобное исследование может быть положено в основу процесса социальной диагностики состояния ссузовского воспитательного пространства.

    В диссертации разработана матрица применения технологий социальной регуляции для стабилизации воспитательного пространства средних специальных учебных заведений. С учетом отраслевой и региональной специфики данная матрица может быть применена в учебных заведениях данной категории.

    Положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в ВУЗах Российской Федерации при чтении общих и специальных курсов по социологии, педагогике, социальной работе, социологии образования и социологии молодежи.

    Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на международных, российских и региональных конференциях:
    "Социально-экономические проблемы переходной экономики (региональный аспект)" (Старый Оскол, 1997);
    "Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века?" (Санкт-Петербург, 1998);
    "Молодежь и общество на рубеже веков" ( Москва, 1998);
    Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию образования Белгородской области (Белгород, 1999).

    Результаты диссертационного исследования использовались при проектировании и организации воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях г. Старого Оскола и, прежде всего, в педагогическом колледже.

    По материалам диссертации подготовлено 6 научных публикаций. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре экономической теории и политологии Белгородской государственной сельскохозяйственной академии.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Основное содержание работы

    Во "Введении" обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, а также положения и выводы, выражающие научную новизну работы, ее практическую значимость.

    В первом разделе - "Цели воспитания студентов средних специальных учебных заведениях" раскрывается методология обоснования целей и задач воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях.

    Существенные трудности, неизбежно возникающие при намерении оптимизировать управление воспитательным процессом, в значительной степени, связаны не с ее структурно-функциональными особенностями, а с более глобальными вопросами, затрагивающими место и роль воспитания в обществе, неопределенность его перспективной стратегии. Важнейшее значение для управления воспитательным пространством имеет обоснование целей воспитательной деятельности, которые определяют функции всех ее значимых компонентов. В то же время структура целевых ориентации является одной из наименее разработанных проблем современной теории воспитания в России.

    В настоящее время в отечественной литературе преобладает подход к ее решению с позиций концепции воспитания жизнеспособной личности (жизнеспособных поколений), разработанной учеными из Института молодежи. При всех позитивных чертах (учет современного состояния российского общества, особенностей нынешней молодежи) этот подход целиком ориентирован на современную социальную ситуацию и слабо учитывает как российские культурно-исторические традиции, так и перспективы России. Ориентация на данную модель придает воспитательной работе ситуативный характер, вынуждает субъекта воспитательной деятельности адаптироваться к наличным, далеко не благоприятным общественным отношениям, репродуцировать, главным образом, вестернизированные, не связанные с отечественной традицией установки и мифы.

    Представляется целесообразным в качестве исходного основания определения целей воспитания рассматривать нормативную модель личности, которая может быть полной лишь при условии определения целей развития всего общества, общенациональной идеи. Только данная модель, построенная с учетом социальной перспективы, отраженной и обобщенной в концепции социального развития и структурированной в виде системы социальных целей, способна выступить в качестве ориентира всей воспитательной деятельности.

    В силу недостаточной разработанности проблемы перспективных целей социального развития России сегодня можно лишь в предельно общем виде определить главную цель, которая связана с обеспечением развития российской цивилизации и культуры на основе преемственности и развития национальных культурно-исторических традиций. Такой подход дает основания сформулировать основные качества нормативной личности, на которые должна ориентироваться система воспитания. Это - гуманизм, гражданственность, патриотизм, нравственность, сочетание свободы и ответственности, инновационный и творческий потенциал. Соответственно им определяются и цели воспитания: гуманистическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание свободолюбия и социальной ответственности, а также воспитание нравственных качеств, инновационной готовности и способности к творческой деятельности. Наряду с качествами нормативной личности при формулировке целей воспитания в ССУЗе необходимо учитывать: специфику современной социальной ситуации; особенности объекта воспитательной работы; готовность субъекта к реализации целевых установок, степень его солидарности с ними.

    Характер воздействия социальной ситуации на систему воспитательных целей, как нам представляется, сводится к двум моментам. С одной стороны, социальные условия актуализируют ту или иную цель воспитательной деятельности (условно можно говорить о "позитивном" влиянии). С другой стороны, специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это "негативным" влиянием).

    Таким образом, влияние наличной социальной ситуации в данной связи, во-первых, противоречиво. Во-вторых, оно прослеживается, главным образом, на уровне макросоциальных процессов, ибо при всех региональных и местных различиях основные тенденции социального развития в России остаются одни и те же. На воспитание гуманистического мировоззрения, на первый взгляд, практически в равной степени действуют как "позитивные", так и "негативные" факторы. Однако, "негативные" по своему содержательному значению весьма существенны и обусловлены некоторыми глобальными тенденциями развития российского общества. Результатом их воздействия является отмечаемая исследователями дегуманизация социума, особенно молодежи, выражающаяся в распространении жестокости, агрессивности, росте криминальной активности.

    В настоящее время в российском обществе практически отсутствуют достаточные объективные условия для воспитания гражданственности и патриотизма у молодежи. Связано это, в первую очередь, с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры, нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как поражения в локальных военных конфликтах (Афганистан, Чечня), просчеты во внешней политике. В значительно большей степени современная социальная ситуация стимулирует воспитание свободолюбия. Однако, российское общество во многих аспектах сохраняет значительные традиции корпоративизма, существенно ограничивающие свободу.

    Современное состояние общества создает очень мало предпосылок для воспитания нравственных качеств. К числу "негативных" факторов в данном случае относятся: криминализация общества; сокращение возможностей для "честного труда"; распространение бедности; политизация общества (в данном случае имеется в виду то, что политика в современной России неизбежно несет в себе черты популизма, который, безусловно, несовместим с нормами морали); кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей; универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества.

    Существенным образом на характер и структуру воспитательных целей влияет специфика объекта воздействия. При этом данное влияние прослеживается не только на макро-, но и на микроуровне (уровне отдельных групп, коллективов образовательных и воспитательных учреждений). Решающую роль в данном случае играет специфика ценностей молодежи, которые могут либо способствовать реализации целевых установок, либо препятствовать ей. Проблема современных молодежных ценностей в настоящее время является объектом пристального внимания ученых. Анализ ее дает возможность определить следующие особенности ценностных ориентаций молодежи.

    Прежде всего, в молодежной среде усиливается установка на высокий образовательный уровень. Так, по данным мониторинга "Молодежь России" в целом по стране 21,0% молодых людей заявили, что образование, профессия являются для них наиболее важным в жизни. Среди жизненных проблем образование и воспитание вышли на второе место. На третьем месте они стоят и у белгородской молодежи (19,21%). Однако, необходимо заметить, что образование рассматривается молодыми людьми преимущественно не в отношении его значения для саморазвития личности, а как средство для профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус и социальный престиж. Поэтому ценность образования, существенная сама по себе, в данном случае выступает как безотносительная по отношению к решению проблем смысла жизни, различения добра и зла, блага и неблагополучия. В свою очередь неудовлетворительность решения этих проблем стимулирует развитие опасной тенденции аморализма, допустимости нарушения нравственных и иных социальных норм, если это необходимо для достижения личного благополучия. В молодежной среде все более утверждается ситуативная мораль, хотя этот процесс и существенно затруднен в силу его неорганичности отечественной культурно-исторической традиции и сохранению определенного влияния религии на молодежь.

    Сегодня ощущается падение интереса молодых людей к смысложизненным ценностям, которое стимулируется и широким распространением в молодежной среде массовой культуры, образцы которой не только несут в себе огромный потенциал аморализма, жестокости, насилия, но и достаточно откровенно пропагандируют в качестве всеобщего образца "одномерную личность", лишенную высоких порывов и духовных интересов. Нарастание интереса к массовой культуре наметилось в молодежной среде еще на рубеже десятилетий и проявлялось в ориентации на "легкое чтиво", предпочтение развлекательных кинофильмов и телепередач, непопулярности традиционной народной культуры и высокого искусства.

    Ряд исследований девиантного поведения молодежи, проведенных в Белгородской области, выявил отсутствие резкой границы в ценностях и интересах "благополучной" и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия девиантности. Характеристики девиантной среды (с некоторыми ограничениями) становятся действительными для молодежи в целом, по меньшей мере, ее некоторых групп.

    Существенно значимой становится ценность карьеры и делового успеха. В этом отношении молодые люди являются максимально прагматичными и рационально мыслящими. Снижается значение коллективистских ценностей. Молодые люди, желающие принести пользу стране и человечеству, составляют среди опрошенных лишь 15,87 %. Примечательным в данной связи является то, что 31,32 % опрошенных хотели бы родиться и жить не в России, а в какой- либо другой стране. 39,87 % не хотели бы этого. 27,97 % - затруднились ответить.

    Эти данные можно дополнить следующим выводом. Современный молодой человек весьма обеспокоен решением четырех главных проблем: здоровье, деньги, возможность получения образования (повышения квалификации), жилищная проблема. Поскольку данные проблемы решаются неудовлетворительно, молодые люди довольно скептически относятся к своим жизненным перспективам.

    Все сказанное позволяет утверждать, что характер ценностных ориентации современной молодежи существенно затрудняет реализацию таких целей воспитания, как гражданственность, патриотизм и нравственность, хотя и не отменяет их в целом.

    Наконец, еще одним фактором, определяющим структуру целей и задач воспитательного процесса, является потенциал субъекта воспитательно- педагогической деятельности. В данном отношении очевидно, что в любом коллективе могут быть реализованы только те целевые установки, которые соответствуют возможностям воспитателей. Воспитательный потенциал коллектива - субъекта воспитания, по мнению многих исследователей, определяют следующие условия:
      - сочетание общепедагогической и специальной подготовки для ведения воспитательной работы;
      - единство теории и практики воспитательной деятельности;
      - комплексное планирование;
      - координация форм и методов с уровнями воспитательной работы.
    По нашему мнению, эти условия должны быть дополнены следующими. Во-первых, субъект и объект должны быть солидарны в постановке и достижении целей воспитательной деятельности. Только такая солидарность обеспечивает эффективность воспитательного воздействия. Любое противоречие в целевых установках порождает конфликты и различного рода девиации. Во-вторых, достижение этих целей зависит от эффективности управления воспитательным пространством средних специальных учебных заведений. Однако, как показало наше исследование, 30 % экспертов считают, что данная идея вообще отсутствует в учебных заведениях; 4,3 % считают, что она начинает разрабатываться. Лишь 17,4 % опрошенных уверены, что данная идея лежит в основе развития и совершенствования воспитательной работы.

    Во втором разделе диссертации "Субъектно-объектное взаимодействие в рамках воспитательного пространства среднего специального учебного заведения" - раскрываются особенности воспитательного пространства среднего специального учебного заведения, то есть социально-педагогической среды ССУЗа с присущими ей параметрами. К числу этих параметров относятся следующие.
    1. Степень развитости воспитательного пространства, которая, по мнению Ю.П.Сокольникова, определяется следующими факторами:
      - какую часть членов общества охватывает данная воспитательно-образовательная система (очевидно, в данном случае следует добавить: и тем, что из себя представляет данная статусная группа в отношении основных социальных качеств);
      - какие сферы их жизнедеятельности она охватывает;
      - насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства;
      - насколько сформированы и педагогически целесообразны связи между его компонентами, придающие этому пространству целостность и влияющие на эффективность воспитания.
    2. Образовательный потенциал пространства. По нашему мнению, он характеризуется:
      - уровнем информационного обеспечения пространства;
      - характером информации;
      - степенью ее доступности;
      - совокупностью включенных в образовательно-воспитательный процесс интеллектуальных качеств его участников.
    3. Управляемость воспитательным пространством, которая предопределяется:
      - наличием или отсутствием управляющей подсистемы;
      - существованием концепции и программы управления;
      - наличием механизмов управления;
      - характером имеющихся ресурсов управления.
    Воспитательное пространство - многоуровневое образование, в котором можно выделить, по меньшей мере, семь уровней (компонентов): деятельностный, коммуникативный, компаративный, информационный, эмоциональный, социально- предметный, экологический.
    Деятельностный элемент воспитательного пространства или, иными словами, деятелъностная среда - это среда непосредственной самореализации, самоутверждения личности. Люди утверждают себя по-разному и в разных направлениях (профессиональная деятельность, любительские занятия, учеба, спорт, одежда и др.). Есть и такая категория людей, у которых заметно выражена потребность самоутверждения, проявить себя, но не хватает жизненного опыта, воли, уверенности в себе, чтобы утвердиться достойным способом. Отклонения от разумного направления самоутверждения достигают иногда и опасной точки. Образуется так называемый "комплекс Герострата". Обеспечение разумного и высокого смысла деятельности учащегося - принципиальная задача оптимизации воспитательного пространства.

    Коммуникативная среда - это среда непосредственного общения. Ограничение одних форм общения, блокирование других и поощрение третьих - это только некоторые способы социальной оптимизации в сфере межличностного общения.

    Компаративная (от латинского соmparatio - сравнивать, сопоставлять) среда - это та среда, которая выступает социальным фоном для сравнения и самосравнения человека. Человек выступает для другого своего рода "зеркалом", в котором тот видит себя, свои достоинства и недостатки. Причем, в одном случае сравнительный фон вдохновляет человека, в другом вызывает комплекс неполноценности. Регулирование компаративного фона человека также входит в число задач (методов) оптимизации управления социальным пространством.

    Предметная среда человека включает в себя множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность. Предметы и предметные структуры, значимые для человека, оказывают регулирующее воздействие на их обладателей или их создателей.

    Экологическая среда - это система обслуживания учащихся, которая включает в себя бытовые, транспортные и другие услуги. Важное значение имеют здесь: 1)гуманный характер услуг, 2)адресная направленность, 3)достаточность и своевременность услуг, 4)корректность и достаточность их предоставления.

    Не менее важное значение имеет благоприятная эмоциональная среда, повышающая настроение учащихся, их работоспособность, готовность к контактам. Информационная среда характеризуется содержанием и объемом необходимой и достаточной информации, ее источниками, направленностью и плотностью, каналами передачи, соотношением прямой и обратной связей. Есть, вероятно, и другие характеристики. Становится все более очевидной практическая задача конструирования и организации информационной среды с учетом особенностей жизнедеятельности и потребностей тех или иных социальных субъектов и организаций. Существовавшая в советский период тоталитарная система конструирования и организации единой, упрощенно-унифицированной информационной среды потерпела крах, но взамен ей пока ничего не предложено. В современном российском обществе установился своего рода "информационный беспредел". Это относится, прежде всего, к содержанию информационных потоков, которые, как весеннее половодье, вбирают и несут в себе все светлое и темное, нужное и ненужное, годное и негодное... Стало уже общим местом в претензиях и жалобах на средства массовой информации их обвинение в пропаганде насилия и жестокости, бескультурья и бездуховности. Средства массовой информации ориентируются, преимущественно, на сиюминутные запросы людей - если вообще можно говорить о такой ориентации - в ущерб их базовым потребностям и притязаниям. В свое время мы страдали от пресловутого "производства ради производства". Сейчас такого уже нет, и рынок вступает в роль регулятора производства. Однако, в производстве информации эта схема все еще работает. Образовалась огромная информационная империя, предписывающая обществу свои ценности, задающая свои нормы и правила поведения. Совсем недавно было модно сравнивать науку и технику с джином, выпущенным из бутылки. Сегодня становится все более очевидным, что таким джином оказываются неуправляемые и непрогнозируемые информационные потоки.

    Самодостаточное обособление приводит к их отчуждению от социального субъекта и, соответственно, к отчуждению социального субъекта от информационных потоков. Образуется отчужденно-разрушительная среда.

    Экологизация информационной среды предполагает четкое определение "нормального состояния" функционирования и развития социального субъекта. Если иметь в виду отдельного человека как социального субъекта, то предлагаются пять обобщенных признаков для выявления и определения человеческой нормы: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, профессионализм и нравственное здоровье. Экологически чистая информационная среда должна обеспечивать сохранение и развитие этих признаков, выражающих в совокупности качество человека.

    Оптимизация информационной среды подразумевает гуманизацию информационной среды, ее приближение к человеку, обеспечение "соразмерности" с его реальными жизненными проблемами; формирование информационной среды с учетом особенностей и запросов учащихся; тщательный отбор информации по критериям необходимости и достаточности; современное техническое обеспечение многоканальной и дифференцированной организации информационных потоков.

    Анализ воспитательного пространства средних специальных учебных заведений позволяет выделить следующие его характерные особенности.
    1. Объектом воспитания в ССУЗах, в основном, являются лица в юношеском возрасте, проблема воспитания которых стоит особенно актуально, поскольку именно в этот период происходит самоопределение человека, выработка его жизненной позиции, мировоззрения, становление своего "Я". Следует подчеркнуть, что в ССУЗы в основном приходит своего рода "второй эшелон" молодежи, которая в ряде случаев отстает по уровню развития от вузовской и, как показывают исследования и практика, в последние годы все более снижается ее образовательный и культурный потенциал.
    2. Существенной особенностью воспитательного пространства ССУЗа является мотивация поступления в него. Хотя для студентов средних специальных учебных заведений образование достаточно тесно увязано с идеей получения диплома, данный мотив не является превалирующим. Гораздо важнее для них жизненный успех. В этом отношении студенты ССУЗов представляют собой более благоприятный объект воспитательного воздействия, которое, в силу специфики их ориентации на профессию, профессиональный успех, очевидно, должно осуществляться, в первую очередь, в ходе профессионального образования и обучения.
    3. Анализ особенностей объекта воспитания дает основание считать, что специфика студенческого сознания, с одной стороны, создает реальные предпосылки для эффективного воздействия в направлении поставленных целей; с другой стороны - препятствует их реализации. Можно утверждать, что, несмотря на достаточно высокий уровень солидарности объекта (студентов) с такими целями воспитания как гуманистическое мировоззрение, патриотизм, нравственность, существуют серьезные препятствия для утверждения этих качеств. Они связаны, главным образом, с деструктивным воздействием общей духовной атмосферы в обществе. В практической воспитательной деятельности необходимо осуществлять постоянную диагностику степени проявления и сочетания негативных и позитивных черт сознания объекта.
    4. Исследование позволяет утверждать, что воспитательное пространство ССУЗа характеризуется довольно высоким уровнем единства субъектно-объектных взаимосвязей. Это выступает в качестве важнейшей предпосылки эффективности воспитательной деятельности. Результативность ее снижается не вследствие разрыва связей субъекта и объекта в рамках ссузовского воспитательного пространства, а под влиянием крайне негативного воздействия внешней среды.

    В третьем разделе диссертационного исследования - "Оптимизация управления воспитательным пространством среднего специального учебного заведения" - отмечается, что в основе управления воспитательным пространством ССУЗа должна лежать идея технологизации данного вида деятельности, связанная с использованием современных технологий социального управления. При этом особое значение для этой сферы управленческой деятельности приобретают социальная диагностика воспитательного пространства, технологии социальной адаптации, социальной регуляции, прогнозирования и проектирования воспитательной работы. Эффективность применения современных социальных технологий решающим образом зависит от определения ключевой проблемы, подлежащей решению. В качестве таковой может рассматриваться проблема негативного влияния среды, практически сводящей на нет большинство воспитательных усилий в ССУЗе. Это обусловлено общим ухудшением воспитательной ситуации в обществе, целенаправленным разрушением духовной атмосферы или, по меньшей мере, ошибками и просчетами в организации воспитательного процесса; а также тем, что средние специальные учебные заведения располагают благоприятным для воздействия объектом воспитательной работы, который в значительной степени солидарен с целями воспитания.

    Особенностью взаимодействия воспитательного пространства ССУЗа и пространств других уровней является противоречие между целевыми установками, определяющими их функционирование. В значительной степени оно обусловлено наличием серьезных дисфункций в воспитательных пространствах семьи, школы, "улицы" (микрорайона, села, города и т.п.). Разрешение этого противоречия требует применения современных технологий адаптационного процесса. К ним относятся: технология проблемной актуализации; технология когнитивно-информационной оптимизации; технология целевого адаптирования, направленная на повышение ценностно- ориентационного уровня учащихся; технология ресурсного обеспечения; технология стимулирования; технология операционно-инструментального обеспечения; технология коммуникативной оптимизации; технология групповой консолидации, группового сплочения; технология организационной оптимизации; технология социально-организационного нововведения.

    Обеспечение стабильности и устойчивости самого воспитательного пространства ССУЗа предполагает применение технологий социальной регуляции. В их числе: нормативная; традиционно-ритуальная; конвенциональная; компаративная; состязательная; коммуникативная; ценностная; оценочная; статусная; символическая; психотерапевтическая; социально-экологическая; селективная; стимулирующая; принудительная; ситуационная. Разработанная в ходе исследования матрица применения этих технологий в условиях ССУЗа дает возможность определить их цели, способы применения и прогнозировать возможные негативные последствия.

    Оптимизация управления ссузовским воспитательным пространством требует развития практики прогнозирования и проектирования воспитательного воздействия. Решение данной задачи можно осуществить путем создания в средних специальных учебных заведениях психолого-педагогических служб, функциями которых являются: диагностика воспитательного процесса, анализ всех компонентов воспитательного пространства; разработка рекомендаций, направленных на совершенствование социальной регуляции воспитательного пространства; работа по повышению квалификации воспитателей; информационное обеспечение воспитательного процесса; прогнозирование и проектирование воспитательного процесса; отслеживание результатов воспитательного воздействия и коррекция воспитательного процесса.

    Диссертационное исследование дает основание для формулировки рекомендаций, способствующих оптимизации воспитательной деятельности в ССУЗе на региональном уровне.

    Поскольку эффективность управления воспитательным пространством средних специальных учебных заведений непосредственно связана с решением задач социальной диагностики, при отделах науки, высших и средних специальных учебных заведений администрации области, субъектов РФ целесообразно создавать информационно-аналитическую группу, в задачи которой входит исследование проблем социологии образования и воспитательной деятельности. При совете директоров средних специальных учебных заведений регионов целесообразно сформировать специальные группы или центры, в задачи которых входит разработка и апробация методик воспитательной деятельности. Целесообразна организация в средних специальных учебных заведениях психолого- педагогических служб, функциями которых являются: диагностика воспитательного процесса, анализ всех компонентов воспитательного пространства; разработка рекомендаций, направленных на совершенствование социальной регуляции воспитательного пространства; работа по повышению квалификации воспитателей; информационное обеспечение воспитательного процесса; прогнозирование и проектирование воспитательного процесса; отслеживание результатов воспитательного воздействия и коррекция воспитательного процесса. Следует восстановить на региональном уровне систему переподготовки кадров работников средних специальных учебных заведений, в задачи которых входит управление воспитательной деятельностью.

    В "Заключении" подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и практические рекомендации по оптимизации управления воспитательным пространством среднего специального учебного заведения.

    По теме диссертации опубликованы следующие работы:

    1. Особенности сознания белгородской молодежи // Государственная молодежная политика в Белгородской области. - Белгород, 1998. - 0,5 п.л.

    2. Управление воспитательным процессом средних специальных учебных (введений: проблемы методологии и методики исследования // Государственная молодежная политика в Белгородской области. - Белгород, 1998. - 0,4 п.л.

    3. Специфика действия факторов инновационного процесса в молодежной среде // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? - СПб., 1998.-0,2 п.л.

    4. Проблема управления воспитательным пространством средних специальных учебных заведений // Молодежь и общество. - М., 1998. - 0,2 п.л.

    5. Проблема занятости молодежи и технология ее решения // Социально- экономические проблемы переходной экономики (региональный аспект). - Старый Оскол, 1998. - 0,2 п.л.

    6. Жизненные ориентации учащейся молодежи// Материалы методологической научно-практической конференции, посвященной 45-летию образования Белгородской области. - Белгород, 1999.- 0,3 п.л.

    ________________________ ПРИМЕЧАНИЯ: 1 См. об этом: Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. - М., 1990; В помощь изучающим концепцию системного понимания воспитания. - Чебоксары, 1993; Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. 1997; Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. - М.: Белгород, 1998.