Развитие территориальной структуры высшей школы России
Опубликовано на портале: 26-07-2004
Москва, 2003
Подтип: | Докторские |
Тематические разделы: | Социология, Социология образования |
Номер совета: | Д 501.001.36 |
Aннотация:
В работе выявлены закономерности развития территориальной структуры высшей школы России для определения основных направлений ее оптимизации.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук
Работа выполнена на кафедре экономической и социальной географии России Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Научный консультант: доктор географических наук,профессор А.И. Алексеев
Официальные оппоненты: доктор географических наук, профессор А.П. Горкин, доктор географических наук, профессор Г.М. Лаппо, доктор технических наук, профессор А.В. Постников
Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Объект исследования - особый социальный институт - высшая школа России. За три столетия развития отечественной высшей школы неоднократно изменялись государственные границы, в состав страны входили новые территории, новые вузы, менялось само государство. Изменялись и географические границы российского образовательного пространства. Автор исходит из того, что историко-географические исследования необходи-
мо проводить в территориальных рамках исторической России.
Предмет исследования - историко-географический процесс территориальной организации высшей школы России. Территориальная организация высшего образования рассматривается в работе в двух аспектах: во-первых, как состояние - размещение центров высшего образования и их взаимосвязи, а также во взаимосвязи с территориальной организацией населения и территориальной организацией хозяйства; и, во-вторых, как процесс изменения указанного состояния в результате саморазвития государственного управления. По мнению Э.Б. Алаева, территориальная структура, обогащенная признаком управления, превращается в территориальную организацию. Если термины «структура», «организация» рассматриваются как статические, а не динамические, то термины «территориальная структура», «территориальная организация» и «размещение» - синонимы1. (Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983. - С. 191.)
Цель исследования - выявление закономерностей развития территориальной структуры высшей школы России для определения основных направлений ее оптимизации.
Задачи исследования
1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования территориальной структуры высшей школы.
2. Исследование становления и развития в России учения о территориальной организации высшей школы.
3. Анализ основных факторов развития территориальной структуры высшей школы.
4. Определение особенностей развития территориальной структуры высшей школы России в различных социально-эко- номических и политических условиях.
5. Выявление влияния территориальной организации высшей школы на региональное развитие.
6. Выявление роли высшего образования в системе расселе- ния в процессе экономического, социального освоения терри- тории России.
7. Анализ отношений центра и периферии в образовательном пространстве России, особенностей региональной политики в сфере высшей школы в различные периоды отечественной ис- тории.
Предмет исследования - историко-географический процесс территориальной организации высшей школы России. Территориальная организация высшего образования рассматривается в работе в двух аспектах: во-первых, как состояние - размещение центров высшего образования и их взаимосвязи, а также во взаимосвязи с территориальной организацией населения и территориальной организацией хозяйства; и, во-вторых, как процесс изменения указанного состояния в результате саморазвития государственного управления. По мнению Э.Б. Алаева, территориальная структура, обогащенная признаком управления, превращается в территориальную организацию. Если термины «структура», «организация» рассматриваются как статические, а не динамические, то термины «территориальная структура», «территориальная организация» и «размещение» - синонимы1. (Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983. - С. 191.)
Цель исследования - выявление закономерностей развития территориальной структуры высшей школы России для определения основных направлений ее оптимизации.
Задачи исследования
1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования территориальной структуры высшей школы.
2. Исследование становления и развития в России учения о территориальной организации высшей школы.
3. Анализ основных факторов развития территориальной структуры высшей школы.
4. Определение особенностей развития территориальной структуры высшей школы России в различных социально-эко- номических и политических условиях.
5. Выявление влияния территориальной организации высшей школы на региональное развитие.
6. Выявление роли высшего образования в системе расселе- ния в процессе экономического, социального освоения терри- тории России.
7. Анализ отношений центра и периферии в образовательном пространстве России, особенностей региональной политики в сфере высшей школы в различные периоды отечественной ис- тории.