Эксоцман
на главную поиск contacts

Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования

Опубликовано на портале: 09-10-2003
Тольятти, 1999
Организация: Тольятинский политехнический институт (Тольятинский политехнический инс)
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Менеджмент, Управление человеческими ресурсами

Aннотация:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования).


Работа выполнена на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания дисциплин Тольяттинского политехнического института.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Корнев Г.П.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Тараносова Г.Н.;
кандидат педагогических наук, доцент Шуберт Ю.Ф.

Ведущая организация: Институт управления образованием РАО г.Москва

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Интеграция России в систему мирового сообщества обусловила ряд проблем, специфических для нашей страны. Одной из таких проблем является необходимость встраивания отечественной системы образования в международное информационное поле без потери собственных достижений в этой области. Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов от проектирования систем управления народного образования до реализации и контроля результатов его перестройки.

Стержневым фактором этой перестройки является демократизация общественных институтов, в процессе которой социальное управление перестает быть вмешательством в исторический процесс методом проб и ошибок или организованным насилием на основе "коллективных решений". Вместе с тем разбуженная инициатива педагогической общественности требует таких организационных форм, которые гармонизируют богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать процесс развития образования, но и переосмыслить статус человека как познающего и действующего субъекта.

Эти требования к сегодняшней и завтрашней системе народного образования находятся в явном противоречии с кризисной ситуацией, в которой оказалось молодое поколение России и неспособностью значительного числа выпускников массовых общеобразовательных школ адаптироваться к новым условиях жизни и труда в нестабильном обществе. Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, снижение уровня его образованности, усиление его оттока в криминогенную среду вызывает необходимость приоритетного решения проблем системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования и отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений.

Все сказанное ставит в ряд наиболее приоритетных исследование такой педагогической проблемы, как усиление эффективности системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования. А она зависит от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования, преодоления консерватизма управленческих форм и структур и в проектировании новых моделей управления на основе научных исследований. Эти направления предпринятого исследования и определяют его актуальность

Современное состояние проблемы исследования. В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в отечественном образовании, и успешность их реализации зависит от макроконтекста управленческих, экономических социальных и психолого-педагогических факторов. Одним из таких направлений является создание интегрированных по структуре и функциям типов образовательных учреждений, соединяющих общее и начальное профессиональное (или допрофессионалъное) образование, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения.
Это направление напрямую связано с другим направлением, естественно продолжающим первое - с разработкой структуры и содержания образования и работы интегрированных учебных заведений. Определяющим условием решения этой задачи является эффективная организация прогностических исследований под руководством и при участии управленческих структур в научных учреждениях педагогического профиля и в сфере практических достижений инновационного характера в школах общего, начального допрофессионального и профессионального типа.
Третье направление связано с осмыслением и проработкой воспитательных и образовательных приоритетов и их реализацией в системе муниципальных, региональных и общегосударственных проектов, так как суть педагогической деятельности в целом состоит не в тиражировании деклараций о должном, а в реальной организации жизни и учения реальных детей.

Разработке теоретических основ этих проблем посвящены работы Н.И.Алпатова, А.В.Арановича, Ю.К.Бабанского, А.В.Барабанщикова, С.Я.Батышева, В.А.Бернацкого, Л.Г.Бескровного, П.О.Бобровского, В.Н.Бондаренко, В.С.Олейникова, А.М.Пырского, В.Я.Слепова, Ю.И.Тарского, В.И.Хальзова, Я.Я.Юрченко и других ученых.
Проблемы непрерывного обучения в учебных заведениях получили теоретическое обоснование в работах С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, А.В.Головачева, И.Д.Клочкова, В.С.Леднева, В.А.Максимова, А.Е.Шильниковой, В.И.Щеголя.
Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе непрерывного образования (А.В.Красильников, Ю.А.Кустов, М.В.Потоцкий); преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И.В.Берулава, В.С.Леднев, Н.К.Чапаев и др.); политехнический аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В.Ахметжанова, Г.А.Журавлева, И.В.Загорец, С.П.Чистякова).

Одними из главных здесь являются также взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (Н.Д.Александров, Е.П.Белозерцев, В.Гаймен, В.А.Сластенин); содержание и технология преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С.Ф.Артюх, В.С.Безрукова, Т.И.Шамова и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, С.Каримбеков, Р.А.Низамов, Н.А.Пановникова, Н.К.Чапаев). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатываются представителями зарубежной науки (Р.Дейв - Франция, Ж.Генри - Бельгия, Д.Бок - США и др.).

Наименее исследованными в ряду перечисленных проблем оказались проблемы теории и методики моделирования управленческой деятельности в новых социально- экономических условиях. Это обстоятельство и определило выбор темы диссертационного исследования, отражающего объективные запросы общества и муниципального комплекса управления образованием. Содержание управления муниципальной системой образованием определяется социальным заказом общества. В условиях развитого индустриального города это прежде всего: формирование у учащихся профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умения динамично реагировать на быстро меняющуюся социокультурную ситуацию и быть психологически готовым к многократной смене своей будущей специальности. К основной цели управленческой деятельности в диссертационном исследовании отнесена и общекультурная подготовка учащихся, лицеистов, гимназистов, неразрывно связанная с их будущей деятельностью.

Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеющихся недостатков в системе муниципального образования, максимально ослабить которые и призвано управление системой муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования Главными болевыми точками здесь являются, недостаточный объем предметов гуманитарного цикла, консерватизм учебных программ и методик, дефицит квалифицированных кадров и слабая материально-техническая база, неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий, нереализованные возможности принципа многообразия в содержании, формах, организации, программах и методиках муниципальной образовательной системы, инфантилизм в разработке и внедрении образовательной модели воспитывающего обучения на основе традиционных ценностей русской культуры.

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий, среди которых заслуживающими особого внимания являются:
    - необходимость разработки новой образовательной парадигмы подготовки учащейся молодежи к жизни и слабая методическая обеспеченность этого процесса,
    - повышение требований к уровню подготовки учащихся, лицеистов и гимназистов и несоответствие содержания обучения запросам современных учреждений и организаций развитого индустриального города,
    - потребности новой модели системы муниципального образования и сложность реализации различных ее компонентов,
    - острая необходимость создания условий эффективного функционирования и развития системы муниципального образования и трудности социально-экономического и организационного плана при их реализации
Отсюда и вопросы, на которые необходимо было ответить в процессе предпринятого исследования. И главные из них. 1) каковы ведущие тенденции нового образования? и 2) какими должны быть социально-экономические и психолого-педагогические условия эффективной модели управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования в современных условиях? Отсюда и конечная цель исследования - интегрированная модель управленческой деятельности в системе муниципального образования, адекватная требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, и педагогические технологии совершенствования и развития профессиональной подготовки управленческих кадров муниципальных учебных заведений.

Объектом исследования в диссертации является система управления в муниципальном комплексе образовательных учреждений, предметом исследования - теория и методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, профессионального и начального профессионального образования. В основу исследования положена гипотеза, состоящая в предположении о том, что эффективность модели управления муниципальным образованием может быть существенно повышена, если процесс ее проектирования и реализации будет
    - осуществляться в логике непрерывного образовательного процесса в системе муниципальной подготовки учащихся, с усилением профессиональной направленности обучения;
    - сориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин с максимальной реализацией инновационных процессов в образовании;
    - адекватен государственным образовательным стандартам, соответствующей квалификации преподавателей и достигнутому базовому уровню знаний учащихся, лицеистов, гимназистов и обеспечен единством общеобразовательной, предметно-специальной и культурологической составляющих содержания образования на основе интеграции основных принципов в моделировании управленческой деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в диссертации необходимо было решить следующие задачи:
    - изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и на практике - в системе муниципального образования и определить сущностные и специфические характеристики моделей управленческой деятельности;
    - выявить социальные предпосылки и практический аспекты теории и методики управленческой деятельности в системе муниципального общего. допрофессионального и начального профессионального образования в России, и определить структурно- функциональные компоненты содержания управления как основы эффективной деятельности всей системы муниципального образования;
    - разработать модель управленческой деятельности системы муниципального образования, эксплицируя их интегрированное содержание в виде отдельных проектов программы развития муниципальной системы образования,
    - провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели управленческой деятельности в системе муниципального образования
Основанием разработки модели управленческой деятельности в системе муниципального образования стали общепедагогические и общепсихологические теории, раскрывающие роль и место учреждения среднего (полного) общего образования в системе муниципального образования, теоретические основы построения системы трудового обучения учащейся молодежи, в процессе которого формируются отдельные нравственные и волевые черты характера, связанные с преодолением трудностей, профориентационные проблемы и их влияние на формирование жизненных планов молодежи, деятельностно-личностный подход в образовательном процессе, требующий целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и практическую сферы в жизнедеятельности индивида и коллектива в учении, труде и общении, системный подход к педагогическим явлениям.

Методологическую основу исследования составляют общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, концепция личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к процессу обучения, теория формирования содержания общего и профессионального образования, в том числе системы муниципального образования.

В процессе диссертационной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, прогнозирование, анализ структур учебных планов содержания программ и учебников, наблюдение за педагогическим процессом, изучение результатов учебной деятельности, экспертная оценка и самооценка, обобщение независимых характеристик, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент и математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений г. Тольятти Самарской области. В опытно- экспериментальной работе приняли участие около 4000 учащихся, преподавателей и родителей, более 300 руководителей системы муниципального образования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение шести лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1992-1994 г.г.) был пилотажно-поисковым. Он начался с разработки модели системы муниципального образования отдельного района (Автозаводского) г. Тольятти, где автор работал вначале директором физико-технического лицея 51, а затем - начальником управления образования г. Тольятти. Одновременно изучалась социально-экономическая, историческая, философская и психолого-педагогическая литература, что позволило наметить план и аспекты исследования. Здесь же анализировались степень разработанности и современное состояние проблемы, формировался категориальный аппарат исследования, проводилось анкетирование директоров учебных заведений и преподавателей, накапливался эмпирический материал.

На втором теоретико-методологическом этапе (1994-1997 г.г.) на основе накопленного эмпирического материала была построена условная прогностическая модель управления системой муниципального образования, разрабатывались концепции усиления эффективности процесса обучения через соответствующее содержание управленческой деятельности, разрабатывались теоретические основы интегративного подхода к содержанию модели управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования, конструировались учебные программы, которые адаптировались и корригировались в муниципальных учебных заведениях, обрабатывались элементы контрольного эксперимента, результаты которого получили отражение в соответствующих публикациях.

Третий этап (1997-1998 г.г.) был экспериментально-результирующим и представлял собой реализацию модели управления системы муниципального образования; в тот же период работы над диссертацией шла многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, в процессе проверки которой апробировались пути и средства повышения эффективности разрабатываемой системы, а также решались запланированные в исследовании задачи. Одновременно отрабатывался соответствующий понятийный аппарат, осуществлялась обработка опытно-экспериментальных материалов и создавались и проверялись условия (социально-экономические, психолого- педагогические, методические, управленческие, организационные и др.), обеспечивающие функционирование и развитие путей и средств, способствующих повышению эффективности подготовки учащихся в муниципальных учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в том, что
    - в диссертации разработана и обоснована методика проектирования содержания и форм управления в системе муниципального образования,
    - сформулированы принципы и алгоритмы выбора управленческих решений,
    - разработана инновационная технология управленческой деятельности в системе общего, допрофессионального и начального профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования определяется:
    - разработкой методологических и организационно-методических основ построения системы управления в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования;
    - принципиально новыми подходами к моделированию содержания, форм и методов работы управления в системе муниципального образования;
    - разработкой теоретических основ моделирования управленческой деятельности в системе образования;
    - новой методикой проектирования гибких учебных планов общей, допрофессиональной и начальной профессиональной школы.
Практическая значимость исследования состоит:
    - в разработанной и апробированной педагогической модели содержания управленческой деятельности в системе муниципального образования;
    - в надежной тиражируемости методики проектирования управленческой деятельности в системе муниципального образования;
    - в эффективной реализуемости муниципальных проектов, повышающих статус муниципального образования;
    - в разработанном и апробированном комплексе инструктивной документации, программ и методических рекомендаций для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учебных заведений начального профессионального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на психолого-педагогические основания, критический анализ содержания управленческой деятельности и многолетней организационной и научной деятельностью соискателя в качестве директора физико-технического лицея 51 г. Тольятти Самарской области, а затем начальника Управления образования администрации г. Тольятти. Надежность результатов исследования подтверждена опытно-экспериментальной работой. На заключительном этапе исследования в практику муниципального Управления по образованию внесены коррективы, и в настоящее время программа управленческой деятельности работает в заданном режиме.

На защиту выносятся:
    - концептуальное, методическое и психолого-педагогическое обеспечение моделирования управленческой деятельности в системе муниципального образования;
    - модель содержания управленческой деятельности в системе муниципального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, на межвузовских конференциях Самарского государственного педагогического университета, на учебно-методических конференциях Главного управления образования Администрации Самарской области ("Педагогический процесс как культурная деятельность", г.Самара, 1997г.), на международной научной конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов ("Довузовское образование проблемы и перспективы развития", г.Москва, 1997г.), на Всероссийской научно-практической конференции ("Повышение эффективности начального профессионального образования в условиях социально-экономического развития Уральского региона", Челябинск, 1998г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационного исследования отражено в 16 публикациях автора.

Основное содержание исследования


Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, характеризуется научная и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе диссертации ("Анализ теоретических и методических работ по развитию управленческой деятельности в системе общего, допрофессионального и начального профессионального образования России") ставится и решается вопрос о содержании и объеме понятия "управленческая деятельность" применительно к его сегодняшнему пониманию в научной литературе и на практике.

Два базовых понятия обсуждаемого феномена - "деятельность" и "управление" рассматриваются в широком философском, социологическом, политологическом, педагогическом, психологическом и деятельностном контексте. Так, например, на основании разных критериев выделяются и характеризуются такие виды деятельности, как индивидуальная и коллективная, трудовая и инновационная, мотивационная и ценностно-ориентированная, а также управленческая, творческая, продуктивная и непродуктивная и др.

Здесь же рассматриваются категории реализации деятельности - труд, общение, поведение. В разделе, посвященном психологическому анализу деятельности, особое внимание уделяется сопротивлению реализации инновационных методик. Особо рассматриваются в главе целевые, мотивационные, управленческие и операциональные функции деятельности и отдельно -функции управления, а также стили работы управленческого персонала -авторитарный, попустительский и демократический.

Все эти понятия освещаются в главе в соответствии с двумя целевыми установками:
1) в преддверии разработки теории и методики моделирования управленческой деятельности и
2) в связи с программой повышения эффективности управления на муниципальном уровне.

И первая, и вторая установки связаны с мотивационной сферой деятельности управленцев. Осознание необходимости повышения эффективности управленческой деятельности должно иметь личностный интерес (если самооценка управленца завышена и не совпадает с объективной оценкой педагогической общественности, необходимость в повышении квалификации осознается как справедливая и не ущемляющая личных амбиций). Единственным способом пробуждения этого вида мотивации является анонимное анкетирование управленцев и сопоставление результатов такого анкетирования с объективными математически просчитанными коррелятами профессиональной компетенции каждого респондента. В главе приводятся результаты такого сопоставления ставшие мощным стимулом повышения управленческой компетенции в директорском корпусе муниципального образования г. Тольятти.

Осознание необходимости повышения эффективности управленческой деятельности должно иметь кроме того, государственное и корпоративное измерение. Государственное - в соответствии с государственной политикой в области образования в целом и корпоративное - в соответствии с регионализацией и муниципализацией образования в частности.
В первом случае стимулом перестройки управления в сфере школьного образования являются государственные стандарты, во втором и в третьем -социальная обусловленность образовательных программ. Ясно, например, что в индустриально развитом Тольятти приоритетными являются гуманитарные и технические образовательные траектории.

Но каждый Российский регион самобытен по-своему и для каждого из них актуальны свои проблемы. Отсюда корпоративная составляющая мотивации совершенствования управленческой деятельности. Здесь важно определить "болевые точки" сегодняшнего и завтрашнего дня и упредить их стагнацию. Важно здесь и другое - увидеть, угадать пути, по которым пойдет школа в будущее, и сохранить все то ценное, что накоплено в отечественной педагогике за два последних века. Обе эти задачи решались при личном участии и руководстве автора диссертации в форме разработки и реализации следующих главных муниципальных проектов: "Дети России", "Информатизация образования", "Физическая культура, здоровье и спорт", "Дети с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательных школ"; "Детский праздник"; "Учебник"; "С природой в 21 век"; "Личная безопасность ребенка"; "Тольяттинская школа-информация для всех"; "От физической культуры к Олимпийским резервам"; "Молодой учитель"; "Педагог: профессионализм и творчество"; "Переквалификация педагогических кадров", "Менеджер образования"; "Профессиональная школа в условиях рынка"; "Международное сотрудничество"; "Информационные технологии в управлении и образовании"; "Моршативы 2000" и др.

Анализ всех составляющих управления дает возможность поставить вопрос о моделировании процесса управления во всех структурных подразделениях муниципального образования. Перечисленные факторы совершенствования управленческой компетенции вводятся в конце главы в более широкий контекст - в сферу профессионализма. В дополнение к профессионализму самосовершенствования вводятся понятия профессионализма знаний и профессионализма общения. Все эти параметры и подлежат осмыслению и использованию в разрабатываемой в диссертации методике моделирования управленческой деятельности в системе всех видов муниципального образования.

В главе приводятся статистические данные по параметрам первой главы. В первой главе диссертации исследовался и уровень профессионализма директоров муниципальных учебных заведений г.Тольятти Самарской области.

Во второй главе диссертации - "Модель управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования" - рассматриваются
1) концептуальные основы развития муниципальной системы образования как сферы, обеспечивающей развитие всех других сфер, обеспечивающей развитие всех других сфер муниципального бытия,
2) принципы формирования программы развития муниципальной системы образования в Тольятти (краткая характеристика образовательной системы, анализ ее функций, проекты управления образованием, выделение основных проблем, обоснование необходимости их решения, определение способов реализации расчета необходимых затрат и прогнозирование результатов), ключевая идея программы (идея развития личности ребенка), цели программы (создание условий для устойчивого функционирования и развития системы образования в городе и обеспечение социальной защиты участников образовательного процесса).

Устойчивый рост воспитательных и образовательных учреждений г.Тольятти (170 дошкольных, 52 учреждения дополнительного образования, 11 негосударственных, 5 школ-интернатов, 4 детских дома и приюта, 3 вечерних общеобразовательных школы, 97 - общеобразовательных) создают возможность нормального функционирования всех производственных и обслуживающих сфер города. В соответствии с принципом опережения кризисных явлений в образовательной системе и с учетом болевых точек в развитии крупного индустриального города в образовательные учреждения внедряются программы экологического и валеологического образования и воспитания, успешно реализуется компьютеризация образования, идет работа по созданию единой образовательной компьютерной сети, практикуется совместная работа образовательных учреждений с профессиональными училищами по профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке учащихся (всего более 20 проектов).

Все перечисленные проекты главного Управления образования мэрии г.Тольятти в виде инициативных начинаний уже имели место в системе Российского образования, но были обречены на достижение лишь локального, внутришкольного масштаба, так как не получили государственного измерения. Глобальное же осмысление их потенциала требовало социального, политического, экономического и общегуманитарного масштаба. А такой подход требовал дополнения старых и разработки новых проектов уже муниципального уровня. В Тольятти их сегодня более двадцати.

В процессе трансформации частных инициатив в муниципальные проекты и моделирования развития муниципального образования в целом возникли проблемы
1) отсутствия четких критериев оценки деятельности образовательной системы в целом и оценки образовательных учреждений в отдельности,
2) неопределенности границ полномочий между уровнями управления системной,
3) недостаточности нормативно- правовой и финансово-экономической базы для обеспечения нетрадиционных направлений в деятельности учреждений образования,
4) отсутствие региональных стандартов общего, среднего полного, дошкольного и дополнительного образования,
5) вакуума исследовательской и проектной деятельности в системе образования города,
6) несформированности процедур экспертизы нововведений и экспериментальных программ,
7) несформированности мониторинга образовательной сферы,
8) отсутствие научно обоснованной скоординированности действий всех служб, работающих с детьми, в масштабах города,
9) неразработанности принципов моделирования развития образовательной системы,
10) неясность долговременных целей развития муниципального образования.

В государственном измерении все это предполагало решение таких задач, как обеспечение гарантий прав детей на образование, ресурсное обеспечение федеральных, региональных и местных нормативов, создание механизмов, гарантирующих демократическое управление системой образования в городе, развитие научно-педагогического потенциала.

На практике это требовало:
1) наделения каждого образовательного учреждения статусом юридического лица,
2) правового регулирования взаимоотношений образовательного учреждения с учредителем,
3) нормативного бюджетного финансирования,
4) широкого привлечения в отрасль внебюджетных средств,
5) просчитанной программы развития образования на ближайшие и перспективные сроки.

Решение этих задач было сопряжено и с теоретическим осмыслением функций программы образовательной деятельности, понятной исполнителям и приемлемой в условиях реальных возможностей каждого образовательного учреждения.
Основными функциями в разработанной модели стали
1) ориентационная (цели, задачи, базовые ориентиры для руководителей и педагогических работников),
2) концептуальная (методологическое и научно-методическое обеспечение),
3) консолидационная (образование коллективного субъекта деятельности),
4) организационная (механизмы единого функционирования всех субъектов городского образовательного поля), и
5) координационная (согласование действий управленцев всех уровней в муниципальной системе образования).

В этом контексте оказалась возможной и естественной дифференциация функциональных программ управленческой деятельности на всех уровнях муниципального образования и характеристика структур, компонентов и элементов этих программ. "Дирижирование" связями в таких структурах основной объект управленческой деятельности каждого управленца. Далее в главе описываются федеральные, региональные и муниципальные проекты образования ("Дети России", "Информатизация образования", "Физическая культура, здоровье и спорт" и т.д.), характеризуются их цели, задачи, способы реализации, финансовое и организационное обеспечение, ожидаемые и полученные результаты.

Последняя часть главы отводится итогам педагогического эксперимента. Таким образом, модель управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального и профессионального образования получила в диссертации форму детально разработанной программы функционирования всех звеньев муниципальной системы образования, просчитанной в экономическом, социальном и управленческом аспектах и реализованных в системе общемуниципальных проектов развития системы образования на примере г.Тольятти.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Bednova L.N. Identification and Mental Development of Gifted 5-7 Years Old Children - The Foundation of the Ninth World Conference: The Hague, July 29 August 2, 1991, Universiti of Nijmegen.

2. Михелькевич В.Н. Третьяков В.С., Беднова Л.Н. Интегрированная образовательная система "Технический лицей - младший колледж" для одаренных детей // Сб. "Тезисы докладов III Европейской конференции "Компетентность и ответственность. - Германия, Мюнхенский университет, 1992.-С.101.

3. Бекренев А.Н., Михелькевич В.Н., Беднова Л.Н. Академический колледж - интегрированная система непрерывного образования "школа - вуз" для продвинутого ускоренного обучения одаренных учащихся // Сб. "Новые образовательные системы и технологии". Тезисы докладов VIII Государственной научно-методической конференции. - Самара, СГТУ, 1993. -С.9-10.

4. Беднова Л.Н. (в соавторстве). Академический колледж - интегрированная система непрерывного образования // Сб. "Проблемы качества высшего образования. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции.- Уфа, УфГАТУ, 1993. - С.48-49.

5. Беднова Л.Н. Межпредметные связи в профессиональной системе повышения квалификации учителей // Сб. "Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в обучении". - Тольятти, ТФ СПТУ, 1994. -С.101-108.

6. Беднова Л.Н. (в соавторстве). Академический колледж - интегрированная система непрерывного ускоренного обучения одаренных учащихся // Сб. "Проблемы современного обучения в вузе при переходе на многоуровневую систему образования. - Астрахань, АГТУ, 1994. - С.125.

7. Беднова Л.Н. Перспективы работы муниципальных физико-технических лицеев // Сб. "Актуальные проблемы профессионального образования". -Самара, СПТУ, 1997. - С.16-24.

8. Беднова Л.Н. Развитие системы муниципального образования г.Тольятти // Сб. "Инновационные методы в работе педагогических учреждений". -Тольятти, ТФ СГПУ, 1998. - С. 16-23.

9. Беднова Л.Н. Концептуальные основы развития муниципальной системы образования в г.Тольятти // Сб. "Инновационные методы в работе педагогических учреждений". - ТФ СПТУ, 1998.- С.25-29.

10.Беднова Л.Н. Многовариантность - стратегия развития современной школы // Сб. "Инновационные методы в работе педагогических учреждений". -ТФ СПТУ, 1998. - С.29-34.

11. Беднова Л.Н. Инновационные подходы к контролю управленческой деятельности директоров лицеев и гимназий // Сб. "Современные проблемы профессионального образования." - Тольятти, ТФ СГПУ, 1999 - С. 206-211.

12. Беднова Л.Н. Проекты программы развития дошкольного, общего и дополнительного образования г.Тольятти на 1999-2001 годы. - Тольятти,Управление образования мэрии г. Тольятти, 1999.- 96 с.

13. Беднова Л.Н. Деятельность как объект педагогических исследований // Сб."Теоретико-методические проблемы профессионального образования" - Самара,1999.-С. З5-41.

14. Беднова Л.Н. Совершенствование профессионального мастерства педагогов // Сб. "Современные проблемы профессионального образования". -Тольятти, ТФ СГПУ, 1999. - С. 18-26.

15. Беднова Л. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в классах с профессиональной направленностью обучения // Сб. "Проблемы современной методики профессионального образования" / Под ред. акад. РАЕН, д. п. н. , проф. Корнева Г.П. - М.: ИОСО РАО, 1999.- С. 54-62.

16. Беднова Л. Н. Основные проблемы и задачи современной допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в системе муниципального образования // Сб. "Проблемы современной методики профессионального образования" / Под ред. акад. РАЕН, д. п. н., проф.Корнева Г. П. - М.: ИОСО РАО, 1999. - С. 48-56.

Ключевые слова

См. также:
Наталья Олеговна Вербицкая, Владимир Л. Назаров
Директор школы. 1999.  № 6. С. 15-19. 
[Статья]
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
[Статья]
Е.В. Погорелова
Экономические науки. 2011.  № 4. С. 172-176. 
[Статья]
Марк Львович Агранович
Вопросы образования. 2008.  № 1. С. 120-145. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 1998.  № 1(4). С. 38-44. 
[Статья]