Эксоцман
на главную поиск contacts

Дмитриев А.Н. "Расколдовывание мира": российская версия (отечественная культура и гуманитарная теория первой трети ХХ века в свете проблематики секуляризации)

Обновлено: 09-12-2010

Тематические разделы:


В центре внимания автора публикации - становление мировоззренческих ценностей «пострелигиозного» дискурса в русской гуманитарной мысли. В работе практически не затрагиваются идеологические и политические аспекты советского атеизма и борьбы с православной церковью и религией. Рассматривая литературу в России в качестве важнейшей формы и предмета культурно-теоретической рефлексии вообще, автор обращается к историко-идейному анализу литературных течений первых десятилетий ХХ века. Выделенный ракурс этого анализа видится особенно актуальным в связи с заметным с середины 1980-х годов интересом к «религиозно-философскому Ренессансу» – наследию «веховской» группы, - а также, как отмечает сам автор, в связи со всем комплексом идей, связанных с посттоталитарным т.н. «духовным возрождением», в которых социологическая, историческая и идейная проблематика обмирщения культуры выведена за пределы непосредственного внимания как общественного, так и исследовательского сознания.
Исследование выполнено при финансовой поддержке фонда Герды Хенкель (программа поддержки исторических исследований в Восточной Европе), проект 01/SR/02. Как указывает сам Александр Дмитриев, «разговор об изменении роли религии в модернизирующемся мире последнего столетия при обращении к советскому случаю носит совершенно особый характер: речь идет не просто об отделении церкви (молчаливо подразумевается – православной) от государственной жизни, но об обязательном и насильственном государственном атеизме, усердно насаждаемом системой идеологии и образования» (См. стр.1 статьи). Опираясь на Макса Вебера, автор в начальных тезисах постулирует принципиальную связь становления автономии культурной сферы (включая и развитие самостоятельной теории, философии искусства и культуры) с тем, что в общем процессе становления современного мира изменяется место религиозного. Подчеркивается, что то, что традиционно описывалось (и до сих пор зачастую некритически тиражируется) как «русская интеллектуальная философская традиция» (принципиальное неприятие научной и культурной специализации, онтологизм, примат нравственно-этического начала, особая эстетическая устремленность, изначально разумеющийся религиозный характер) никоим образом не были имманентными свойствами самой теоретической мысли, представленной на русском языке в первой трети прошлого века, а представляли собой только программные принципы. Рассматривая «чистые» теории культуры, наподобие идеологии «искусства для искусства» или формалистических доктрин от Вёльфлина до Якобсона, в качестве своего рода легитимаций общего процесса автономизации культуры, начиная с XIX века, А.Дмитриев следует теории Пьера Бурдье, развитой им в «Правилах искусства» (1992) и в более ранних сочинениях по проблематике социологии культурных благ. Основное место в публикации уделено участникам международного альманаха «Логос» с их притязаниями выстроить критическую философию, автономную в отношении "аксиом религиозного опыта", а также кругу приверженцев феноменологии (вокруг Г.Г.Шпета) и сторонникам, «спутникам», оппонентам максимально широко понятой формальной школы, которая явно и неявно попыталась «бросить вызов как общественно-утилитаристским, так и «жреческо»-модернистским представлениям довольно широкого круга производителей знания и культурных ценностей» (стр.4) того времени.
Ключевые слова

См. также:
Michele Pincon, Monique Pincon-Charlot
[Книга]
Т.Н. Успенская
Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 113-116. 
[Статья]
Ирина Павловна Цапенко
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 4(88). С. 111-120. 
[Статья]