Эксоцман
на главную поиск contacts

Мнение об учебниках. Обзор учебников по экономике, Прокудина Софья Александровна, Учитель экономики, высшая категория, Зав. Кафедры экономики экономического лицея

Обновлено: 01-04-2009

http://www.sibkniga.ru/opinarticles.html?no=12



Преподавание экономики в 9 - 11 классах экономического лицея ведется по различным вариантам программы "Современная экономика" (авторы Равичев, Протасевич). Для преподавания по этой программе и подбирался комплекс учебников. В 9 классе используется учебник Основы экономики I часть (автор И. В. Липсиц). Несомненным достоинством учебника является понятный, доступный пониманию учащихся язык пособия. Учебник содержит также много фактического материала по экономике России, что выгодно отличает его от переводных учебников. Большое количество схем, диаграмм, таблиц и графиков формируют и развивают необходимые умения правильно использовать их при изучении экономики и анализе экономической действительности. Минимальная математическая база учебника может рассматриваться и как достоинство, если исходить из постулата всеобщего экономического образования. В средней массовой школе не все учащиеся (в силу объективных способностей и склонностей) могут воспринимать материал через сухую логику математических формул. Поэтому наряду с математическими моделями в экономике существуют и вербальные. Для обучения (и восприятия) хорошо, когда эти модели сосуществуют, и возможен переход с одного языка на другой. Учебник "Основы экономики" в целом соответствует стандартам школьного экономического образования. Но логика (последовательность) изложения автора не всегда строго совпадает с последовательностью стандартов и программой "Современная экономика" Вопросы после каждого параграфа позволяют организовать контроль и самоконтроль за усвоением знаний учащихся. В 10 - 11 классах учащиеся работают с учебником "Основы экономики" (авторы Любимов Л. Л., Ранеева Н. А.). Этот учебник рекомендован для углубленного изучения экономики. Достоинством учебника является краткость изложения каждого параграфа. Вопросы после параграфа требуют не только воспроизводства прочитанного материала, но и размышления, поиска ответа. Однако, сжатость объяснения может вызвать и сложность восприятия - текст наполнен математическими выкладками и изложен научным языком. Поэтому отдельные параграфы требуют обязательной проработки с учителем в классе. Еще одним недостатком может служить излишний, на мой взгляд, американизм - примеры, иллюстрирующие экономические понятия взяты в основном из американской экономики и истории. Однако, логика изложения, порядок построения учебного материала близка к программе "Современная экономика", что позволяет использовать этот учебник на старшей ступени обучения. Эти учебники появились раньше, чем учебник "Основы Экономической теории" (авторы Иванов, Линьков). Поэтому сейчас мы находимся на стадии перехода на новый учебник, который возможно использовать с 9 по 11 классы. Учебник "Основы экономической теории" в целом соответствует стандартам школьного экономического образования, его логика (последовательность) изложения совпадает с последовательностью стандартов и программой "Современная экономика". Несомненным достоинством учебника является понятный, доступный пониманию учащихся язык пособия. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся, которые работали самостоятельно с отдельными главами.

В основной текст учебника удачно вкрапляются дополнительные сведения: из истории экономической теории, экономические термины на английском языке, часто объясняющие абвиатуру данного термина. Большое количество, таблиц и графиков формируют и развивают необходимые умения правильно использовать их при изучении экономики и анализе экономической действительности. Все графики снабжены краткими пояснениями. Тексты пояснений четкие, лаконичные, в отдельных случаях даже более понятные ученикам, чем само описание в учебнике. В то же время в оформлении материала есть и недостатки. Например, гораздо реже встречаются схемы и практически отсутствуют диаграммы. Но ведь мы должны научить ребят работать (считывать информацию) и с этими графическими источниками. Отсутствуют любые другие иллюстрации (рисунки, фотографии) Все это делает учебник очень "сухой" академической книгой. Но 16-17 летним подросткам, пусть даже ученикам экономических школ и лицеев приятнее и привлекательней для занятий(с психологической точки зрения) иметь красочно оформленную книгу, с интересными иллюстрациями, возможно даже шутливыми (ведь именно юмор способствует раскрытию для работы левого полушария), чем ее черно-белый вариант. Явным достоинством пособия как учебника является наличие методической базы: вопросов и заданий. К учебнику выпущен и отдельный "Задачник". Это позволяет учебному комплексу выполнять две функции: 1 обеспечивать контроль и самоконтроль за усвоением знаний учащимися; 2 служить образцами составления вопросов и заданий учителем.

Ключевые слова

См. также:
Сергей Михайлович Барабанов, Владимир Александрович Вертоградов, Анна Александровна Звонкова, Денис Семенович Каминский
[Учебная программа]
Theodor Dreiser
[Книга]
Наталья Конюкова
[Учебная программа]
Theodor Dreiser
[Книга]