Эксоцман
на главную поиск contacts

Международная экономика является комплексной дисциплиной, изучающей взаимодействие экономических агентов разных стран. Традиционно экономическая дисциплина «Международная экономика» делится на 2 части: международная торговля и международные финансы, однако в раздел науки «Международная экономика» включают также международный бизнес, международные экономические отношения, международная политическая экономия и др. смежные дисциплины.

В российской традиции изучения тем, включаемых в раздел Международная экономика, имеется двойственность, нашедшая свое отражение и в структуре данного раздела. Вслед за западной традицией чтения курса International Economics на экономических специальностях, два ключевых раздела международной экономики составляют Международная торговля и Международная макроэкономика и международные финансы. Большинство российских ВУЗов предпочитает более гуманитарную пару курсов, раскрывающих особенности международной экономики: Мировая экономика и Международные экономические отношения. Поэтому данные дисциплины составляют два других раздела международной экономики, в которые включены те ресурсы, которые не могут быть отнесены к международной торговле или международным финансам, и носят, в основном, гуманитарный характер.
За последние несколько десятилетий международные аспекты экономических процессов, протекающих в мировой экономике, стали намного более значимыми:
  • С 70-х годов идет процесс либерализации законодательств стран, регулирующих перемещение капитала между странами. В итоге процесс инвестирования стал глобальным: инвесторы не замыкаются на активах своей страны, формируя портфели со значительной долей иностранных вложений.
  • Усовершенствование транспортной сети, процессы регионализации и глобализации привели к значительному росту процента продукции, производимой фирмами на экспорт, а не для внутреннего рынка. В итоге международная торговля растет темпами, опережающими рост ВВП мировой экономики.
  • Развитие технологии коммуникаций (сотовая связь, интернет и др.) привело к тому, что любым бизнесом можно управлять на расстоянии, что облегчает распространение бизнеса по всему свету. В итоге корпорация, которая не имеет международной стратегии, обречена на потерю позиций и на внутреннем рынке.

Все эти тенденции приводят к увеличению количества экономических тем, которые стоит отнести к международной экономике, поэтому не удивительно, что многие дисциплины изучать в отрыве от международного аспекта уже невозможно.