Эксоцман
на главную поиск contacts

« Модели должны быть простыми,
насколько это возможно...
но не более того »
А. Эйнштейн

Добро пожаловать в пространство экономической статистики!

Экономическая статистика – это глаза и уши аналитика, это инструмент функциональной диагностики, необходимый для принятия адекватных управленческих и политических решений, это - зеркало, в котором отражается живой социально-экономический организм: иногда - в целом, иногда - его отдельные составляющие элементы. Экономическая статистика - это универсальный язык, позволяющий общаться экономистам всех стран и всех направлений, государственным деятелям, политикам, юристам, социологам, финансистам, менеджерам предприятий и специалистам в области государственного управления. Именно поэтому экономическая статистика является базовой общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по всем финансовым и экономическим специальностям высших учебных заведений. Опыт показывает, что целесообразно организовать поэтапное изучение экономической статистики студентами различного уровня подготовки. Блок экономико-статистических дисциплин в вузе открывается курсом нулевого уровня, содержащего изложение теории статистического наблюдения и общих статистических приёмов и методов. Изучение дисциплин нулевого блока даёт студенту возможность адекватно воспринимать язык экономики, пользоваться официальными и альтернативными источниками информации при изучении других обязательных дисциплин. Кроме того, начинается знакомство студента с реальной, а не модельной информацией. В большинстве вузов на этом заканчивается знакомство с методами сбора и анализа информации для врачей, психологов, а также юристов, журналистов и аналогичных гуманитарных специальностей. Экономисты, менеджеры, политологи, социологи переходят на следующие уровни обучения.

Курс первого уровня, как правило, содержит информацию об основных системах показателей и методах сбора информации, используемых официальной статистикой в РФ, и направлен на формирование у студента навыка применения по заданной программе теории статистического вывода к анализу реальных условий хозяйствования на микро- и макроэкономическом уровне. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания нулевого уровня и включаются в учебные планы бакалавриата (2-3 курс).

Курс второго уровня имеет целью подготовку специалиста, способного адекватно и с наименьшими затратами самостоятельно организовать и провести необходимое статистическое исследование в реальных условиях, с учётом проблем и особенностей организации российской национальной статистики. Такой специалист непременно должен также иметь представление о международных системах сбора, хранения и статистического анализа информации, актуальных для российской экономики. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания первого уровня и включаются в учебные планы магистратуры (1 курс).

Важность макроэкономических расчётов на базе показателей СНС и острый недостаток в России как литературы по этой тематике, так и квалифицированных специалистов, создаёт настоятельную необходимость преподавания этого предмета отдельными семестровыми курсами на первом и втором уровне обучения студентам, обучающимся по направлениям “Статистика”, “Экономика”, “Менеджмент”, “Финансы”. Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях существенно повышает введение в учебные планы как бакалавриата, так и магистратуры обязательных специальных курсов одной из отраслевых статистик по основному профилю специализации: статистика мнений, статистика финансов, статистика денежно-кредитной сферы, банковская статистика, статистика фондового рынка, социальная статистика, статистика рынка труда, статистика окружающей среды и т.п. Каждая из соответствующих учебных программ содержит те особенные системы статистических показателей и специфические приёмы сбора и анализа информации, которые непременно потребуются профессионалу для решения повседневно возникающих реальных проблем в избранной им сфере деятельности.

Мы постарались представить в этом разделе наиболее широкий спектр учебных программ по различным разделам экономической статистики для самых разных категорий пользователей. Основным критерием расширения круга представленных программ было стремление к конкретизации предмета и объекта исследования. Преподаватели и кафедры статистики (в первую очередь – региональных вузов России) могут использовать предложенные материалы непосредственно в учебном процессе для расширения круга преподаваемых дисциплин, для совершенствования существующих, а также (и это очень важно для регионов!) для повышения собственной квалификации. Студенты и их родители, а также обучающиеся самостоятельно могут привлекать дополнительно учебные программы различных вузов в качестве справочного материала, содержащего вопросы для контроля знаний, тесты, примеры экзаменационных вариантов, задания на выполнение расчётных учебно-исследовательских работ и пр. Для руководства вузов и факультетов интересным и полезным в контексте обмена опытом может оказаться сопоставление учебных программ различных вузов по одной и той же дисциплине, особенно по содержанию основной концепции учебной программы, а также по объёму и структуре часов.

Концепция преподавания экономико-статистических дисциплин в настоящее время, когда осуществляется переход от плановой экономики к рыночной, представляет собой предмет острой дискуссии специалистов. Это связано с тем, что только адекватная современной рыночной экономике макростатистическая модель описания и анализа большой полиструктурной системы - национального хозяйства - позволит существенно продвинуться в получении статистических характеристик результатов производства и взаимосвязей между институциональными единицами. Однако пока ещё не все специалисты готовы перейти к новой базе исходных теоретических допущений. Поэтому в большинстве российских вузов обучение до сих пор проходит по морально устаревшим учебным программам.

Мы представили концептуально различные учебные программы экономико-статистических дисциплин, вне зависимости от того, соглашались мы или нет с мнением авторов о цели задачах, структуре и содержании курса. При этом мы исходили из необходимости соответствия статистических курсов общей схеме преподавания в вузе. Проведённый анализ учебных программ позволяет утверждать, что форма и качество преподавания экономической статистики как науки, создающей аналитическую базу и, следовательно, возможности дальнейшего развития профессиональным дисциплинам специализации, являются своего рода индикатором системы обучения в вузе вообще. Так же как и в практическом анализе, экономическая статистика позволяет проверять исходные экономические теории на валидность: если логически корректная модель даёт ложные результаты, значит, ложными были её исходные допущения. Характеризуя реально сложившуюся на сегодняшний день в России структуру экономического образования, отбор различных по исходной концепции учебных программ по экономико-статистическим дисциплинам в любом случае является достоинством раздела.

Мы рекомендуем следующую примерную схему преподавания блока экономико-статистических дисциплин:

1. Бакалавриат
Нулевой уровень - методы статистического анализа социально-экономической информации:

    ·Общая теория статистики
    ·Количественные методы анализа информации
    ·Статистика для юристов
    ·Статистика
    ·Медицинская статистика
    ·Методы статистического анализа и т. п.
Первый уровень – базовый курс:
    ·Социально-экономическая статистика
    ·Система национальных счетов
    ·Статистика предприятий
    ·Макроэкономическая статистика
    ·Статистика для менеджеров
    ·Социальная статистика
    ·Социальная и политическая статистика и т. п.
2. Магистратура
Второй уровень – продвинутый курс:
    ·Социально-экономическая статистика - 2
    ·Система национальных счетов – 2
    ·Межотраслевой баланс
    ·Социальная статистика – 2 и т. п.
3. Магистратура и специалисты
Отраслевые статистики в соответствии с профилем специализации:
    ·статистика мнений
    ·статистика финансов
    ·статистика денежно-кредитной сферы
    ·банковская статистика
    ·статистика фондового рынка
    ·статистика сельского хозяйства
    ·статистика рынка труда
    ·статистика международных инвестиций
    ·статистика окружающей среды
    ·статистика внешнеэкономической деятельности
    ·статистика рационального природопользования
    ·методы статистического анализа для стратегического менеджмента
    ·история статистики
    ·статистика цен и т. п.
Составляя раздел, мы стремились интегрировать все существующие сегодня подходы к преподаванию различных дисциплин экономико-статистического блока, ориентируясь прежде всего на потребности преподавателей и студентов экономических и финансовых специальностей вузов (как для бакалавриата, так и для магистратуры).

Cобранные здесь учебные программы могут быть также использованы в качестве справочного пособия специалистами органов государственного управления, занимающимися вопросами разработки макроэкономической политики, бизнесменами и менеджерами, заинтересованными в оценке общего макроэкономического климата и экономической конъюнктуры. Наконец, материалы раздела послужат ориентиром в пространстве современной экономической статистики для широкого круга профессионалов различных специальностей.