Эксоцман
на главную поиск contacts

Экспертный канал

Опубликовано на портале: 30-04-2009

Проблемы качества образования: бакалавриат и магистратура

Азер Эфендиев, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ: "Магистратура «затачивает» студента под рабочее место"
Хотя будущие менеджеры – люди, ориентированные на практику, любой студент должен пройти через научный семинар, любая магистерская диссертация должна быть основана на научном исследовании, пусть даже небольшом.



—  Азер Гамидович, недавно завершилась олимпиада ГУ-ВШЭ для будущих абитуриентов магистратуры, о которой в интервью Экспертному каналу рассказывал проректор Григорий Канторович. Сколько человек участвовало в олимпиаде вашего факультета?

— Более пятисот, то есть более четверти всех участников. Это свидетельствует о растущей популярности факультета менеджмента. В прошлом году у нас был немалый конкурс в магистратуру, и, судя по всему, он сохранится или даже вырастет в этом году.

— Вам легко говорить о популярности – известно, что направление «Менеджмент» пользуется повышенным спросом. К тому же в отличие от факультетов экономического профиля у вас нет высоких требований к знаниям математики.

— На мой взгляд, не совсем корректно сравнивать разные профили подготовки. Все зависит от того, кто какую профессиональную судьбу выбирает. То же самое, что в МГУ сравнивать конкурс на мехмат и, например, на ВМК. И там, и тут конкурс серьезный, но люди, выбирающие эти факультеты, – разные.

Не нужно забывать, что в Москве десятки вузов готовят менеджеров, то есть конкуренция велика, а спрос растет именно у нас. 9 лет назад на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ обучалось 200 студентов, сегодня – 1700.

Нарастающий интерес к нашей магистратуре связан и с другим обстоятельством. Мы нацелены на то, чтобы наши магистерские программы давали конкретную профессию, обладатели которой пользуются большим спросом на московском рынке труда. В этом заключается стратегия факультета, этой цели подчинен учебный процесс.

Ведь за время обучения в вузе можно дать студенту набор знаний, компетенций, сформировать важные свойства и качества, не нацеленные на конкретную профессию, конкретное рабочее место. А можно дать такую систему компетенций, которая необходима для работы по конкретной профессии. В этом, на мой взгляд, состоит цель магистратуры – «заточить» студента под рабочее место. Выбирая любую нашу магистерскую программу, человек знает, что гарантированно найдет себе работу по специальности и достигнет жизненного и профессионального успеха.

— А как же обязательная научная составляющая магистерской программы?

— Овладение профессией, в том числе профессией менеджера, не должно быть лишено научно-аналитического содержания, определенной фундаментальности подготовки. Поэтому факультет менеджмента одним из первых в Высшей школе экономики начал развивать свой научный семинар.

На нашем факультете не бывает так, чтобы лекции студентам магистратуры читали аспиранты, не имеющие достаточного опыта научной работы. В аудитории входят ученые, профессора – они ведут до 70% курсов в магистратуре, и такой показатель вы вряд ли найдете в магистратуре любого другого вуза. На апрельской международной конференции, которую в этом году проводила Высшая школа экономики, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал, что переход на «4+2» требует переосмысления сути учебного процесса. На нашем факультете идет это переосмысление функций и бакалавриата, и магистратуры. (К слову, на днях комиссия Минобрнауки России подводила итоги аккредитации нашего факультета, и члены комиссии очень высоко оценили уровень подготовки наших выпускников, в том числе выпускные квалификационные работы наших студентов.).

Хотя будущие менеджеры – люди, ориентированные на практику, есть общее требование: любой студент должен пройти через научный семинар, любая магистерская диссертация должна быть основана на научном исследовании, пусть даже небольшом.

— А зачем вообще менеджеру наука?

— Мы четко объясняем студентам, что не готовим из них великих ученых (хотя, конечно, если кто-то хочет продолжать занятия наукой, мы будем только рады), но за время обучения в магистратуре они должны приобрести навыки научной работы, которые сделают их незаменимыми аналитиками. Да, формировать такие компетенции сложно, потому что вчерашние студенты бакалавриата не готовы к тому, чтобы самостоятельно создавать научные продукты. Они легко сдают экзамены – этому их научили. Когда же мы говорим, что теперь они сами должны поставить проблему, выдвинуть гипотезу, возникают сложности – на формирование таких навыков уходит год, даже полтора, но на этапе подготовки магистерской диссертации большинство студентов уже способны вести научную работу на достойном уровне.

— Можете привести конкретный пример, когда научное исследование в области менеджмента помогло решить сугубо практическую управленческую задачу?

— Студентка нашей магистратуры работала в крупной торговой компании и готовила магистерскую диссертацию, посвященную совершенствованию системе оплаты труда в этой компании, причем тема была согласована с ее руководством.

Проблема состояла в том, что в компании существовала большая текучесть кадров среди сотрудников низшего звена – тех, кто работает с клиентами в торговом зале. Руководство департамента по управлению человеческими ресурсами компании считало, что для решения этой проблемы нужно увеличить гарантированную часть зарплаты и сокращать процент с продаж. Но по результатам исследования нашей студентки оказалось, что главная причина текучести кадров отнюдь не в системе оплаты труда, как раз система оплаты труда является оптимальной. Дело в том, что сотрудники торгового зала – молодые ребята, только что приехавшие в Москву на заработки, и для них эта работа – всего лишь первый опыт. Они легко ее находят, а потом присматриваются, куда пойти дальше. Большинство из них не собирается связывать свою жизнь с торговлей, поэтому текучесть неизбежна.

Результаты этого исследования лишний раз доказывают, сколь большое практическое значение имеет непредвзятое научное постижение того или иного явления.

— Расскажите о возможностях студенческой мобильности для тех, кто учится в магистратуре вашего факультета.

— Ежегодно мы отправляем учиться на Запад около 20 студентов магистратуры, и все они возвращаются оттуда со вторым дипломом. Наш главный партнер во Франции – ведущая магистерская школа Европы ESCP-EAP, еще один университет – Париж-XII, планируем сотрудничать с университетом Тулузы. В Великобритании наших студентов принимают Лидский и Уорвикский университеты. Во Франции обучение бесплатно, за счет французского правительства, то есть главное при отборе – уровень знаний и способности студента, а в Великобритании еще одно условие - материальные возможности.

Недавно я вернулся из Франции, где мы подводили итоги сотрудничества с ESCP-EAP. Наших студентов там оценивают очень высоко - базовая подготовка у них лучше, чем у французов, и профессора ESCP-EAP говорят, что с ними легко работать. Также мы договорились с французскими коллегами о предоставлении еще 10 бесплатных мест для стажировок в течение семестра (без вручения второго диплома).

Вообще вопрос расширения мобильности очень актуален для нашего факультета. В будущем году мы планируем читать несколько курсов на английском языке, а в дальнейшем привлекать в нашу магистратуру англоязычных студентов.

— Какие магистерские программы предлагает факультет?

— В этом году ведется набор на шесть магистерских программ. Четыре программы существуют на факультете не первый год. Это «Общий и стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» и «Управление человеческими ресурсами».

Две программы открываются в 2009\2010 учебном году. Это «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» - программа, реализуемая совместно с компанией «Видео Интернешнл», и программа «Международный бизнес: политические аспекты и управление» - одна из первых межфакультетских программ в Высшей школе экономики, здесь нашим партнером является факультет мировой экономики и мировой политики, который возглавляет известный политолог Сергей Караганов. В рамках этой программы наш факультет будет давать специализацию по управлению международными компаниями.

Наш перечень магистерских программ, в общем, соответствует требованиям любого западного университета: это классический набор подготовки менеджера во всем мире. Открытые в последние годы магистерские программы появлялись не сами по себе – чаще всего они «вызревали» из специализаций. Например, так появилась программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» - именно такая специализация существовала раньше в рамках программы «Маркетинг».

— Программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» рассчитана, прежде всего, на подготовку кадров для компании «Видео Интернешнл»?

— Для этой компании сотрудничество с нами – в большей степени реализация функции социальной ответственности бизнеса. В то же время, действительно, она имеет возможность пригласить на работу лучших студентов, если, конечно, это предложение их заинтересует. Компания много вкладывает в наших студентов - предоставляет исследовательскую базу, наши ребята пользуются ее рейтингами, когда пишут магистерские диссертации.

Открывая эту программу, мы исходили из того, что маркетинговые коммуникации и реклама – особый вид профессиональной деятельности, и при подготовке студентов необходимо больше внимания уделять анализу эффективности рекламы, брендам и проч., что не всегда удавалось в рамках нашей традиционной программы «Маркетинг».

Новая программа разрабатывалась базовой кафедрой компании «Видео Интернешнл», которая очень эффективно работает на нашем факультете. Ее преподаватели – профессора Михаил Назаров, Сергей Веселов и другие – преданы не только бизнесу, но и науке.

— Какие магистерские программы факультета наиболее популярны?

— Я бы не стал так ставить вопрос. Выбор той или иной программы зависит от предпочтений каждого студента, его склонностей и жизненной позиции. Если для человека важна математика, он идет на «Управление проектами». Если он хочет развивать аналитико-стратегические способности, необходимые в том числе топ-менеджеру, то выбирает «Общий и стратегический менеджмент». Если хочет сочетать гуманитарное, экономическое и управленческое образование, то ему лучше подойдет одна из программ Департамента маркетинга. В программе «Управление человеческими ресурсами» гуманитарная составляющая уже считается основополагающей.

— Вы являетесь руководителем программы «Управление человеческими ресурсами». Расскажите о ней подробнее.

— В содержании этой программы три основные составляющие. Первая – фундаментальные знания, которые необходимы специалистам, имеющим дело с людьми и с человеческими отношениями. Поэтому обязательные курсы – «Экономика персонала», «Теория социальных систем», «Психология личности». К ним добавляются менеджериальные дисциплины – «Стратегический менеджмент», «Теория организаций» и «Организационное поведение». Этот блок дисциплин обеспечивается профессурой, учеными.

Вторая составляющая – предметы, цель которых – формирование прикладных навыков (skills). Их преподают практики, которых мы приглашаем из компаний. Ни на одной кафедре факультета нет такого количества практиков, которые реально преподают из года в год. Это Марина Олешек (ВТБ), Вероника Кабалина («Норильский никель»), Любовь Цой (известный консультант в области конфликт-менеджмента). Они дают студентам практические знания, начиная с того, как принимать на работу, и заканчивая управления организационной культурой. Все студенты знакомятся с практикой управления человеческими ресурсами в ВТБ.

Третья составляющая – научная. Чтобы сформировать у наших студентов способности к аналитике, привить вкус к научным исследованиям, кафедра управления человеческими ресурсами проводит научный семинар. На кафедре 1-2 раза в год собирается Экспертный совет во главе с Мариной Олешек, в который входят руководители служб по управлению персоналом крупных организаций. Они определяют идеологию нашей работы, тематику магистерских диссертаций и проч.

— Многие студенты во время обучения в магистратуре работают. Как это отражается на посещаемости занятий?

— На нашем факультете студенты магистратуры понимают, что на занятия надо ходить, и это понимание сформировалось не вчера. Лет семь-восемь назад, когда факультет размещался в Кочновском проезде (сейчас он находится неподалеку от метро Семеновская), я сам каждый день ходил по аудиториям и делал перекличку. Так продолжалось несколько недель, и с тех пор не менее 70% студентов гарантированно присутствуют на занятиях. На первом курсе магистратуры пропуски занятий – явление редкое.

Вообще мы строги со студентами не только бакалавриата, но и магистратуры. В прошлом году 16 человек из 120 второкурсников магистратуры не были допущены к защите диссертации. У нас нет задачи «защитить» всех, и мы хотим не допустить девальвации нашего диплома.

— С 2010 года в соответствии с постановлением Правительства России в магистратуру ГУ-ВШЭ планируется набирать не менее 40% выпускников других вузов. Сколько вы планируете набрать в этом году?

— Я не могу назвать точную цифру, поскольку все абитуриенты – и выпускники бакалавриата Вышки, и те, кто окончил другие вузы, – конкурируют на общих основаниях. Для привлечения выпускников других вузов мы провели не только секцию факультета менеджмента в рамках Зимней школы, которую организовал ГУ-ВШЭ, но и аналогичные мероприятия в рамках факультета для студентов московских вузов. Как выяснилось, все пришедшие к нам – десятки студентов самых разных вузов, как технических, так и гуманитарных, - давно знают наш факультет и очень хотят у нас учиться.

Беседовал Борис Старцев

BiBTeX
RIS