Эксоцман
на главную поиск contacts

Экспертный канал

Опубликовано на портале: 10-06-2009

Проблемы качества образования: бакалавриат и магистратура

Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ: "Магистры управляют не «железом», а коллективами высокоинтеллектуальных исполнителей"
"У выпускников магистратуры расширяется круг обязанностей, усложняются задачи, увеличивается уровень ответственности. Отсюда смысл их участия в исследовательских семинарах — подготовка к нетривиальной работе"



— Виктор Васильевич, в чем заключается основная идея магистерской программы «Бизнес-информатика»? Кого вы готовите?

— Идеология магистерской программы «Бизнес-информатика» определена общими требованиями государственного образовательного стандарта направления «Бизнес-информатики» и той его части, которая разработана в ГУ-ВШЭ специально для наших студентов. Основная задача программы — подготовка менеджеров, способных решать задачи бизнеса, управлять бизнесом с помощью информационных технологий. Деятельность наших выпускников связана с поддержкой принятия решений, организацией корпоративных систем, реорганизацией и оптимизацией бизнеса. Они не «технари» в привычном понимании этого слова и даже не просто ИТ-менеджеры, но, прежде всего, управленцы.

В рамках программы предусмотрены три специализации — «Информационная бизнес-аналитика», «Управление жизненным циклом информационных систем» и «Архитектура предприятия», — одну из которых будущие магистры выбирают в первые месяцы обучения.

Куда чаще всего идут работать выпускники?

— В корпоративные структуры, в департаменты компаний, курирующие бизнес-аналитику и принятие решений, бизнес- и ИТ-консалтинг. Мы были приятно удивлены, что наши выпускники занимаются не просто ИТ-консалтингом, но и бизнес-консалтингом, связанным с реорганизацией бизнеса с помощью информационных технологий. Они работают в так называемой «большой четверке» консалтинговых компаний, в крупных компаниях — системных интеграторах, компаниях, которые занимаются корпоративными системами. Чаще всего их стартовые должности — руководители проектов, консалтинговых групп, начальники отделов.

С каким базовым образованием стоит поступать на программу «Бизнес-информатика»?

— Программа существует уже 5 лет, и можно сделать выводы на основе статистики, собранной за это время.

К нам идут выпускники бакалавриатов и специалитетов с экономико-управленческим образованием — у них отличные знания в области экономики и управления, а уровень знаний в области точных наук, информационных технологий и информационных систем очень разный.

У нас есть и студенты, получившие физико-математическое и инженерное образование. Здесь картина совсем другая: хорошие знания естественнонаучных дисциплин, математики, информационных технологий при практически полном отсутствии знаний в области экономики и управления. Математику, как правило, хорошо знают и выпускники социологических факультетов.

В последние годы к нам поступают все больше студентов, получивших образование по бизнес-информатике, у них знания предметов из разных сфер сбалансированы, хотя, конечно, эти знания нельзя назвать полными.

Тем, кто имеет образование по бизнес-информатике, поступить и учиться легче всего?

— Наша практика показывает, что для представителей любого из трех профилей никаких преград для поступления не существует. У нас нет студентов, окончивших чисто гуманитарные направления, а, скажем, социологи, сильная сторона которых — знание математики, нередко поступают к нам. Конечно, для нас удобнее, чтобы все студенты в бакалавриате получали знания и экономико-управленческих, и математических, и ИТ-дисциплин, но, тем не менее, если знания одного из этих блоков будут недостаточны, нет проблем — научим! В магистратуре предусмотрены адаптационные курсы, и каждый студент выберет те из них, которых ему не хватает для успешного обучения.

Какие экзамены нужно сдать при поступлении?

— В этом году впервые на факультете бизнес-информатики при наборе в магистратуру традиционные вступительные испытания заменены конкурсом портфолио (подробнее об этом — в интервью заместителя декана факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Ирины Лесовской — Ред.).

«Бизнес-информатика» это в большей мере исследовательская или прикладная магистерская программа?

— Это практико-ориентированная программа с большой исследовательской составляющей. Любой проект — это в определенной мере исследование, и руководитель проекта должен иметь навык исследовательской работы. Каждый студент магистратуры обязан принять участие в научном семинаре, который он выбирает в самом начале обучения.

Как, на ваш взгляд, отражается на качестве образования в области бизнес-информатики переход на бакалавриат и магистратуру?

— На мой взгляд, бакалавриат и магистратура — это самостоятельные уровни образования. Нельзя говорить, что бакалавриат — это недостаточное, неполное образование, хотя именно такое восприятие пока еще характерно для некоторых работодателей, студентов и их родителей. Окончив бакалавриат, человек может идти работать, но не руководителем, а исполнителем. В нашей области нет техников, и работа исполнителя требует высшего образования, она достаточно интеллектуальна и ответственна.

А магистратура по бизнес-информатике — это ступенька вверх. У выпускников расширяется круг обязанностей, усложняются решаемые задачи, увеличивается уровень ответственности. Отсюда смысл участия будущих магистров в исследовательских семинарах — подготовка к нетривиальной работе. Наши магистры управляют не «железом», а коллективами высокоинтеллектуальных исполнителей, решающих сложные задачи управления бизнесом.

Разумеется, в области бизнес-информатики, как и в других областях, двухуровневая система предоставляет выпускникам больше возможностей для выбора карьерной траектории.

О специализациях, предлагаемых студентам в рамках магистерской программы «Бизнес-информатика», рассказывают их руководители.

Татьяна Кравченко, руководитель специализации «Информационная бизнес-аналитика», заведующая кафедрой бизнес-аналитики:

— Эта специализация была открыта в 2004 году, когда термин «бизнес-аналитика» только появился. Именно в 2004 году в России стали бурно распространяться системы управления эффективностью бизнеса, и мы вовремя среагировали на потребности рынка.

На подготовку бизнес-аналитиков претендовали и другие факультеты, в частности факультет экономики, но мы считаем, что эта специализация более органично вписывается в магистерскую программу «Бизнес-информатика».

Что такое бизнес-аналитика?

— Это комплекс методологических, технологических и инструментальных средств, направленных на поддержку принятия решений в сфере управления эффективностью бизнеса. Однако свод знаний по бизнес-аналитике еще окончательно не определен мировым научным сообществом, несмотря на то, что в 2003 году был создан Международный институт бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA), который взял на себя миссию создания системы обучения и сертификации бизнес-аналитиков.

Почему эта специализация все-таки была открыта в рамках магистерской программы «Бизнес-информатика», а не на факультете экономики или менеджмента?

— Потому что управление эффективностью бизнеса и поддержку принятия решений наши выпускники осуществляют с помощью современных информационных технологий, которые поддерживают такие «супервендоры», как IBM и Oracle. Отсюда сложность, но в то же время и преимущество нашей специализации: эффективное обучение студентов возможно только при тесном контакте с бизнесом. А в этом вопросе у факультета бизнес-информатики есть определенные достижения: базовых кафедр, открытых крупными компаниями, у нас больше, чем на любом другом факультете Вышки.

Мы учим студентов обосновывать варианты решений, используя информационно-аналитические системы. В отличие от других специалистов, которые занимаются информатизацией, наши выпускники, владея специальными навыками и знаниями, могут получить такую информацию для поддержки принятия решений, которая недоступна экономистам или менеджерам просто в силу недостатка квалификации.

Какие качества абитуриентов магистратуры для вас особенно важны?

— Не всякий студент хочет и может изучать системы интеллектуального анализа данных, системы поддержки и принятия решений, экспертные системы. Я считаю, тут нужен талант — точно так же на фортепиано учат играть многих, но не все становятся пианистами. Очень важна математическая подготовка, в частности в области теории принятия решений. Наши студенты должны иметь хорошую экономическую подготовку, потому что системы управления эффективностью бизнеса включают в себя, например, автоматизацию управленческого учета и консолидацию финансовой отчетности фирмы.

Владимир Грекул, руководитель специализации «Управление жизненным циклом информационных систем», заведующий кафедрой проектирования и внедрения информационных систем:

— Можно сказать, эта специализация - самая «приземленная», поскольку она во многом связана с организацией и управлением использования информационных технологий в бизнесе. Наши выпускники умеют сделать информационные технологии эффективными и удобными для бизнеса - в этом, пожалуй, ее основная идея.

Это новая специализация программы «Бизнес-информатика»?

— Да, она образовалась на основе трех других специализаций, которые существовали раньше: «ИТ-консалтинг», «Управление информационными ресурсами предприятия» и «Проектирование и внедрение информационных систем».

Раньше мы стремились к тому, чтобы каждая специализация соответствовала отдельным этапам жизненного цикла информационной системы, а теперь пришли к выводу, что нужно готовить менеджера, способного решать задачи на любом этапе. Это более разумный подход: человеку, который занимается только проектированием или только эксплуатацией, сложнее найти работу. Поэтому наша специализация, в определенном смысле, уникальна. В других вузах есть ее аналог — «Информационный менеджмент», но там слишком много курсов, которые не относятся к управлению информационными технологиями и системами, то есть студенты «распыляют» свои усилия. Мы же готовим менеджеров, которые способы организовать разработку и эксплуатацию информационной системы.

Означает ли это, что ваши студенты в большей степени должны получать технологические знания?

— Нет. Мы готовим специалистов, способных руководить бригадами, группами, выполняющие комплексные задачи. Управлять информационными системами, обладая только технологическими знаниями, практически невозможно — необходимы также представления о проектном менеджменте, об управлении организационными изменениями и прочем.

Каких студентов вы хотели бы набрать на свою специализацию?

— Таких, которые хотят сделать карьеру. CIO (chief information officer) — второй человек в компании, он должен быть не только талантливым, но и работоспособным, целеустремленным. И именно на этой должности со временем смогут работать наши выпускники. Важно, чтобы студенты имели хорошие стартовые знания в сфере ИТ и в области менеджмента.

Александр Громов, руководитель специализации «Архитектура предприятия», заведующий кафедрой моделирования и оптимизации бизнес-процессов:

— Те студенты, которые выберут эту специализацию, смогут ответить на вопрос, как организовать управление информационной системой максимально дешево, максимально качественно и с минимальным риском.

Термин «архитектура предприятия» имеет отношение только к сфере ИТ?

— Нет, он гораздо шире. Речь идет об архитектуре бизнеса, но термин «архитектура предприятия» сейчас является общепринятым. Долгое время его действительно использовали только в связи с ИТ, но постепенно в него стали включать другие компоненты: архитектуру бизнес-процессов, вопросы, связанные с их анализом и оптимизацией, взаимосвязями между материальной и нематериальной составляющими бизнеса. Наши студенты получают представление о предприятии как единой целостной системе, обладающей структурными связями, построение которой имеет свою специфику.

В нашей стране никогда не уделялось особое внимание эффективности деятельности - это одна из причин всевозможных кризисов, в том числе и сегодняшнего экономического кризиса. Эффективная деятельность невозможна без постоянной оптимизации и эффективно выстроенной структуры. В свою очередь, эффективно выстроенная структура не существует без анализа, без знаний об этой структуре.

Ваших выпускников можно назвать архитекторами?

— В некотором смысле. Уже сегодня, в зависимости от преференций руководства, их называют «системными архитекторами», «структурными архитекторами предприятий» и даже «архитекторами стратегического развития», почти архитекторами будущего. Это означает, что данные специалисты уже востребованы на самом высоком уровне. Именно они должны и будут создавать архитектуру предприятий, непрерывно совершенствовать и поддерживать ее в состоянии развития, предопределять риски деятельности, их минимизировать и управлять ими, и, наконец, разрабатывать антикризисные меры. Всё это возможно, прежде всего, на основе комплексного, системного знания, которое они получают у нас и с помощью которого можно смело разбирать, анализировать, оптимизировать и управлять структурами бизнеса.

Какие требования вы предъявляете к своим будущим студентам?

— Они должны уметь логически мыслить, обладать широкой эрудицией и владеть русским языком. Именно от грамотности в широком смысле зависит качество управления: менеджер должен уметь описать суть процессов и поставить, то есть сформулировать задачу так, чтобы его поняли подчиненные. Еще Макиавелли сказал, что «глубина познания мира зависит от богатства языка его описания».

Беседовал Борис Старцев

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Т.А. Кузнецова, Н.Н. Матушкин, В.Ю. Петров, А.А. Ташкинов
Университетское управление. 2007.  № 1. С. 76-80. 
[Статья]
[Компьютерная программа]
[Интернет-ресурс]