Эксоцман
на главную поиск contacts

Экспертный канал

Опубликовано на портале: 15-06-2009

Проблемы качества образования: бакалавриат и магистратура

Владимир Филиппов, ректор РУДН, в 1998-2004 гг. министр образования РФ: "Цена обучения в вузе – это показатель его уровня"
"Качество высшего образования обеспечивается в большей степени конкуренцией, которая существует на рынке образовательных услуг. Вузы конкурируют за лучших абитуриентов, за победителей олимпиад, за платных студентов"



Владимир Михайлович, в последние годы много говорится о качестве высшего образования, о том, как его повысить. Почему эта проблема стала такой актуальной именно сейчас? Когда о ней впервые задумались в вашем университете?

— В Российском университете дружбы народов проблема качества остается актуальной почти полвека его существования (5 февраля 2010 года мы будем отмечать 50-летие со дня основания вуза). В советские времена Университет дружбы народов, носивший имя Патриса Лумумбы, вынужден был конкурировать с сотнями западных университетов на территории 150 стран мира — всех тех стран, откуда к нам приезжают на учебу студенты. Из этих стран молодые люди ехали не только в Советский Союз, но и в США, Англию, Францию, другие страны и, возвращаясь оттуда, конкурировали на рынке труда с выпускниками нашего университета. Если бы мы проигрывали в конкуренции, можно себе представить реакцию антисоветской пропаганды. Только лишь за сомнение в нашей конкурентоспособности, высказанное, например, в зарубежных СМИ, ректора могли снять с работы.

В постсоветский период в РУДН, конечно, была создана современная система менеджмента качества. Но базовыми оставались те требования, которые существовали в университете с момента его основания. У нас и раньше, и сейчас никто не удивляется, если студент получает двойку на госэкзамене и его отчисляют за десять дней до получения диплома. В прошлом году мы таким образом отчислили 23 человека, из которых примерно половина — российские граждане.

Как же они сумели «дотянуть» до госэкзамена?

— Мне обычно так и говорят: вы же человека учили столько лет, как можно двойку ставить? Но тогда давайте сформулируем вопрос по-другому: не нужно проводить госэкзамены? Следует выдавать дипломы «автоматом»! На госэкзамене студент должен показать, что он помнит материал хоть за первый, хоть за второй курс.

Если говорить честно, госэкзамены во многих вузах превращаются в формальность. Когда я сам оканчивал в МГУ в середине 1990-х годов, это была милая беседа о жизни с председателем госкомиссии...

— В РУДН так не бывает, и сейчас так не должно быть и в других вузах. Когда я работал министром, то одним из изменений, реализованных в системе высшего образования, был переход на письменные или тестовые (компьютерные) выпускные государственные экзамены. Они более объективны, чем устные, на которых действительно получить положительную оценку ничего не стоит. В свое время был издан приказ министра о том, что хотя бы один из госэкзаменов должен проводиться в письменной форме. В порядке компромисса допускалось, что экзамен может состоять из двух частей — устной и письменной, но письменная часть должна быть обязательной. Примером для нас послужила практика Минздрава России, который ввел в подведомственных медицинских вузах тестовые экзамены: если студент набирает меньше определенного количества баллов, его не допускают к устному экзамену.

Если говорить о системе высшего образования в целом, как изменились подходы к качеству по сравнению с советским периодом? Что заставляет вузы улучшать качество?

— Да, иногда приходится слышать, что качество высшего образования в России хуже, чем в СССР, и на то есть основания: статус профессора, проблемы с материально-технической базой. Но если говорить об управлении качеством образования, то нужно понимать: в советские времена в сфере высшего образования фактически не было контролирующих органов. Не было лицензирования и аккредитации — эти понятия появились только в законе «Об образовании» в 1992 году, а затем были разработаны соответствующие механизмы. Государство просто доверяло вузам в том, что касается качества подготовки специалистов.

Но сегодня, на мой взгляд, качество образования в вузах обеспечивается в большей степени конкуренцией, которая существует на рынке образовательных услуг, а не мерами, которые принимает государство. Вузы конкурируют за лучших абитуриентов, за победителей олимпиад, за платных студентов. Если объявить цену за обучение 500 долларов в год, можно набрать кого угодно, а если, как у нас на экономическом факультете, — 7 — 10 тыс. долларов в год, то придут люди, которые хотят получить хорошее образование, раз уж платят за него такие деньги. Вообще, на мой взгляд, цена за обучение в вузе - это важный показатель его уровня: чем выше цена, тем выше качество.

Вузы конкурируют и за иностранных студентов — очень престижно иметь студентов из десятков стран в то время, когда во всем мире происходит процесс интернационализации университетов. В РУДН число студентов из Европы сейчас больше, чем из Латинской Америки, традиционного региона для нашего университета. У нас учатся студенты из Франции, Германии, Великобритании. Это тоже показатель качества: иностранные студенты не будут учиться где попало.

Именно конкуренция стимулирует вузы, в том числе, создавать свои системы менеджмента качества. Вузы стараются пройти аттестацию в каких-нибудь европейских агентствах, получить сертификат ISO 9000 и т.д.

Вы могли бы дать определение: что такое качество университетского образования?

— Это желание студента и преподавателя сделать свою работу лучше.

Именно желание? Не процесс? Не результат?

— Да, если есть желание, то в нашем университете никаких проблем с качеством не будет. Условия и возможности, без которых это желание осуществимо, у нас есть.

Какие факторы губительно влияют на качество образования?

— Невысокий статус преподавателя. Если бы он был выше, если бы была больше зарплата, качество было бы лучше. Когда выпускник экономического факультета РУДН получает намного больше, чем преподаватель, проработавший лет двадцать, это, согласитесь, нонсенс.

Что касается материально-технической базы, то я считаю, что государство по-прежнему не расплатилось с вузами, даже несмотря на приоритетный национальный проект «Образование». Все-таки 57 вузов, выигравших конкурс и получивших средства на реализацию своих инновационных программ, реализовали конкретные проекты, но не обновили материально-техническую базу в целом. В РУДН более 200 кафедр, из них менее чем половине удалось обновить оборудование.

Есть и еще одна проблема. Я считаю, что государство должно создавать механизмы, которые улучшали бы условия жизни студентов. Когда университетам не хватает общежитий, когда талантливые студенты с периферии не могут прожить на стипендию и вынуждены зарабатывать одновременно с учебой, о каких стимулах можно говорить? Необязательно строить новые общежития, можно помогать студентам снимать квартиры, хоть в Москве это и очень дорого.

Есть ли в РУДН специальное подразделение, отвечающее за качество образования?

— Это отдел качества образования. Несколько лет назад в РУДН была разработана система менеджмента качества. Она включает в себя миссию, стратегию университета, среднесрочную программу развития и собственно программу обеспечения качества образования (которая, подчеркну, является одним из документов в системе). Другие документы регламентируют процессы вплоть до количества книг, которые мы должны издавать. Каждый год в апреле или мае на заседании ученого совета мы оцениваем, улучшил ли университет аккредитационные показатели за прошедший период.

Приведите примеры показателей.

— Количество публикаций в научных журналах международного уровня, объем зарабатываемых средств в пересчете на одного преподавателя, число книг в университетской библиотеке на одного студента, информатизация учебного процесса и проч. Когда-то мы считали, сколько компьютеров приходится на одного студента, теперь оценивается даже обеспечение общежитием системой Wi-Fi.

В вашем университете достаточно финансирования для обеспечения должного качества образования?

— Как говорит наш главный бухгалтер, денег или всегда мало, или их нет совсем. По-другому не бывает, в университетах в том числе. Да, денег нам недостаточно, но я согласен с министром Андреем Александровичем Фурсенко, который не раз подчеркивал, что денег не хватит на всех. Когда я был министром, было разработано положение о ведущих вузах, определены критерии их отбора. Уже в те годы было очевидно, что нужно вводить категорию ведущих университетов и обеспечивать им как лидерам повышенное финансирование...

Вы говорили о ведущих вузах, Андрей Фурсенко - о национальных исследовательских университетах.

— Да, еще есть федеральные, инновационные университеты - это вопрос терминологии. Все они — лидеры российского образования.

Еще один важный аспект работы высшей школы, который также нужно поддерживать финансово, — академическая мобильность. В России академическая мобильность отсутствует, прежде всего из-за отсутствия общежитий, и здесь качество образования опять же зависит от развития университетской инфраструктуры.

Какие меры запланированы в РУДН для повышения качества образования?

— Точно так же, как президент Владимир Путин в свое время поставил перед страной задачу удвоения ВВП за 10 лет, мы тогда же поставили задачу удвоить бюджет университета за 5 лет. Уже сегодня эта задача практически решена.

Вторая задача — увеличить зарплату преподавателей, чтобы она превысила среднюю по Москве. В действующей трехлетней программе развития университета мы этот показатель уже перевыполнили.

Третья задача — развитие кредитно-модульной системы образования. РУДН является головным вузом в рамках перехода на бакалавриат и магистратуру, а также при переходе на кредитно-модульную систему. Мы ввели ее на самых разных факультетах, и наш опыт перенимают десятки вузов России — экономические, аграрные, медицинские и проч. Студенты набирают баллы по каждой дисциплине в течение семестра, и на многих факультетах сессии уже ликвидированы. Такая система хорошо стимулирует студентов, обеспечивает активность на занятиях, гарантирует качество знаний.

Еще одна очень важная задача, к решению которой надо приступать и которая при переходе к Болонской системе будет обязательна для всей высшей школы страны, — обеспечение соответствия степени кандидата наук степени Ph.D. Ведь Болонская система является трехуровневой - это не только бакалавр и магистр, но и доктор, то есть подготовка докторов является третьей ступенью высшего образования. Пока что в России подготовка кандидатов наук не является программой высшего образования, но если это произойдет, будут изменения в работе аспирантур — например, аспирантам нужно будет сдавать больше экзаменов. Очевидно, степень доктора наук сохранится, но и степень кандидата наук в перспективе должна быть эквивалентна Ph.D.

Беседовал Борис Старцев

 

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Никифорович Давыдов
Университетское управление. 2001.  № 3(18).
[Статья]
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
[Статья]
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
[Статья]
Сергей Михайлович Пястолов
Высшее образование в России. 2004. 
[Статья]
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 59. 
[Статья]