Что такое "правда Истории"? (Самопорождение смысла в историографическом тексте)
Опубликовано на портале: 17-01-2010
Общественные науки и современность.
2010.
№ 1.
С. 105–113.
В статье анализируются смыслопорождающие структуры, влияющие на содержание историографического письма и дискурса, на их саморазвитие. Балансируя на грани филологии и истории, автор показывает, что смысловые узоры повествования историка во многом определяются идеологией (концептами), риторической модальностью (нарушениями временного порядка, частотностью, темпом повествования). Среди обычных темпов повествования выделены резюме, дескриптивная пауза, сцена и эллипсис. Представлены такие коммуникативные стратегии дискурса, как сказание, притча, анекдот, жизнеописание. Наряду с нарративом представлены номинатив, компаратив, императив, перформатив, декларатив и итератив. На примере описания у Н.Карамзина и С.Соловьева крещения Руси автор показывает, как работает этот механизм, порождая в одном случае парадигмальное развертывание исходной метафоры, а в другом – синтагматическое, многоплановое развертывание темы, позволяющее сциентистски дистанцировать текст источника от текста историка.

Текст статьи
[296 КБ]
[296 КБ]
Ключевые слова
См. также:
Общественные науки и современность.
2011.
№ 4.
С. 96-106.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2018.
№ 6.
С. 133–148.
[Статья]
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований).
2019.
Т. 11.
№ 1.
С. 176-193.
[Статья]