Эксоцман
на главную поиск contacts

Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики

Опубликовано на портале: 23-06-2009
ЗАО «Издательство «Экономика», 2009, 587 с.
Курс «Теория общественного богатства» включен в учебный план экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и читается с 2007 г. на втором курсе бакалавриата и в магистратуре. Структура учебника позволяет давать как вводный, так и обобщающий углубленный курс. Учебник снабжен списком определений категорий. Предмет — экономический базис, совокупность отношений воспроизводства материальной жизни индивидов и общества, «богатство народов» или «капитал» как богатство рыночной экономики. Модель общественного богатства, построенная на аксиоме его двухфакторности (потребительная стоимость — стоимость), включает категории микро- и макроэкономики (спрос, предложение, инвестиции, сбережения, потребление) и практические категории бизнеса. Системное знание об экономике как живом, развивающемся организме дает навыки анализа и прогноза — основу экономической деятельности на различных уровнях. Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, сотрудников научно-исследовательских и аналитических институтов, бизнесменов.

Уважаемый читатель!

Настоящий учебник продолжает серию учебников экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, венчающую многолетние усилия коллектива факультета по обновлению содержания и структуры университетского экономического образования. Экономический факультет МГУ всегда характеризовался углубленной теоретической подготовкой экономистов. До перехода страны к рынку одной из основ этой подготовки был спецсеминар по «Капиталу» Маркса. Об уровне фундаментальной подготовки свидетельствует то, что выпускники конца 80-х годов, еще не знакомые с категориями микро- и макроэкономики, смогли не просто адаптироваться к рынку, но и адаптировать рынок к себе, став вполне успешными людьми в бизнесе, на государственной службе, в сфере науки и образования. Устаревшие, не подтверждавшиеся жизнью положения классика отбрасывались, а самым ценным оказывалось системное мышление. Сегодня фундаментальное образование базируется на изучении «трех китов» современной экономической науки: микроэкономики, макроэкономики и эконометрики, хотя, конечно, не сводится только к ним. Преподавателям факультета потребовалось время для освоения накопленных мировой экономической наукой знаний, доступа к которым прежде они были лишены. Этот процесс завершился созданием серии учебников экономического факультета МГУ. Однако, овладение этими направлениями привело многих преподавателей факультета к выводу, что «три кита» современной науки «расплываются в океане информации» не имея под собой общей платформы-«черепахи». Об этом говорят и выпускники того времени, оценивая знания нового поколения экономистов. Такова логика научного мышления вообще: за первым «отрицанием» с неизбежностью следует «отрицание отрицания», за тезисом следует антитезис и, наконец, синтез. Настоящий учебник — попытка автора сделать такой синтез. Экономика представлена в нем как система, своего рода живой развивающийся организм. Теоретическая модель сложной органической системы неизбежно принимает вид многоуровневой иерархической модели. К этому выводу приходит и современная математика, например американский математик Микеле Месарович в работе «Теория многоуровневых иерархических систем». Модель общественного богатства строится методом «от статического многообразия конкретного, через абстракцию, к конкретному как живому целому». По сути это тот же метод, который в физико-математических науках называется аксиоматическим, в биологических — генетическим, а в философии — диалектическим методом. В качестве «аксиомы», «генотипа», «исходного отношения» выступают два проявления сущности общественного богатства, создаваемого рыночной экономикой — стоимость (природа богатства) и потребительная стоимость (форма богатства). Все реальные категории рыночной экономики получают определения и, соответственно, объяснение на основе этих двух факторов. Этот метод позволяет дать системное экономическое образование. «Разрозненные» категории микро- и макроэкономики, такие как спрос, предложение, издержки производства, прибыль, инвестиции, сбережения, потребление, и т.д., во-первых, систематизируются, т.е. располагаются на различных уровнях модели, а, во-вторых, получают объяснение и лаконичное определение. Понимание природы экономических явлений в дальнейшем значительно облегчает студентам освоение курсов микро- и макроэкономики. Такой подход позволяет дать общее представление о предмете и месте в экономической науке курсов, которые студентам еще предстоит прослушать: статистики, бухгалтерского учета и аудита, международной экономики, экономики труда, маркетинга и экономики отраслевых рынков, финансовых рынков, ценообразования, основ предпринимательства и других. Этот подход позволяет также преодолеть серьезный недостаток сложившегося экономического образования, подчиненного задаче усвоения «мэйнстрима» — слабой увязке категорий с реалиями экономической жизни, следовательно, слабыми навыками самостоятельного анализа и прогноза реальной экономической действительности. Студенты, конечно, должны знать, какая из микро- или макроэкономических моделей в наибольшей степени применима к той или иной экономической ситуации, но не менее важно уметь анализировать конкретную ситуацию и строить модель на основе ее анализа. Опыт преподавания этого курса показывает, что его восприятие не вызывает затруднений у студентов, поскольку он не отягощается идеологическими стереотипами. Для читателей, у которых при одном упоминании имени Маркса все еще «поднимается кровяное давление» (М. Блауг), а такие категории как прибавочная стоимость (хотя всем известно, что прирост стоимости является главным критерием успешности бизнеса), или капитал (капитализация — еще один критерий) с самого начала вызывают отторжение, в учебнике дается специальное рассмотрение ошибочных представлений «политической экономии марксизма» об основных категориях модели «Капитала». Предполагаемая в учебнике модель проста и логична, для ее восприятия достаточно опираться на научные определения категорий, не приписывая им бытовых, или стереотипных значений. Коллектив факультета с благодарностью примет замечания и предложения относительно улучшения учебника.

Декан экономического факультета В.П. Колесов МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор экономических наук

Предисловие3
Список сокращений6
Введение. Модель общественного богатства: исходные условия и метод построения7
Глава 1. Процесс производства капитала. Исходный структурный уровень: наличное бытие общественного богатства — товар и деньги27
Глава 2. Превращение денег в капитал112
Глава 3. Производство абсолютной прибавочной стоимости127
Глава 4. Производство относительной прибавочной стоимости. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости156
Глава 5. Заработная плата193
Глава 6. Процесс накопления капитала212
Глава 7. Процесс обращения капитала. Метаморфозы капитала и их кругооборот263
Глава 8. Оборот капитала295
Глава 9. Воспроизводство и обращение всего общественного капитала309
Глава 10. Процесс капиталистического производства в целом. Превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли346
Глава 11. Превращение прибыли в среднюю прибыль362
Глава 12. Закон тенденции нормы прибыли к понижению416
Глава 13. Дифференциация промышленного капитала и превращение добавочной прибыли в земельную ренту. Доходы и их источники413
Заключение. Антагонизмы, или «несостоятельности рынка». Внешние эффекты485
Список основных понятий и определений по структурным уровням модели436