Эксоцман
на главную поиск contacts

Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы

Опубликовано на портале: 01-10-2009
Москва: МАКС Пресс, 2008, 668 с.
Коллективная монография посвящена анализу современных закономерностей и тенденций в стратегическом развитии организаций системы высшего профессионального образования России. Исследование основано на официальных статистических данных о результатах развития вузов за период с 1999 по 2005 г. и информации о практической деятельности двадцати объектов разных регионов и профилей деятельности. В монографии рассмотрены следующие вопросы: Выравнивается ли положение российских вузов или, наоборот, усиливается дифференциация между ними? Нарастает ли конкуренция между университетами? Растёт ли качество принимаемых управленческих решений? Насколько быстро и эффективно происходит диффузия инноваций? На какие категории стейкхолдеров ориентированы вузовские стратегии? Кто из них расценивается как наиболее приоритетный? Насколько далеко продвинулись российские вузы по пути присоединения к Болонскому процессу? В каких формах это проявляется? Что происходит в вузах с организацией НИР и ОКР? Из каких основных источников они финансируются? Насколько централизованным остается управление российскими вузами? Какие проблемы возникают при попытках его децентрализации? Для администрации вузов, сотрудников государственных и региональных органов власти, занимающихся проблемами высшего образования, а также специалистов и исследователей в области стратегического менеджмента и государственного управления.

Предисловие 3
Введение 8
ГЛАВА 1. Управленческие решения российских вузов 37
1.1. Решения, связанные с взаимодействием с внешней средой40
 
1.2. Решения по управлению вузом 49
 
1.3. Решения, связанные с организацией учебной деятельности 54
 
1.4. Решения, связанные с организацией научной деятельности57
 
1.5. Основные тенденции и закономерности в практической деятельности вузов 61
1.6. Выводы по главе84
ГЛАВА 2. Взаимодействие вузов со своими контрагентами 86
 
2.1. Тенденции взаимодействия вузов с контрагентами87
2.2. Проблема выбора ключевых стейкхолдеров и степени учета их требований 95
2.3. Анализ взаимодействия обследованных вузов с контраген тами 98
2.4. Приоритеты потребителей образовательных услуг 109
2.5. Выводы по главе118
ГЛАВА 3. Оценка включённости группы российских вузов в Болонский процесс 119
3.1. Основные направления Болонского процесса 120
3.2. Методология исследования 123
3.3. Оценка параметров включенности обследованных вузов в Болонский процесс127
3.4. Выводы по главе160
ГЛАВА 4. Организация научной, консультационной, опытно-конструкторской и инновационной деятельности в вузах 162
4.1. Основные параметры НИОКР и системы управления ими в обследованных вузах163
4.2. Анализ управленческих решений в сфере организации на учных исследований175
4.3. Выводы и предложения по главе 188
ГЛАВА 5. Внутреннее управление вузами 191
5.1. Школы управления вузами – отечественная практика 194
5.2. Факторы, определяющие централизацию власти в вузах205
5.3. Анализ степени централизации власти для обследованных вузов210
5.4. Последствия централизованной и децентрализованной мо делей управления217
5.5. Выводы по главе227
Заключение229
Список литературы242

246
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Ronald G. Corwin
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 1. P. 1-37. 
[Статья]