Эксоцман
на главную поиск contacts

Экспертный канал

Опубликовано на портале: 19-02-2010
Елена Зуева, заведующая базовой кафедрой государственного и муниципального управления Пермского филиала ГУ-ВШЭ: «Образование государственных служащих должно быть ориентировано на практику».
Управленцы – люди весьма занятые, им трудно найти время на преподавание, но нам все-таки удалось выстроить продуктивные контакты с руководителями Пермского края, они приходят к нашим студентам.

— Елена Львовна, каким образом, на Ваш взгляд, можно избежать излишней теоретизации подготовки государственных служащих?

 

— Для этого необходимо, в первую очередь, чтобы в преподавании принимали участие управленцы-практики.

 

Магистерская программа в области государственного и муниципального управления Пермского филиала ГУ-ВШЭ с самого начала носила практико-ориентированный характер. Этого удалось добиться за счет тесного контакта университета с краевой администрацией, с губернатором Пермского края Олегом Анатольевичем Чиркуновым, который сам читает будущим магистрам курс «Региональная экономическая политика». Кроме того, в рамках научно-исследовательского семинара мы встречаемся с руководителями региона — с председателем правительства Пермского края, с федеральным инспектором по Пермскому краю, с представителями Законодательного собрания. Тесно сотрудничаем с городской администрацией Перми.

 

Все магистерские и курсовые работы имеют практическую направленность. На защите курсовых работ присутствует губернатор, который оценивает их практическую значимость. Некоторые студенты магистерской программы становятся участниками программы кадрового резерва губернатора. На практику мы отправляем студентов в министерства и департаменты Пермского края, в городскую администрацию Перми.

 

Разумеется, в программе есть и теоретические курсы. Они отвечают всем требованиям, предъявляемым к магистерским программам ГУ-ВШЭ.

 

— Вы готовите государственных и муниципальных служащих вместе, без разделения? Или для тех, кто настроен на работу в муниципалитетах, нужна особая подготовка?

 

— Муниципальная служба как таковая имеет свою специфику. Но пока у нас нет возможности выделять эту специфику иначе, чем в рамках курсовых и магистерских работ. Мы тесно сотрудничаем с муниципальными властями. Наши студенты разрабатывают проекты, например, по совершенствованию механизма социальной помощи в городе Чусовом, по совершенствованию правовых актов на уровне муниципалитетов.

 

— С какими трудностями Вы столкнулись, создавая практически ориентированную магистратуру?

 

— Управленцы-практики — люди весьма занятые, им трудно найти время на преподавание, но нам все-таки удалось выстроить продуктивные контакты с руководителями края, они приходят к нашим студентам. Другая трудность связана с тем, что нашей магистратуре всего два года, формат преподавания новый и просто не хватает опыта.

 

В будущем мы предполагаем подключить к преподаванию и представителей федеральной власти, уже есть определенные договоренности. Мы приглашаем специалистов из Москвы и других регионов. К нам приезжает читать лекции Олег Рой из Омского государственного университета, по учебнику которого «Система государственного и муниципального управления» занимается вся Россия, мы также контактируем с профессорами ГУ–ВШЭ Алексеем Барабашевым и Юрием Плюсниным.

 

— В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества практиков по сравнению с вузовскими преподавателями? И какие преимущества имеют преподаватели перед практиками?

 

— Преимущество чиновников, приходящих к нам читать лекции, прежде всего, в наличии у них так называемых «кейсов» — они могут рассказать о конкретных ситуациях, проблемах и способах их решения. Они занимаются тем, о чем мы, преподаватели, в основном можем только прочесть. А преимущество вузовских преподавателей — опыт работы со студентами, методическое обеспечение курсов.

 

— Какими качествами должен обладать хорошо подготовленный государственный служащий?

 

— Мне кажется, что государственный служащий должен иметь, прежде всего, высокий интеллект. Он должен ориентироваться в специфике государственного управления, понимать его отличие от бизнеса и сходство с ним (в методах управления людьми, в организации работы). Государственный служащий должен уметь управлять людьми, справляться с конфликтами. Хотелось бы также, чтобы эти люди имели высокие нравственные качества.

 

— В государственной службе много отраслей. Как Вам кажется, достаточно ли подготовки исключительно в области госуправления, чтобы работать затем в системе культуры, здравоохранения, экономики?

 

— Любой чиновник должен быть подготовлен в области государственного управления, разбираться в особенностях региональной экономической политики, владеть набором менеджериальных компетенций. Имея такую подготовку, он сможет дополнить ее различными специфическими компетенциями. Что касается специализации – думаю, если студент будет готовить курсовую работу и магистерскую диссертацию в интересной ему области, то таким образом он вполне сформирует о ней представление.

 

— Ваша программа предназначена, в первую очередь, для выпускников бакалавриата и специалитета Пермского филиала ГУ-ВШЭ или других вузов тоже?

 

— Мы принимаем всех. Конечно, для нас удобнее, если студенты закончили факультеты нашего вуза — менеджмента или экономики. Но у нас учатся и инженеры, и юристы, и медики и педагоги... В государственном и муниципальном управлении нужны представители разных профессий (по первому диплому). Для тех, кто пришел из других вузов, предусмотрены компенсирующие курсы по экономической теории, менеджменту.

 

— Планируете ли Вы открыть в Пермском филиале ГУ-ВШЭ бакалавриат по государственному и муниципальному управлению?

 

— Мы об этом мечтаем, но пока такой возможности нет. Вообще же бакалавриат плюс магистратура по этому направлению — оптимальный способ воспитать чиновника.

 

— Магистерская программа существует уже два года. Пользуется ли она популярностью?

 

— Конкурс в прошлом году был очень большой: на 30 бюджетных мест — 208 претендентов. Отбор шел на основании портфолио, и мы смогли выбрать лучших.

 

В такой популярности госслужбы нет ничего удивительного. Во-первых, это очень интересная, содержательная работа. Во-вторых, госслужба – крупнейший работодатель, наряду с системами образования и здравоохранения. В-третьих, в государственном управлении четко определен карьерный рост, здесь могут быть реализованы самые большие амбиции.

 

— Что бы Вы посоветовали коллегам, которые собираются открыть практико-ориентированную магистратуру по государственному и муниципальному управлению?

 

— Я бы посоветовала выстраивать отношения с региональной и муниципальной властью: привлекать ее представителей к преподаванию, использовать ее структуры для практики студентов. И хотела бы предостеречь от излишней теоретизации образования.

 

Беседовала Екатерина Рылько

BiBTeX
RIS