Эксоцман
на главную поиск contacts

Субстанциальность времени и «позитивная метафизика»: из истории рецепции философии Бергсона в России

Опубликовано на портале: 11-03-2010
Логос. 2009.  № 3. С. 107-114. 
Тематический раздел:
У концепции Бергсона есть очень важная особенность: ее автор, прокладывая в философии новые пути, сближавшие его с представителями философии процесса, которую в нашей литературе иногда характеризуют как «постметафизическую», отнюдь не отказывался, однако, от метафизики как таковой. Он критиковал прежнюю, классическую метафизику, вслед за Платоном видевшую во времени «подвижный образ вечности» и, соответственно, рассматривавшую действительность «с точки зрения вечности», но сам разработал основы новой метафизики, которую он называл «позитивной», или «истинной». Как известно, в основу своей позитивной метафизики Бергсон положил учение о времени как длительности, определившее новую трактовку вначале человеческого сознания, а затем и всей реальности. Это учение, особенно в «Творческой эволюции», где длительность приобрела отчетливый онтологический смысл, создает главное напряжение, подводя к следующему вопросу: как возможна метафизика «с точки зрения длительности»? Как совместить метафизику, уже по определению предполагающую, казалось бы, некие прочные, неизменные начала действительности, с бергсоновским тезисом о непрерывной изменчивости мира и сознания? Один из возможных ответов на этот вопрос был дан, как мы попробуем показать, в русской философии начала XX века.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Игоревич Молчанов
Логос. 2009.  № 3. С. 82-97. 
[Статья]
Евгений Рашковский
Логос. 2009.  № 3. С. 155-162. 
[Статья]
Александр Львович Доброхотов
Логос. 2009.  № 3. С. 115-121. 
[Статья]
Анна Олеговна Ганжа, Андрей Анатольевич Зотов
Социологические исследования. 2002.  № 3. С. 112-120. 
[Статья]
Виктория Лысенко
Логос. 2009.  № 3. С. 122-134. 
[Статья]