Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века
Людвиг Витгенштейн
является одним из крупнейших философов XX в. Его идеи оказали огромное влияние на
философию и культуру нашего столетия, они привлекают все более широкий круг исследователей
как за рубежом, так и в нашей стране. Интерес вызывает не только учение, но и сама
личность Витгенштейна. И в то же время идеи философа остаются в значительной степени
непонятыми, или, что гораздо хуже, понятыми превратно. Существуют взаимоисключающие
интерпретации и даже совершенно неадекватные истолкования его трудов. Некоторые из
них распространены и в нашей философской литературе. Это представления о Витгенштейне
как о позитивисте, сциентисте, ученом, интересовавшемся только логикой или анализом
естественного языка, а не философией в собственном смысле слова. Все сложившиеся
клише такого рода должны быть отброшены, если мы хотим приступить к изучению идей
Витгенштейна. |
Лекция l. Формирование мировоззрения и философская эволюция Л.Витгенштейна | 5 |
Контрольные вопросы | 18 |
Лекция 2. Формирование философской программы логического атомизма | 19 |
Контрольные вопросы | 32 |
Лекция 3. Логическая утопия раннего Витгенштейна | 33 |
1. Мир, факты, объекты | 35 |
2. Язык как образ реальности | 41 |
3. Природа логических предложений | 49 |
4. Природа философских предложений | 52 |
5. Математика и естествознание | 54 |
6. Субъект, мир, мистическое | 59 |
7. «Логико-философский трактат» и философская мысль XX в | 65 |
Контрольные вопросы | 67 |
Лекция 4. Витгенштейновская философия математики | 69 |
1. Отношение Витгенштейна к дискуссиям об основаниях математики | 71 |
2. Опровержения ложной аналогии между математикой и эмпирической наукой, доказательством и экспериментом | 74 |
3. Витгенштейн-о противоречиях в основаниях математики | 87 |
4. Проблема бесконечности | 91 |
5. Особенности витгенштейновского подхода к философским проблемам математики | 98 |
Контрольные вопросы | 99 |
Лекция 5. Подход к языку и метод поздней философии Витгенштейна | 101 |
Контрольные вопросы и задания | 120 |
Лекция 6. Проблема следования правилу | 121 |
Контрольные задания | 134 |
Лекция 7. Витгенштейн о философии и философской деятельности | 135 |
Контрольные вопросы и задания | 146 |
Лекция 8. Знание, сомнение, достоверность | 147 |
1. Знание возможно только там, где возможно незнание | 147 |
2. Достоверность присутствует там, где не может быть сомнения | 151 |
3. Нужно ли специальное обоснование индуктивного принципа? | 154 |
4. Связана ли достоверность с истинностью? | 158 |
5. Достоверность в религиозном опыте | 163 |
6. Л.Витгенштейн и его место в философии XX в | 165 |
Контрольные вопросы и задания | 166 |
Рекомендуемая литература | 168 |
Дополнительная литература | 169 |

[1.62 МБ]
См. также: