Эксоцман
на главную поиск contacts

Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. Доп. издание.

Опубликовано на портале: 05-05-2010
Москва: Олимп-Бизнес, 2009, 448 с.
Настоящее издание представляет собой пересмотренную автором редакцию классической работы П. Сенге «Пятая дисциплина», являвшуюся бестселлером деловой литературы в течение многих лет. На примере деятельности ряда компаний и на основе собственных исследований автор раскрывал в ней главные особенности и значение системного мышления и анализировал развитие профессиональных качеств менеджера, методы управления и ошибки, которых можно было избежать, применяя «пятую дисциплину». Изменения и дополнения связаны с 15-летним опытом практического использования изложенных в книге идей, глубоко внедрившихся в сознание людей и практику управления.
Книга предназначена для всех, кого интересуют стратегии лидерства и новые модели мышления.

О книге ................................................ XIII

Пересмотренное и обновленное издание ................. XIII

Об авторе ............................................... XV

От автора ............................................ XVI

Участникам первого издания ........................ XVI

Участникам пересмотренного издания ..............XVIII

Введение к пересмотренному изданию ................. XX

Господствующая система управления ................... XX

Время противоречивых тенденций........................XXIV

Голоса с фронта ...........................XXV

Часть I. Как мы создаем окружающую действительность

и как можем ее изменить .......................1

Глава 1. «Дайте мне точку опоры —

и я переверну весь мир» ............................3

Умения обучающейся организации .....................5

Пятая дисциплина ........................................ 11

Метанойя — изменение сознания ............. 12

Внедрение идей в практику ....................... 13

Глава 2. Страдает ли ваша организация

неспособностью к обучению? ...................... 17

Симптом первый: моя специальность — это и есть я ...... 18

Симптом второй: враг вовне ........................ 19

Симптом третий: иллюзия ответственности ................... 20

Симптом четвертый: завороженность событиями ............ 20

Симптом пятый: вареная лягушка ................ 21

Симптом шестой: иллюзия того,

что мы учимся на практике ........................ 22

VI Содержание

Симптом седьмой: миф о команде менеджеров .............. 23

Неспособность к обучению и пять дисциплин ................ 24

Глава 3. Узники системы или пленники

собственного образа мыслей? ............. 26

Розничный торговец .......................... 27

Оптовик ........................................... 30

Пивоваренный завод ........................ 34

Структура влияет на поведение ................... 40

Как улучшить результаты «пивной игры»:

изменение диапазона нашего влияния ........... 44

Неспособность к обучению и наш образ мыслей ............ 48

Часть II. Пятая дисциплина — основа обучения

организации ........................................ 51

Глава 4. Законы пятой дисциплины ........... 53

1. Сегодняшние проблемы —

результаты вчерашних решений ...................... 53

2. Сила действия равна силе противодействия ................. 54

3. Перед долговременным ухудшением

наступает легкое улучшение ....................... 55

4. Обычно легкий выход — это путь назад ...................... 56

5. Бывает, что лекарство горше болезни ................ 57

6. Тише едешь — дальше будешь ...................... 58

7. Причины и следствия разведены

во времени и пространстве ............................ 58

8. Результаты малых изменений

бывают очень значительными,

но трудно найти подходящий объект

для воздействия ......................................... 59

9. Иметь пирог и есть его — не одно и то же ................... 61

10. Разделив слона пополам, не получишь

двух слонят .......................... 61

11. Винить некого..................... 63

Глава 5. Изменение сознания ..................... 64

Увидеть мир заново .................................. 64

Причинные циклы .................................. 69

VII Содержание

Блоки системного мышления:

усиливающая и стабилизирующая

обратная связь и задержки ............................. 75

Усиливающая обратная связь:

чем могут обернуться малые изменения .......... 75

Стабилизирующая обратная связь:

источники равновесия и сопротивления ........... 79

Задержки: последствия проявляются

со временем ................................................. 84

Глава 6. Природные матрицы: выявление шаблонов,

управляющих событиями ......................... 88

Архетип 1: пределы роста ........................... 90

Определение .................................. 90

Поведение менеджера ........................ 90

Где их искать ................................... 90

Структура ........................................... 91

Понимание структуры и ее использование..................... 92

Шаблоны поведения ............................... 93

Как устранить факторы, блокирующие рост .................. 95

Архетип 2: подмена проблемы ................. 98

Определение .............................................. 98

Поведение менеджера ........................... 99

Где их искать .................................... 99

Структура ........................................... 100

Понимание структуры и ее использование................... 101

Шаблоны поведения ....................... 103

Как выйти из тупика ......................... 105

Глава 7. Самоограничивающийся и автоматически

усиливающийся рост ............................... 108

Когда мы создаем собственные

рыночные ограничения ......................... 108

Видеть и лес, и деревья .......................... 116

Часть III. Построение обучающейся организации:

ключевые дисциплины ...................... 121

Глава 8. Самосовершенствование ............... 123

Дух обучающейся организации ....................... 123

Искусство совершенствования

и специальная подготовка ........................... 124

VIII Содержание

«Почему мы хотим этого» ......................... 126

Сопротивление........................................ 128

Самосовершенствование как дисциплина ......................... 129

Личная мечта .................................... 129

Поддержание творческого напряжения ....................... 132

«Структурный конфликт»: сила бессилия ................... 137

Приверженность истине ................................ 140

Использование подсознательного,

или Не стоит все так подробно обдумывать ................. 142

Самосовершенствование и пятая дисциплина .................... 147

Соединение рационального знания и интуиции ............ 147

Понимание нашей связанности с миром ...................... 149

Сопереживание ......................................... 150

Устремленность к целому ................................... 151

Самосовершенствование в организации ................... 151

Глава 9. Интеллектуальные модели .................... 153

Почему лучшие идеи не осуществляются ......................... 153

Инкубатор нового мировоззрения ................................... 157

Работа с интеллектуальными моделями ........................... 160

Преодоление основных пороков

иерархической организации ....................................... 161

Институционализация практики...................................... 164

Инструменты и навыки .................................................. 165

Дисциплина работы

с интеллектуальными моделями ...................................... 166

Практика самоанализа .............................................. 166

Теории декларированные и используемые:

одни против других .................................................. 167

Имеет ли согласие значение? .......................................... 176

Интеллектуальные модели и пятая дисциплина ................ 177

Глава 10. Общее видение ............................ 180

Единая цель ................................................................. 180

Почему так важно общее видение ................................... 181

Созидание общего видения как дисциплина ..................... 185

Поощрение личного видения ..................................... 185

От личного видения к общему ................................... 186

Общее видение: распространение,

контингент резервистов, пластичность ........................ 190

Волонтерство и убежденность: рекомендации .............. 193

IX Содержание

Видение и набор ведущих идей .................................. 194

Видение: позитивное и негативное.............................. 195

Творческое напряжение

и приверженность истине .......................................... 196

Общая цель и пятая дисциплина ..................................... 197

Почему цели умирают преждевременно ...................... 197

Отсутствующая синергия:

общее видение и системное мышление ........................ 201

Глава 11. Обучение команд ............................. 203

Потенциал коллективного разума .................................... 203

Обучение команды как дисциплина ................................. 207

Диалог и дискуссия .................................................. 207

Текущая действительность: конфликты и рутина ......... 216

Отсутствующее звено: учебные тренировки ................. 224

Навык учебных тренировок ............................................ 226

Групповое обучение и пятая дисциплина ......................... 232

Часть IV. Размышения над практическим опытом ...................... 235

Введение ...................................... 237

Глава 12. Основы .................................... 239

Формирование культуры самоанализа

и серьезной беседы ..................................... 239

Изменение с помощью беседы .................... 239

Рефлексивная открытость ............................. 240

Развитие сотрудников ................................... 243

Достойная цель ......................................... 243

Преобразующие отношения ........................... 245

Это начинается с меня .................................. 247

Организации как живые системы ...................... 247

Мышление эпохи машин ................................ 248

Как выполняется работа .................................. 250

Глава 13. Импульс ....................................... 253

Иной подход к изменениям ................................ 253

Построение адаптивных организаций ..................... 256

Будущее информационных технологий ....................... 256

Адаптивная полиция .................................... 259

Эффективность и счастье .............................. 261

X Содержание

Глава 14. Стратегии ....................................... 264

Мыслить и действовать стратегически ............................. 264

1. Интегрирование обучения и работы ............................. 268

Самоанализ и действие ............................................. 268

Динамика обучения .................................................. 270

2. Начинать с того места, где находишься,

и с теми, кто есть ..................................... 274

Невыполнимое .......................................... 275

Для людей и с их помощью ....................... 276

3. Обретение бикультурности ..................... 278

Скрытая трансформация ............................ 280

Говорить на языке начальника ................... 281

4. Создание полигонов ............................ 281

Лагерь и иерархия ................................ 282

Вихрь и огненная стена ............................ 283

5. Связь с сутью предприятия ........................................ 284

Начало: выяснение собственной сущности ................... 285

Полевые работы: выявление источника

созидательности в организации .................................. 287

6. Построение обучающихся сообществ ............................ 288

Обращение к сердцу и разуму ................................... 289

7. Работа с иными ......................................................... 291

Устойчивые контакты с людьми,

традиционно избегающими партнерства ...................... 292

Связи между секторами ............................................ 293

Следующая стадия диверсификации ........................... 293

8. Развитие инфраструктуры обучения ............................ 294

Зачинатель инфраструктур обучения .......................... 295

Готовы ли другие организации серьезно

относиться к проблеме? ............................ 297

Что таит в себе имя? ................................. 298

Глава 15. Новая работа лидеров ............ 300

Что мы имеем в виду,

произнося слово «лидер»? ......................... 301

Лидер как конструктор ................................. 304

Повторяющееся конструирование

и инфраструктуры обучения ...................................... 305

Инфраструктуры информационных технологий ........... 308

Направляющие идеи ................................................. 310

Признание заслуг конструктора ................................. 311

XI Содержание

Лидер как наставник ....................................... 312

Обнаружение разрывов

в способностях организации ...................................... 312

Дилемма наставника ................................................. 314

Сначала надо самому стать учеником ......................... 316

Лидер как служитель .................................................... 317

Парадоксы служения ................................................ 318

Сила и природа амбиций .......................................... 319

Долговременные результаты ...................................... 320

Служение собственному видению ............................... 322

Как помочь становлению таких лидеров ..................... 323

Глава 16. Граждане систем ............................. 325

Понимание систем ......................................................... 326

Понимание системы изменения

глобального климата ................................................. 328

Жить так, как будто мы и есть система ........................... 332

Компания как инкубатор:

зерна новой энергетической системы .......................... 334

Система познает себя: сети распределения .................. 337

Общество: диалог через границы ............................... 344

Образование для XXI века ............................................. 347

Глава 17. Рубежи ........................................... 349

Постижение и воплощение естественных моделей ............. 349

Лидеры следующего поколения ...................................... 353

Женский стиль лидерства ......................................... 353

Лидеры, пришедшие с периферии экономики .............. 355

Лидерство молодежи ................................................ 356

Три возможности ..................................................... 358

Часть V. Coda ............................................... 363

Глава 18. Неделимое целое ............................. 365

Приложение 1. Обучающие дисциплины ........... 369

Приложение 2. Системные архетипы ......................... 374

Уравновешивание с задержкой .................................. 374

Пределы роста ......................................................... 375

Подмена проблемы ................................................... 376

XII Содержание

Особый случай — вмешательство извне ...................... 377

Размывание целей ........................... 379

Эскалация ..................................... 380

Деньги к деньгам .......................... 381

Трагедия общих ресурсов ................... 382

Неработающее решение ........................ 384

Рост и недоинвестирование..................... 385

Приложение 3. U-образный процесс ............ 387

Примечания ................................................. 391

Указатель имен ........................................... 413

 


Ключевые слова

См. также:
Vidhan K. Goyal, Chul W. Park
Journal of Corporate Finance. 2002.  Vol. 8. No. 1. P. 49-66. 
[Статья]
Ирина Марковна Бусыгина
Общественные науки и современность. 2019.  № 4. С. 121–133. 
[Статья]
Elizabeth M. Christopher, Larry E. Smith
[Книга]
Владислав Владимирович Титов
Регион: экономика и социология. 2007.  № 1. С. 241-250. 
[Статья]
Игорь Васильевич Грошев
Социологические исследования. 2007.  № 6. С. 122-130. 
[Статья]
Peter F. Simpson, Robert French, Charles E. Harvey
Human Relations. 2002.  Vol. 55. No. 10. P. 1209-1226. 
[Статья]