Эксоцман
на главную поиск contacts

Отцы-основатели: история изучения общественного мнения

Опубликовано на портале: 11-05-2010
Москва: Центр социального прогнозирования, 2006, 488 с.

Книга российского социолога Б.З. Докторова, ныне прожи- вающего в США, посвящена вопросам истории становления и практики изучения общественного мнения в 1930–50-е годы в США и в 1960–70-е годы в СССР. На примере различных форм политического управления — правовой демократии и идеологического тоталитаризма — автор показывает характер информационной коммуникации власти и общества, рождение и закат свободы слова, гражданской свободы волеизъявления личности. В книге уделено большое внимание социологическому и методическому опыту, накопленному в практике институтов изучения общественного мнения США и России.

По жанру книга научно публицистическое произведение историко-биографического, социологического, и политологического плана. Она призвана не только утолить познавательный интерес к истории научного становления опросов общественного мнения, но также служить пособием для университетов в целях повышения социологической, исследовательской культуры. Книга представит интерес для широкого круга обществоведов, а также для социологов и политологов, практикующих опросы общественного мнения.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .9

Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 19

ГЛАВА 1

КОРОТКО О КНИГЕ . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 25

К обоснованию заглавия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Историческая книга о современниках . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Об исследовательском подходе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

ГЛАВА 2

ПРЕДЫСТОРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Первые в изучении рынка и рекламы . . . .  . . . . . . . . . . 46

Харлоу Гейл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Уолтер Скотт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Чарльз Парлин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Из лаборатории — в поле . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 59

Даниэль Старч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

Генри Линк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Сто лет соломенных опросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Из истории американских электоральных опросов . . . . . . 70

1789–1824 годы: предыстория соломенных опросов . . . . . . 72

1824–1916 годы: соломенные опросы становятся

обыденностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

1916–1932 годы: триумф «The Literary Digest» . . . . . . . . 79

ГЛАВА 3

НАЧАЛО ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 86

Общественное мнение: начало теоретическогоосмысления . . . . 87

Они готовили опросы общественного мнения . . . . . . . . . . . . . 93

Эмиль Хурья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

Пол Черингтон . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 101

Клод Робинсон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106

ГЛАВА 4

ДЖОРДЖ ГЭЛЛАП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114

Становление личности и выбор профессии . . . . . . . . . . . . . 117

Американец в десятом поколении . . . . . . . . . . . . . . . 117

Семья, взросление . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 121

Освоение профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

Редактор студенческой газеты . . . . . . . . . . . 130

Доктор Гэллап. Начало научной деятельности . .  . . . . . . . 133

Журналист становится психологом . . . . . . . . . .  . . 133

Выдающаяся региональная газета . . . . . . . . . . . .. . . 136

Завершение образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

Метод Гэллапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

Докторское исследование и журналистская практика . . . 142

Учитель: должность и социальная роль . . . . . . . . . . . . 146

Ассоциация «Quill and Scrol» . . . . . . . . . . . . . .. . . 148

Профессор нескольких университетов . . . . . . . . . 149

«...Исследования могут помочь образованию» . . . . . . . . 152

«Мне всегда нравилось изучать рекламу…» . . . . . . . . . . . . . 158

Как все начиналось . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160

Уникальное содружество . . . . . . . . . . . . . . . . . 164

Удовлетворенность от востребованности . . . . . . 169

От идеи к триумфу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

Поиски нового при сохранении старого . . . . . . . . . . . . 174

От городского собрания Новой Англии до гэллаповского

городского собрания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177

Инкубационный период . . . . . . . . . . . . . . . . .184

Звездный час . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  189

ГЛАВА 5

ЭЛМО РОУПЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 207

К уточнению методологии . . . . . . . . . . . . . . .. . 209

Исследователь рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 212

Опросы для «Fortune» . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 218

Послевоенные годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 227

«Вы и ваши лидеры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 227

Фонд для республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

ГЛАВА 6

АРЧИБАЛЬД КРОССЛИ . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 238

«Я готов этим заняться. А что это такое?» . . . . . . . . 240

Лидер измерения радиоаудитории . . . . . . . . . . . . . . 243

Дэвид Сарнов и радиовещание . . . . . . . . . . . . . . . . . 243

Кроссли и Хупер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245

Артур Нильсен и развитие аудиометрии . . . . . . . . . 249

1936 год: оценки по горячим следам . . . . . . . .  . . . . . . 255

Формирование профессиональной этики . . . . .. . . . . . . 261

ГЛАВА 7

ХЭДЛИ КЭНТРИЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267

Университетский ученый становится полстером . . . . . . . . . . 271

Что думают о нас? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276

«Измерение общественного мнения» . . . . . . . .  . . 281

ГЛАВА 8

РЕШАЮЩИЕ СОРОКОВЫЕ . . . . . . . . . . . .  . . . . . 297

Закрепление первых успехов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300

«Пульс демократии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300

Еще два успешных прогноза

президентских выборов . . . . . . . . . . . . . . . . . 308

Военные годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 314

Деятельность Кэнтрила в годы войны . . . . . 321

Наиболее часто задаваемый вопрос . . . . . .. . . 326

Фиаско-1948 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331

Что же произошло? Вопрос с полувековой историей . . . . 333

Комиссия Фредерика Мостеллера . . . . . . . .. . . . . 337

Линдсей Роджерс и Луис Бин . . . . . . . . . . . .  . . . . . 342

ГЛАВА 9

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СООБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 355

Харри Филд и начало академических

исследований общественного мнения . . . . . .  . . . . . 356

Региональные опросы общественного мнения . . . . . . . . . . . 362

1940: «Texas Poll» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364

1941: «The Pulse of New York» . . . . . . . . . . . .  365

1943: «Iowa Poll» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 366

1944: «Minnesota Poll» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 368

1947: «California Poll» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  369

Место встречи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371

Создание AAPOR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375

Создание WAPOR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 378

Ведущий журнал и главный архив . . . . . . . .  . . . 381

Первое десятилетие «Public Opinion Quarterly» . . . . . 381

Роуперовский центр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390

ГЛАВА 10

БОРИС ГРУШИН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 399

Все мы вышли из «грушинской шинели» . . . . . . . 403

Начало: ИОМ «Комсомольской правды» . . . . .. . . 406

Один из «диастанкуров» . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 406

Первые всесоюзные опросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411

Три книги — три главных направления

исследований Грушина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417

Методология исследований общественного мнения . . . . 417

Методология изучения массовой информации . . . . . . . . 419

Морфология и феноменология массового сознания . . . . . . 422

«In pivo veritas» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 425

ВЦИОМ и VP . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 426

Ментальное пространство и голограмма Грушина . . . . . . . . . 429

ГЛАВА 11

НАЧАЛСЯ XXI ВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438

Статистика побед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442

Становление пост-гэллаповских опросных технологий . . . . . . 451

Иллюстрация 1: Техника случайных ответов . . . . . . . 455

Иллюстрация 2: Опросы обогащенного

общественного мнения . . . . . . . . . . . . .. . . 457

Иллюстрация 3: Онлайновые опросы

«Knowledge Networks» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460

Наследие и уроки отцов-основателей . .. . . . . . . 464

Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482

RAR archive
сохранить
[1.07 МБ]
Ключевые слова

См. также:
Борис Зусманович Докторов
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 6 (74). С. 8-21. 
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 6 (74). С. 3-7. 
[Статья]
Эмиль Абрамович Паин
Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 24-27. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 1 (51). С. 66-94. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 6 (44). С. 3-6. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 3 (53). С. 47-92. 
[Статья]
Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 76-77. 
[Статья]