Эксоцман
на главную поиск contacts

Градорегулирование. Основы регулирования строительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Москва: Фонд "Институт экономики города", 2008, 295 с.
Авторы книги ― сотрудники Института экономики города, принимавшие участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней – Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, региональных законов о градостроительной деятельности, муниципальных нормативных правовых актов — правил землепользования и застройки, других документов, аналитических исследований и рекомендаций по вопросам градорегулирования.
Книга адресована студентам и аспирантам, изучающим право, экономику, управление (менеджмент), градорегулирование и архитектуру, землеустройство, специалистам, повышающим квалификацию в области планирования развития территорий, жилищно-коммунального хозяйства, работникам администраций федерального, регионального и местного уровней, а также всем, кто интересуется вопросами правового, экономического, планировочного обеспечения развития городов и иных территорий, проектирования и строительства.

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ

1. НАЧАЛА ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Определения

1.2. Градорегулирование и градостроительная деятельность

1.2.1. Какая деятельность осуществляется в системе градорегулирования

1.2.2. Как соотносятся между собой градорегулирование и градостроительная

деятельность

1.3. Особенности градорегулирования

1.3.1. Всегда ли возможно градорегулирование и что необходимо для того, чтобы

оно было возможным

1.3.2. Публичные и частные интересы в градорегулировании

1.3.3. Градорегулирование как механизм обеспечения баланса интересов,

гарантирования прав и возможности проявления инициативы частными лицами

1.4. Субъектно_объектные отношения в градорегулировании

1.5. Градорегулирование и инфраструктура рынка недвижимости

2. ОБЪЕКТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

2.1. Земельный участок

2.1.1. Земельный участок: закономерности существования части и целого

2.1.2. Оборот земельных участков как условие достижения максимумов —

экономического, этического, эстетического, экологического

2.1.3. Земельный участок: экономические закономерности использования

2.1.4. Максимальное экономическое поведение

2.1.5. Две стороны существования земельных участков — конкуренция и

кооперация

2.1.6. Монополизм и спекулятивная рента в условиях рынка недвижимости:

природа возникновения и механизмы противодействия

2.2. Город: модели строения и эволюции

2.2.1. Морфология городского пространства: стабильность и изменчивость

2.2.2. Траектории эволюции и типы развития городов

2.3. Город — субрегион, регион — страна

2.3.1. Объект градорегулирования как форма_функция

2.3.2. Генезис форм_функций — объектов градорегулирования

2.3.3. Определение размера частных вкладов в создание общей инфраструктуры

и морфология пространства

3. ПУБЛИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И МОДЕЛЬ

СИСТЕМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1. Распределение функций между публичными субъектами градорегулирования.

Унитарные и трехуровневые системы градорегулирования

3.2. Публичные субъекты градорегулирования: от функций к полномочиям

3.3. Инструменты градорегулирования

3.4. Модель системы градорегулирования

3.4.1. Модель действий в системе градорегулирования

3.4.2. Модель органов градорегулирования и выполняемых ими функций_

полномочий применительно к различным уровням

4. ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ЭТИКА И ФОРМАЛЬНОЕ ПРАВО

4.1. Принципы этики средоформирования

4.1.1. Принцип освоения_отчуждения

4.1.2. Принцип свободы_несвободы

4.1.3. Принцип изменчивости_неизменности

4.1.4. Принцип фрагментарности_целостности

4.2. Соотношение этических принципов средоформирования и логических принципов

формального права о градорегулировании

5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Законодательство о градорегулировании за рубежом

5.1.1. Назначение законодательства о градорегулировании

5.1.2. Публичные субъекты, уполномоченные ограничивать права использования и

изменения объектов недвижимости

5.1.3. Документы территориального планирования и градостроительного

зонирования

5.1.4. Технология зонального установления прав использования и изменения

объектов недвижимости

5.1.5. Разрешение на строительство

5.1.6. Информация о градорегулировании

5.1.7. Участие граждан в градорегулировании

5.1.8. Содействие местному градорегулированию со стороны государства

5.1.9. Метаморфозы зонирования. Три типа систем градорегулирования

5.2. Этапы развития законодательства о градостроительной деятельности в России

5.2.1. Первый этап — с середины XIX в. до 1917 г.

5.2.2. Второй этап — с 1917 по 1992 г.

5.2.3. Третий этап — с 1992 по 1998 г.

5.2.4. Четвёртый этап — с 1998 по 2001 г.

5.2.5. Пятый этап — с 2001 по 2004 г.

5.2.6. Основные итоги и текущий этап развития законодательства о

градостроительной деятельности в России

6. ПЕРЕХОД К СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И

ОПАСНОСТИ

6.1. Неизбежность переходного периода и его противоречия: противоборство

взаимоисключающих систем градорегулирования

6.2. Опасности переходного периода: неизбежность возникновения монополизма в

распределении земельных участков для строительства

6.3. Специфика переходного периода с точки зрения распределения функций и средств

между регионами и муниципалитетами

6.4. Проблема возникновения административных и экономических субъектов —

инициаторов перехода к системе правового градорегулирования

ЧАСТЬ II. КОМПОНЕНТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ

7. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

7.1. Логическая модель технологии градостроительного проектирования

7.1.1. Принципы технологии градостроительного проектирования. Два типа

объектов и ячеисто_сетевая неравномерная структура города

7.1.2. Градостроительное проектирование в части технологии определения

баланса потребности—ресурсы. Два условия для возможности системного

планирования_проектирования развития города

7.1.3. Градостроительное проектирование и принципы изъятия недвижимости для

размещения сетевых объектов технической инфраструктуры

7.2. Документы градостроительного проектирования

7.2.1. Взаимосвязь документов градостроительного проектирования

7.2.2. Правовой статус различных документов градостроительного

проектирования

7.3. Соотношение градостроительного проектирования и архитектурно_строительного

проектирования

7.3.1. Переход от градостроительного проектирования к архитектурно_

строительному проектированию

7.3.2. Установление публичной властью требований эстетики к проектируемым

объектам

8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8.1. Территориальное планирование и иные виды планирования

8.2. Территориальное планирование как взаимодействие суверенных органов публичной

власти

8.3. Территориальное планирование и объекты различного значения

8.3.1. С каких содержательных позиций_оснований подходить к определению

понятия “объекты федерального, регионального, местного значения”

8.3.2. Как понятие “объекты федерального, регионального, местного значения”

могло или должно было бы определяться в законодательстве при его дополнении

в будущем ныне отсутствующими нормами

8.3.3. Как оперировать понятием “объекты федерального, регионального,

местного значения” в настоящее время, когда в законодательстве отсутствует

соответствующее определение

8.4. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования

различными уровнями публичной власти

8.5. Территориальное планирование и упорядочение административных и иных границ

8.6. Планы реализации документов территориального планирования

9. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ. ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И

ЗАСТРОЙКИ

9.1. Почему в условиях рынка недвижимости не может не быть градостроительного

зонирования, определяемого правилами землепользования и застройки

9.2. Институт градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, их

правовой статус и структура

9.3. О двух подходах к пониманию содержания градостроительного зонирования и

градостроительных регламентов

9.3.1. О содержании правового подхода к пониманию и осуществлению

градостроительного зонирования

9.3.2. О содержании административно_технологического подхода к пониманию и

осуществлению градостроительного зонирования

9.4. Как устанавливать градостроительные регламенты — по принципу "разрешено всё

то, что не запрещено" или по принципу "разрешено то, что разрешено"

9.5. Составная часть градостроительных регламентов в виде ограничений

использования недвижимости, устанавливаемых посредством зон с особыми условиями

использования территорий

9.6. Российская модель градостроительного зонирования в контексте мирового опыта

9.6.1. Общие, универсальные принципы градостроительного зонирования,

существующие во всех развитых странах, необходимость и возможность

применения градостроительного зонирования в отечественной практике

9.6.2. Основные типологические виды градостроительного зонирования и их

обобщенные характеристики

9.6.3. Множественность путей введения градостроительного зонирования и его

типологические особенности, модифицированные применительно к российским

условиям

9.7. Особенности подготовки проектов правил землепользования и застройки

9.7.1. О документах — основаниях для подготовки проекта правил

землепользования и застройки

9.7.2. О субъектах подготовки проекта правил землепользования и застройки

9.7.3. О проверке подготовленного проекта, публичных слушаниях и утверждении

правил землепользования и застройки

10. ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ

10.1. Планировка территории в контексте иных компонентов градостроительного

проектирования

10.2. Территории и земельные участки

10.2.1. О разновидностях территорий и земельных участков с позиции планировки

территории

10.2.2. О двухэтапной технологии планировки территории

10.3. Виды и особенности документации по планировке территории. Градостроительный

план земельного участка

10.3.1. Особенности проектов планировки территории

10.3.2. Установление параметров планируемого развития элементов

планировочной структуры и состав проектов планировки

10.3.3. Особенности подготовки документации по планировке территории

различными органами публичной власти

10.3.4. Соотношение правил землепользования и застройки и документации по

планировке территории

10.3.5. Соотношение планировки территории с последующими действиями по

архитектурно_строительному проектированию и строительству

10.3.6. Градостроительные планы земельных участков

10.3.7. О различных случаях планировки территории — обеспечение условий для

создания земельных участков в различных целях

10.4. Межевание застроенных территорий: правовые аспекты

10.4.1. О составе проектов межевания

10.4.2. О выполнении требования об учёте градостроительных нормативов и

правил, действовавших в период застройки

10.5. Правовые механизмы развития незастроенных и застроенных территорий

10.6. Девелопмент и партнёрство застройщиков_девелоперов и органов власти как

синхронизация выполнения различных взаимосвязанных проектов по развитию

территорий

10.6.1. Объекты и субъекты действий

10.6.2. Несоответствие между ограниченными возможностями застройщиков_

девелоперов и масштабами задач развития городов и территорий

10.6.3. Проекты, которые подлежат взаимоувязке по параметрам и синхронизации

во времени

10.6.4. Условия, при которых участие в проекте муниципалитета может быть

признано целесообразным

10.6.5. Логическая модель технологии подготовки и выполнения взаимосвязанных

проектов — девелопмента

10.7. Цикличность процесса подготовки и внесения изменений в различные документы

градостроительного проектирования

11. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11.1. Логика формирования и модель системы контроля за осуществлением

градостроительной деятельности

11.2 Предметы контроля за осуществлением градостроительной деятельности

11.2.1. Технические регламенты безопасности

11.2.2. Требования соблюдения интересов органов публичной власти при

согласовании проектов документов территориального планирования

11.2.3. Требования учёта интересов частных и публичных субъектов при проверке

проектов правил землепользования и застройки, проектов документации по

планировке территории перед их утверждением

11.2.4. Нормативы градостроительного проектирования

11.2.5. Требования, при соответствии которым выдаются разрешения на

строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию

11.2.6. Требования недопущения ущерба правообладателям недвижимости, при

соответствии которым могут выдаваться соответствующие разрешения с учётом

результатов публичных слушаний

11.3. Институты контроля за осуществлением градостроительной деятельности

11.3.1. Институт согласования проектов документов территориального

планирования органами власти различных уровней

11.3.2. Институт государственной экспертизы проектов документов

территориального планирования

11.3.3. Институт государственной экспертизы результатов инженерных изысканий

и проектной документации

11.3.4. Институт государственного строительного надзора

11.3.5. Институт предоставления разрешений на строительство и разрешений на

ввод объектов в эксплуатацию

12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12.1. Принципы формирования систем информационного обеспечения

градостроительной деятельности

12.2. Структура муниципальных систем информационного обеспечения

градостроительной деятельности

12.3. Информационное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти

в области градостроительной деятельности

13. ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ

13.1. Особенности регулирования публичных слушаний

13.2. Виды документов градостроительного проектирования, применительно к которым

не проводятся, в обязательном порядке проводятся и могут проводиться публичные

слушания

13.3. Место публичных слушаний в технологической цепочке действий в отношении

проектов документов градостроительного проектирования

13.4. Предметы публичных слушаний в области градорегулирования

13.4.1. Вопросы подтверждения соответствия проекта документа обязательным

формализованным требованиям

13.4.2. Вопросы обоснованности содержания неформализуемых предложений

13.5. Объединение в различных муниципальных правовых актах норм о публичных

слушаниях в области градорегулирования

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Метод расчёта и отображения траекторий эволюции городов

2. Примерная структура правил землепользования и застройки

3. Иллюстративные примеры документов территориального планирования

4. Иллюстративные примеры документов градостроительного зонирования

5. Иллюстративные примеры документации по планировке территории

Summary


Ключевые слова

См. также:
Тамара Моисеевна Дридзе
Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 26-34. 
[Статья]
Эдуард Константинович Трутнев, Леонид Евгеньевич Бандорин, Т.В. Гудзь, М.Д. Сафарова, Якубов М.О.
[Книга]
А.В. Алфимов
Экономические науки. 2012.  № 2. С. 95-99. 
[Статья]