Эксоцман
на главную поиск contacts
Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления представляет собой итог многолетней работы фонда «Институт экономики города» в сфере содействия местному самоуправлению и муниципальному социально-экономическому развитию в России. Это систематизированный свод наиболее удачных разработок в сфере управления местным развитием, успешно апробированных в российской муниципальной практике.
В структурном отношении Кодекс лучшей практики состоит из двух частей собственно Кодекса и Библио   теки лучшей практики. Первая часть содержит стандарты лучшей практики – описания практик, включая формулировку цели перехода к стандарту и краткое изложение его содержания и путей реализации. Вторая часть представляет собой подробные «истории успеха» реализации этих стандартов в конкретных муниципальных образованиях – от исходной ситуации до финальных результатов, включая мероприятия по реализации, ресурсное, административное и организационное обеспечение, проблемы и пути их преодоления. Для желающих непосредственно выйти на «носителей» практики и получить более подробную информацию в большинстве примеров, вошедших в Библиотеку, содержится контактная информация «пилотных» муниципалитетов.
Кодекс лучшей практики адресован в первую очередь муниципальным работникам и специалистам в области местного самоуправления. Значение Кодекса для их повседневной деятельности трудно переоценить. Он может служить и каналом передачи передового опыта в различных сферах муниципального управления, и индикатором оценки качества управления в муниципальном образовании, и ориентиром при выборе стратегических направлений местного развития.
Кодекс лучшей практики задуман как динамичный, постоянно совершенствуемый инструмент муниципального управления. В связи с этим планируется его ежегодное переиздание с учетом изменений и дополнений.

К книге прилагается CDRom

СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА

1. Лучшая практика муниципального управления в сфере муниципального экономического развития  6

1.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 6

1.1.1. Разработка стратегического плана муниципального развития. 6

1.1.2. Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития  15

1.1.3. Внедрение процедуры мониторинга в реализацию
муниципальных программ и проектов. 23

1.1.4. Оценка муниципальных программ.. 30

1.1.5. Повышение квалификации муниципальных служащих. 47

1.1.6. Создание Агентства муниципального экономического развития. 58

1.1.7. Внедрение информационных технологий в практику муниципального управления  64

1.2. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 132

1.2.1. Создание муниципальных бизнес-инкубаторов и технопарков. 132

1.2.2. Создание учебно-деловых центров для обучения
основам предпринимательства. 141

1.2.3. Муниципальная поддержка приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых на территории муниципального образования. 146

1.2.4. Создание инвестиционного паспорта муниципального образования. 160

1.3. Взаимодействие с общественностью.. 173

1.3.1. Использование социологических опросов в практике управления
на местном уровне. 173

2. Лучшая практика муниципального управления
в сфере муниципальных финансов. 180

2.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 180

2.1.1. Переход к системе формирования и исполнения бюджета, позволяющей органам местного самоуправления регулярно сопоставлять результаты текущей деятельности и производимых бюджетных расходов с поставленными целями. 180

2.1.2. Переход к казначейской системе исполнения бюджета. 189

2.1.3. Отбор инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств муниципального бюджета, на основе критериев общественной значимости и общественной полезности. 197

2.1.5. Финансирование проектов общегородского значения за счет эмиссии муниципальных облигаций общего покрытия. 224

2.1.7. Ведение реестра муниципальной собственности. 229

2.1.8. Управление муниципальными активами на портфельной основе. 234

2.1.9. Проведение мониторинга результативности бюджетных расходов. 243

2.1.10. Разработка перспективного финансового плана. 257

2.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями. 264

2.2.1. Проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. 264

2.3. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 341

2.3.1. Организация муниципальных закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе и ведение реестра муниципальных закупок. 341

2.3.2. Проведение муниципальных закупок с использованием
интернет-технологий. 349

2.4. Взаимодействие с общественностью.. 354

2.4.1. Привлечение общественности к участию в бюджетном процессе. 354

3. Лучшая практика муниципального управления в социальном секторе. 362

3.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 362

3.1.1. Перевод безадресных муниципальных льгот в форму денежных выплат нуждающемуся населению   362

3.1.2. Внедрение механизма нормативного финансирования
в сфере образования. 370

3.1.3. Вывод малообеспеченных семей на самообеспечение
в рамках программы “От пособия к зарплате”. 378

3.1.4. Введение денежных компенсаций для низкодоходных групп
населения взамен всеобщего бесплатного предоставления социальных услуг. 386

3.1.5. Внедрение механизма повышения качества и эффективности
социальных услуг посредством стимулирования ориентации на результат,
а не на процесс. 396

3.1.6. Инвентаризация социальных льгот и объема их финансирования. 406

3.1.7. Проведение управленческого аудита расходования средств на социальное обслуживание населения (принцип “best value”) 415

3.1.8. Централизация функций назначения и выплат социальной помощи
(принцип “одного окна”) 426

3.1.9. Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов. 435

3.1.10. Проведение мониторинга административных расходов и использование
его результатов при планировании бюджета муниципалитета. 443

3.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями. 449

3.2.1. Размещение муниципального заказа на социальное обслуживание на конкурсной основе  449

3.3. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 458

3.3.1. Привлечение коммерческого сектора к предоставлению услуг
образовательным учреждениям на конкурсной основе. 458

3.4. Взаимодействие с общественностью.. 462

3.4.1. Планирование расходов на социальную поддержку населения с учетом масштабов и структуры бедности, оцененных на основе данных независимых обследований населения. 462

3.4.2. Внедрение механизма стимулирования социальных инициатив на уровне объединения граждан (ТОСы и др.) 490

4. Лучшая практика муниципального управления в сфере городского хозяйства: ЖКХ и транспорт  498

4.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 498

4.1.1. Внедрение новых схем финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.. 498

4.1.2. Тарифное регулирование в сфере коммунальных услуг. 504

4.1.3. Внедрение системы адресных социальных счетов граждан. 512

4.1.4. Применение концессионных механизмов для управления объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры.. 527

4.1.5. Мониторинг ресурсопотребления в практике управления объектами недвижимости бюджетной сферы.. 538

4.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями. 548

4.2.1. Профессиональное конкурсное управление объектами недвижимости бюджетных учреждений с привлечением энергосервисных компаний. 548

4.2.2. Переход к системе договорных отношений в сфере ЖКХ на всех уровнях. 560

4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия. 568

4.3. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 578

4.3.1. Обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе с привлечением частных подрядчиков  578

4.3.2. Создание товариществ собственников жилья. 585

4.3.3. Привлечение к транспортному обслуживанию населения частных
пассажирских перевозчиков. 593

5. Лучшая практика муниципального управления в сфере земли и иной недвижимости. 601

5.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 601

5.1.1. Регламентирование землепользования и застройки на принципах правового зонирования  601

5.1.2. Развитие системы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости как важнейшими региональными и муниципальными активами. 614

5.2. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 638

5.2.1. Приватизация земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости. 638

5.2.2. Развитие торгов (аукционов, конкурсов) по продаже незастроенных
земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или прав
их аренды на условиях строительного освоения. 659

5.2.3. Развитие инвестиционных конкурсов по предоставлению частным
инвесторам права на реконструкцию застроенных кварталов с переселением
граждан из ветхого фонда. 673

5.3. Взаимодействие с общественностью.. 687

5.3.1. Участие жителей в принятии градостроительных решений путем
проведения общественных слушаний. 687

6. Лучшая практика муниципального управления в сфере жилищного финансирования  700

6.1. Управленческие решения “внутри” администрации. 700

6.1.1. Предоставление определенным категориям граждан субсидий
на приобретение готового жилья или на строительство индивидуального жилья. 700

6.2. Взаимодействие с независимыми хозяйствующими субъектами. 726

6.2.1. Заключение органами местного самоуправления договоров подряда на строительство муниципального жилья со строительными организациями, отобранными на конкурсной основе  726

6.3. Взаимодействие с общественностью.. 728

6.3.1. Раскрытие информации о проектах жилищного строительства
с привлечением средств граждан. 728


PDF Document
сохранить
[409 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Сергей Иванович Неделько, Елена Сергеевна Шомина
Полития. 2003.  № 4. С. 198-211. 
[Статья]
Людмила Валентиновна Шапиро
Полития. 2003.  № 4. С. 255-271. 
[Статья]
Виталий Алексеевич Черников
Полития. 2003.  № 4. С. 174-182. 
[Статья]
Юрий Григорьевич Коргунюк
Полития. 2003.  № 4. С. 146-174. 
[Статья]