Эксоцман
на главную поиск contacts

Россия. Поместная Федерация. Административно-территориальная структура России "в реальности и "на самом деле"

Опубликовано на портале: 20-07-2010
Москва: Европа, 2010, 308 с.
Известный социолог предпринимает попытку реконструировать формы территориальной организации Российской Федерации, связав их со специфической для России ресурсной организацией экономической жизни и сословной социальной структурой. Автор настаивает на своем видении России как общества отдельных сословий, каждое из которых обладает собственным пространством для извлечения тех или иных ресурсов.
Работа состоит из основного текста и приложений, в которых собраны сведения о разного рода округах как формах отраслевого административно-территориального деления. В качестве рекомендаций в книге приведены логические варианты возможных преобразований административно-территориального деления, их предпосылки и некоторые последствия

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

2. Пространства власти и пространства жизни . . . . . . . . . . . . . . .13

Феноменологическая классификация поселений России . . . . . . . . .13

История территориального деления как его теория . . . . . . . . . . . . . . .20

Социальное пространство России «в реальности»

и «на самом деле» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

«Реальное» пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

3. Отношения между сословной и административно-

территориальной структурами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Ресурсная организация государственной жизни применительно к

«реальной» административно-территориальной структуре . . . . . . . . .39

Сословная структура и бюджетные корпорации . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Согласования интересов в сословном обществе и дефицит . . . . . . . .55

Система расселения и распределенный образ жизни . . . . . . . . . . . . .61

Инновации, концепции развития и административно-

территориальное устройство: наукограды, технопарки

и прочие «зоны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70

4. Муниципальное устройство и его отношения

с сословными структурами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78

Муниципальное устройство и местное самоуправление . . . . . . . . . .78

Рыночные отношения на муниципальных уровнях . . . . . . . . . . . . . . .83

5. Формальное представление

административно-территориального устройства . . . . . . . . . . . .88

Конституционное административно-территориальное деление . . . .88

Правовое положение подразделений федеральных,

окружных, региональных учреждений

и организаций на муниципальных уровнях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99

Окружные – отраслевые организации и учреждения

на территории муниципалитетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109

Административно-территориальное деление и согласование

интересов в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126

6. Социальные отношения и территориальная структура . . . . . .132

Гражданское общество служивых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132

Многозначность представлений об устройстве государства . . . . . . .140

7. Избыточные реальности и направления архаизации . . . . . . . . .147

Принудительная модернизации или архаизация? . . . . . . . . . . . . . . .147

Административно-территориальная структура как последствие

реформаторства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150

Избыточность уровня городов федерального значения . . . . . . . . . . .153

Избыточность регионального уровня административно-

территориальной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155

Неоднородность муниципальных уровней

организации пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158

Неадекватный статус муниципальных районов . . . . . . . . . . . . . . . . .159

Неадекватный статус городских округов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161

8. Логика возможных трансформаций административно-

территориальногоделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163

Логика архаизации административно-

территориальной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163

Возможная административно-территориальная структура . . . . . . . .165

9. Социальные следствия трансформаций

административно-территориального деления . . . . . . . . . . . . .173

Социальные пространства в логике гипотетического

административно-территориального устройства и статус

муниципальных служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173

О разделении рынков между муниципалитетами

и государством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175

Структуры сословно - представительской власти

и реформа административно-территориального деления . . . . . . . . .179

Заключение: об условиях преобразования

административно-территориального деления . . . . . . . . . . . . . . . . . .185

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188

Нормативные документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192

Приложение 1. Федеральные округа (список и состав) . . . . . . . . . . .192

Экономические районы (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194

Приложение 2. Судебные округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197

Конституционные суды субъектов РВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199

Приложение 3. Межрегиональные ассоциации экономического

взаимодействия (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200

Приложение 4. Экономические зоны

и макрозоны (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203

Приложение 5. Межрегиональные территориальные

управления по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды и центры по гидрометеорологиии

мониторингу окружающей среды

(УГМС и ЦГМС) (округа Гидромета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205

Приложение 6. Территориальные органы федерального

горного и промышленного надзора (ФГПН) –

округа Гостехконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210

Приложение 7. Региональные таможенные управления(РТУ)

(Таможенные округа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219

Приложение 8. Межрегиональные территориальные округа

по государственному регулированию ядерной

и радиационной безопасности (МТО РБ)

(радиационные округа Гостехконтроля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222

Приложение 9. Территориальные и региональные отделы

государственного геологического контроля (ОГК)

при территориальных органах МПР России

и органах управления субъектов Российской Федерации

(геологические округа Минприроды) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225

Приложение 10. Территории с дискомфортностью

жизнедеятельности населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230

Районы Крайнего Севера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера . . . . . . . . . .231

Приложение 11. Особо охраняемые природные территории

(список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236

Приложение 12. Территории, отнесенные

к зонам чрезвычайной экологической ситуации . . . . . . . . . . . . . . . .251

Приложение 13. Регионы компактного проживания

малочисленных народов России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252

Приложение 14. Территории за пределами

Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255

Приложение 15. Закрытые административно

территориальные образования (ЗАТО) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256

Приложение 16. Военные округа и флоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258

Приложение 17. Округа Пенсионного фонда . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258

Приложение 18. Транспортные округа

(железнодорожные, водные, авиационные, автомобильные) . . . . . .259

Территориальные отделения РЖД – железнодорожные округа . . . .259

Государственные бассейновые управления –

водные округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260

Авиационные округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260

Автомобильные округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261

6. Социальные отношения и территориальная структура . . . . . .132

Гражданское общество служивых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132

Многозначность представлений об устройстве государства . . . . . . .140

7. Избыточные реальности и направления архаизации . . . . . . . . .147

Принудительная модернизации или архаизация? . . . . . . . . . . . . . . .147

Административно-территориальная структура как последствие

реформаторства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150

Избыточность уровня городов федерального значения . . . . . . . . . . .153

Избыточность регионального уровня административно-

территориальной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155

Неоднородность муниципальных уровней

организации пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158

Неадекватный статус муниципальных районов . . . . . . . . . . . . . . . . .159

Неадекватный статус городских округов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161

8. Логика возможных трансформаций административно-

территориальногоделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163

Логика архаизации административно-

территориальной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163

Возможная административно-территориальная структура . . . . . . . .165

9. Социальные следствия трансформаций

административно-территориального деления . . . . . . . . . . . . .173

Социальные пространства в логике гипотетического

административно-территориального устройства и статус

муниципальных служащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173

О разделении рынков между муниципалитетами

и государством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175

Структуры сословно - представительской власти

и реформа административно-территориального деления . . . . . . . . .179

Заключение: об условиях преобразования

административно-территориального деления . . . . . . . . . . . . . . . . . .185

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188

Нормативные документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192

Приложение 1. Федеральные округа (список и состав) . . . . . . . . . . .192

Экономические районы (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194

Приложение 2. Судебные округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197

Конституционные суды субъектов РВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199

Приложение 3. Межрегиональные ассоциации экономического

взаимодействия (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200

Приложение 4. Экономические зоны

и макрозоны (список и состав) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203

Приложение 19. Представительство органов

федеральной власти в Удмуртии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .274

Приложение 20. Органы федеральной власти

в Тюменской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276

Приложение 21. Территориальные органы федеральной

исполнительной власти в Мурманской области . . . . . . . . . . . . . . . . .279

Приложение 22. Территориальные органы

государственной власти в Тазовском районе

Ямало-Ненецкого автономного округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281

Приложение 23. Федеральная власть в Кировской области . . . . . . .282

Приложение 24. Территориально - отраслевая

система МВД России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284

Приложение 25. Структура подразделений

министерства внутренних дел РФ, дислоцированных

в г. Москве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292

Приложение 26. Районные управления внутренних дел

Санкт-Петербурга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298

Приложение 27. Структура Главного управления

внутренних дел г. Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298

Приложение 28. Структура органов внутренних дел по

муниципальным округам г. Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299

Приложение 29. Методическое письмо

О правовых аспектах ограничения права отдельных

категорий граждан Российской Федерации быть членами

политических партий и ограничения

в служебной деятельности граждан,

являющихся членами политических партий . . . . . . . . . . . . . . . . . .302

Приложение 30. Округа Транснефти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306

PDF Document
сохранить
[2.36 МБ]
PDF Document
сохранить
[1.17 МБ]
PDF Document
сохранить
[3.27 МБ]
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 42–54. 
[Статья]
Людмила Александровна Беляева
Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 52-62. 
[Статья]
Владислав Леонидович Иноземцев
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 18-27. 
[Статья]
Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 22-37. 
[Статья]
Сергей Макеев, Анжела Патракова, Анна Домаранская
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 85-100. 
[Статья]