Эксоцман
на главную поиск contacts

В работе представлены результаты анализа возможных последствий

реализации трех основных стратегий достижения финансовой обеспеченности

государственных гарантий оказания населению медицинской помощи: 1) роста

государственного финансирования здравоохранения при ограниченных

изменениях в его организации; 2) реструктуризации системы медицинского

обслуживания населения; 3) легализации оплаты населением медицинской

помощи. В ряду таких последствий особое внимание уделено изменениям в

системе неформальных платежей за медицинскую помощь. Представлены

полученные методом интервьюирования работников здравоохранения данные о

распространенности неформальных платежей, причинах и способах их

осуществления, возможностях регулирования.


Об авторах

Богатова Татьяна Витальевна - координатор научных программ Независимого института социальной политики.

Потапчик Елена Георгиевна кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики переходного периода.

Чернец Владимир Алексеевич – руководитель отдела управленческого консультирования Агентства коммуникационного менеджмента «Принцип PR».

Чирикова Алла Евгеньевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Шилова Людмила Сергеевна – старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Шишкин Сергей Владимирович – доктор экономических наук, директор научных программ Независимого института социальной политики.

ОБ АВТОРАХ.............................................................................................................. 5

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ................................................................................ 6

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................... 7

РАЗДЕЛ 1. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ........................................................................... 12

1.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ

НАСЕЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .................................................................. 12

1.2.РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ОБЗОР ПРОВЕДЕННЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ)..................................................................................................... 15

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ .................................................................................................................. 21

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ДВУХ ПИЛОТНЫХ РЕГИОНОВ)........................................ 35

3.1. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ .............................................................................. 35

3.2.КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОСЛЕДСТВИЙ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕТЫРЕХ

РАЙОНОВ)................................................................................................................ 41

3.2.1. Анализ обеспеченности государственных гарантий на муниципальном

уровне.................................................................................................................. 41

3.2.2. Возможные последствия реструктуризации сети стационарных

учреждений........................................................................................................ 44

3.3. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОЦЕНКАХ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ И

ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ................................................................. 53

РАЗДЕЛ 4. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ

ПОМОЩЬ ............................................................................................................... 62

4.1. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ................................. 62

4.2. ФОРМЫ ОПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ........................... 64

4.2.1. Платные медицинские услуги ................................................................ 65

4.2.2. Добровольное медицинское страхование.............................................. 71

4.2.3. Оплата лекарств и материалов при лечении в медицинских

учреждениях ...................................................................................................... 72

4.2.4. Неформальная оплата медицинских услуг ........................................... 77

4.3. ПРАВИЛА НЕФОРМАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .................... 100

4.3.1. Модели неформальных платежей....................................................... 100

4.3.2. Правила перераспределения неформальных платежей ................... 110

РАЗДЕЛ 5. ОТНОШЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К

НЕФОРМАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ.................................................................. 113

5.1. ОТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР К НЕФОРМАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

.............................................................................................................................. 113

5.1.1. Различия в позициях врачей .................................................................. 113

5.1.2. Оправданность неформальных платежей с точки зрения врачей.. 120

5.1.3. В каких случаях неформальные платежи врачам признаются

неоправданными .............................................................................................. 123

5.1.4. Оправданность неформальных платежей среднему младшему

медицинскому персоналу ................................................................................ 126

5.1.5. Коллективные нормы и возможности их использования для

регулирования практики неформальных платежей.................................... 129

5.1.6. Выводы из анализа отношения врачей и медицинских сестер к

неформальным платежам ............................................................................. 139

5.2. ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К НЕФОРМАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ............................................ 141

5.2.1. Информированность субъектов социальной политики о практике

неформальных платежей............................................................................... 142

5.2.2. Оправданность неформальных платежей в оценках субъектов

управления и финансирования здравоохранения .......................................... 143

5.2.3. Возможности контролировать неформальные платежи............... 146

5.2.4. Применяемые модели контроля за неформальными платежами ... 151

5.3. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПЛАТЫ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ

ПОМОЩЬ................................................................................................................ 155

5.3.1. Отношение медицинских работников к легализации платы за

медицинскую помощь...................................................................................... 155

5.3.2. Варианты легального участия населения в оплате медицинской

помощи и вероятные последствия их реализации ....................................... 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 166

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА ИНТЕРВЬЮ С СУБЪЕКТАМИ

УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ .......... 176

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМА ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧАМИ И

МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ.................................................................... 178

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ СРЕДИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА .......................... 182


Ключевые слова

См. также:
Irina V. McKeehan, R. Campbell, Сергей Владимирович Туманов
Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 45-49. 
[Статья]
Андрей Степанович Акопян
Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 56-67. 
[Статья]
Валерия Борисовна Колосова
Журнал исследований социальной политики. 2007.  Т. 5. № 1. С. 104-116. 
[Статья]
Фарит Накипович Кадыров
[Статья]
[Интернет-ресурс]