Эксоцман
на главную поиск contacts

Высшее образование в России: правила и реальность

Опубликовано на портале: 27-07-2010
Москва: Независимый институт социальной политики, 2004, 406 с.
Тематический раздел:
Монография содержит результаты исследования влияния правил приема в вузы и финансирования обучения на возможности получения высшего образования. Какими путями и при каких условиях можно поступить в обычный и престижный вузы? Как в реальности работают механизмы приема по общему конкурсу, на целевые места, по «ректорскому списку» и др.? Какую роль в поступлении и в дальнейшем обучении играют неформальные платежи? Как проходит эксперимент с ЕГЭ и ГИФО и как эти нововведения повлияют на доступность высшего образования? Эти и другие вопросы, связанные с неравенством разных социальных групп в сфере высшего образования, обсуждаются в предлагаемом вниманию читателей издании.

ОБ АВТОРАХ
Заборовская Алина Сергеевна — консультант-исследователь НИСП.
Королев Иван Борисович — младший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.
Чернец Владимир Алексеевич — руководитель отдела управленческого консультирования Агентства коммуникационного менеджмента «Принцип PR».
Чирикова Алла Евгеньевна — ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук.
Шилова Людмила Сергеевна — старший научный сотрудник Института социологии РАН.
Шишкин Сергей Владимирович — директор научных программ Независимого института социальной политики, доктор экономических наук.

ОБ АВТОРАХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.1. Основные тенденции развития российской системы высшего

образования в последнее десятилетие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.2. Изменения в финансировании высшего образования . . . . . . . . . . . . 16

ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ ПРИЕМА В ВУЗЫ

И ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.1. Получение высшего образования на бесплатной основе . . . . . . . . . . 24

2.1.1. Право граждан на бесплатное получение высшего образования . . . 24

2.1.2. Законодательные требования к бюджетному финансированию

высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

2.1.3. Государственные задания на подготовку специалистов . . . . . . 26

2.1.4. Предоставление стипендий и социальной помощи студентам . . . 30

2.2. Получение высшего образования на платной основе. . . . . . . . . . . . 35

2.3. Правила приема в высшие учебные заведения . . . . . . . . . . . . . . . 36

2.3.1. Общие условия и порядок приема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

2.3.2. Прием на основе общего конкурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

2.3.3. Прием на основе собеседования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

2.3.4. Прием вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов . . . 39

2.3.5. Прием без экзаменов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

2.3.6. Целевой прием и целевая контрактная подготовка. . . . . . . . . 43

2.3.7. Прием на обучение в сокращенные сроки. . . . . . . . . . . . . . 47

ГЛАВА 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРИЕМА В ВУЗЫ

И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

3.1. Единый государственный экзамен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

3.2. Государственные именные финансовые обязательства . . . . . . . . . . . 54

3.2.1. Механизмы государственного финансирования образования

по принципу «деньги следуют за учащимся» . . . . . . . . . . . . . . . . 54

3.2.2. Предпосылки возникновения идеи финансирования вузов

с помощью механизма ГИФО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

3.2.3. ГИФО: первоначальная модель и ее последующие

корректировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

3.2.4. Подходы к определению стоимости ГИФО . . . . . . . . . . . . . 71

3.3. Эксперимент по внедрению ГИФО в 2002—2003 гг.. . . . . . . . . . . . . 83

3.3.1. Общая характеристика условий эксперимента. . . . . . . . . . . . 83

3.3.2. Структура финансирования обучения студентов в рамках

эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

3.3.3. Изменения в структуре приема студентов в вузы — участники

эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

3.4. Образовательные кредиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

3.4.1. Использование образовательных кредитов за рубежом . . . . . . 100

3.4.2. Личный образовательный кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

3.4.3. Государственные возвратные субсидии . . . . . . . . . . . . . . . 110

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНОВ И ВУЗОВ,

ВЫСТУПАВШИХ ОБЪЕКТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . 112

4.1. Критерии выбора пилотных регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

4.2. Учреждения высшего образования пилотных регионов:

краткая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

4.2.1. Регион А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

4.2.2. Регион В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118

4.2.3. Регион С . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

4.3. Анализ изменений в показателях доступности высшего

образования в пилотных регионах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122

4.3.1. Регион А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

4.3.2. Регион В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

ГЛАВА 5. ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧ ЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ . . . . . 137

5.1. Условия поступления в вуз на конкурсной основе . . . . . . . . . . . . 137

5.2. Образовательные услуги вузов для абитуриентов . . . . . . . . . . . . . 139

5.2.1. Виды подготовительных курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

5.2.2. Результативность подготовительных курсов . . . . . . . . . . . . 142

5.2.3. Лицеи при вузах и профильные классы . . . . . . . . . . . . . . 146

5.3. Репетиторство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147

5.3.1. Причины репетиторства и его распространенность . . . . . . . . 147

5.3.2. «Чистое» и «грязное» репетиторство вузовских преподавателей:

практики и мотивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

5.4. Прием на особых условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159

5.5. Целевой прием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163

5.6. Неформальная оплата поступления в вуз . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

5.6.1. Распространенность неформальных платежей «на входе» . . . . 169

5.6.2.Правила неформальной оплаты поступления . . . . . . . . . . . . 175

5.7. Использование социального капитала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

5.8. Приемные комиссии: формальные правила приема и неформальные

практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183

5.8.1. Ректорские списки: можно ли избежать давления и зависимости

со стороны элит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183

5.8.2. Ответственные секретари приемной комиссии: формальные

и неформальные ресурсы влияния на прием . . . . . . . . . . . . . . . 188

5.8.3. Ректорат: есть ли у членов управленческой команды свои

возможности влиять на прием? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194

5.8.4. Перевод студентов с платных на бюджетные места . . . . . . . . 196

5.9. Стратегии родителей при поступлении детей в вуз . . . . . . . . . . . . . 201

ГЛАВА 6. ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207

6.1. Платное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207

6.1.1. Спрос на платное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207

6.1.2. Кому доступно платное образование? . . . . . . . . . . . . . . . . 214

6.1.3. Уровень подготовки студентов-платников. . . . . . . . . . . . . . 220

6.2. Расходы студентов в процессе обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223

6.3. Дополнительные платные образовательные услуги для студентов. . . . 226

6.3.1. Виды и стоимость дополнительных платных услуг . . . . . . . . 226

6.4. Неформальные платежи студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230

6.4.1. Виды неформальных платежей в процессе обучения . . . . . . . 230

6.4.2. Распространенность практик неформальной оплаты . . . . . . . 241

6.4.3. Правила взимания неформальных платежей со студентов . . . . 247

6.5. Отношение преподавателей к институтам формальной

и неформальной оплаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

6.5.1. Отношение к платному обучению в государственных вузах . . . 251

6.5.2. Отношение к дополнительным платным услугам . . . . . . . . . 254

6.5.3. Отношение преподавателей к неформальным платежам . . . . . 258

6.5.4. Корпоративные нормы и практика неформальных платежей . . 270

6.6. Возможности противодействовать практикам неформальной

оплаты образовательных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278

6.6.1. Информированность руководителей органов образования

и вузов о практиках неформальной оплаты . . . . . . . . . . . . . . . . 278

6.6.2. Механизмы противодействия неформальным практикам. . . . . 281

ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

ВУЗАХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293

7.1. Политика приема негосударственных вузов . . . . . . . . . . . . . . . . 294

7.2. Плата за обучение в негосударственных вузах . . . . . . . . . . . . . . 298

7.3. Дополнительные образовательные услуги и непрофильная

деятельность негосударственных вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302

7.4. Существуют ли неформальные платежи в негосударственных вузах? . . . 304

7.5. Характеристика студентов негосударственных вузов . . . . . . . . . . . 306

7.6. Качество образования в негосударственных вузах. . . . . . . . . . . . . 310

7.7. Отношение руководства негосударственных вузов к модернизации

высшего профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314

ГЛАВА 8. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ЭКЗАМЕНУ В ОЦЕНКАХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ . . . . . . 318

8.1. Влияние егэна уровень знаний принятых в вуз. . . . . . . . . . . . . . 318

8.1.1. Адекватность измерения знаний посредством ЕГЭ . . . . . . . . 318

8.1.2. Изменения в уровне знаний зачисленных в вузы студентов. . . 321

8.2. ЕГЭ и проблема учета особенностей отдельных специальностей . . . . 322

8.3. Неформальные практики сдачи ЕГЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327

8.3.1. Возможности влияния преподавателей на процесс сдачи ЕГЭ. . . 327

8.3.2. Возможности противодействия неформальным практикам

сдачи ЕГЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333

8.3.3. Изменение направленности неформальных платежей. . . . . . . 337

8.4. Влияние введения ЕГЭ на довузовскую подготовку

и репетиторство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341

8.5. Изменение возможностей ректоров и приемных комиссий . . . . . . . . 343

8.5.1. ЕГЭ и «ректорские списки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343

8.5.2. Влияние ЕГЭ на возможности использования капитала

корпоративных связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345

8.5.3. Изменение роли секретарей приемных комиссий . . . . . . . . . 346

8.6. Влияние ЕГЭ на доступность высшего образования . . . . . . . . . . . . . 348

8.6.1. Доступность высшего образования для сельских жителей . . . . 348

8.6.2. Доступность высшего образования для лиц из

малообеспеченных семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

ГЛАВА 9. НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В ОЦЕНКАХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. . . . . . . . . . . . . . . 352

9.1. Сторонники и противники ГИФО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352

9.2. Влияние ГИФО на качественный состав студентов . . . . . . . . . . . . . 356

9.2.1. Изменения в уровне знаний принятых студентов . . . . . . . . . 356

9.2.2. Усиление различий между вузами и специальностями

по качеству студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358

9.2.3. Порядок присвоения категории ГИФО и мотивация

студентов к учебе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360

9.3. Финансовые последствия эксперимента с ГИФО для вузов. . . . . . . 364

9.3.1. Изменение размеров бюджетного финансирования . . . . . . . . 364

9.3.2. Влияние ГИФО на внебюджетное финансирование. . . . . . . . 366

9.3.3. Влияние новой сиcтемы финансирования на зарплату

преподавателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367

9.4. Влияние эксперимента с ГИФО на доступность высшего

образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368

9.4.1. Изменение возможностей для детей из сельской местности. . . 368

9.4.2. Доступность высшего образования для малообеспеченных

семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371

9.4.3. Доступность высшего образования для лиц, имеющих льготы

по приему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372

9.5. Отношение профессионального сообщества

к развитию платности высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373

9.6. Отношение работников вузов к развитию образовательного

кредитования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375

ГЛАВА 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ДОСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . 380

10.1. Функциональные изменения в системе высшего образования . . . . . 381

10.2. Возможные стратегии государственной политики

по отношению к дифференциации систем высшего образования . . . . . . . 385

10.3. Финансирование высшего образования в условиях

его дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390

ЗАКЛЮЧ ЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397


Ключевые слова

См. также:
Марина Викторовна Калинникова
Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 223-227. 
[Статья]
Сергей Валерьевич Голунов
Вопросы образования. 2010.  № 3. С. 243-257. 
[Статья]