Эксоцман
на главную поиск contacts

Доступность высшего образования в России

Опубликовано на портале: 27-07-2010
Москва: Независимый институт социальной политики, 2004, 500 с.
Тематический раздел:
Книга содержит результаты масштабного исследовательского проекта "Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп", выполненного в 2002-2004 гг. Статьи, помещенные в сборнике, содержат уникальную информацию о различиях в возможностях получения высшего образования для разных социальных групп. Рассматривается влияние на эти различия таких факторов, как социальный и культурный капитал и уровень доходов семей, место жительства, правила приема в вузы и их финансирования, политика довузовской подготовки и др. Предлагаются конкретные меры по повышению доступности качественного высшего образования.

Об авторах

Авраамова Елена Михайловна — заведующая лабораторией Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук.

Белозерова Елена Викторовна — ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета.

Вейхер Андрей Алексеевич — доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат экономических наук.

Витковская Галина Сигизмундовна — старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Вознесенская Елена Дмитриевна — старший научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук, кандидат исторических наук.

Гудков Лев Дмитриевич — руководитель Отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады, доктор философских наук.

Донец Екатерина Всеволодовна — младший научный сотрудник Лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Дубин Борис Владимирович — ведущий научный сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады.

Дымарская Ольга Яковлевна — младший научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук, кандидат социологических наук.

Зайцев Дмитрий Викторович — доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, кандидат социологических наук.

Иванова Татьяна Дмитриевна — старший научный сотрудник Лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук.

Карпова Галина Геннадиевна—доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, кандидат социологических наук.

Кременицкая Ирина Владимировна — директор исследовательской фирмы «Крона Корсинто».

Левинсон Алексей Георгиевич — руководитель отдела социо-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады, кандидат искусствоведческих наук.

Леденева Людмила Ивановна — ведущий научный сотрудник Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки России и РАН, кандидат экономических наук.

Леонова Анастасия Сергеевна — младший научный сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады.

Лукьянова Евгения Львовна — заместитель директора НИЦ «Регион», г. Ульяновск.

Моренко Ирина Борисовна — ассистент кафедры истории и социологии Казанского государственного медицинского университета, кандидат социологических наук.

Мухарямова Лайсан Музиповна — проректор, заведующая кафедрой истории и социологии Казанского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук.

Наберушкина Эльмира Камаловна — доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, кандидат социологических наук.

Омельченко Елена Леонидовна — директор НИЦ «Регион», г. Ульяновск, кандидат философских наук.

Петрова Елена Викторовна — научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, кандидат социологических наук.

Петрова Расиля Галиахметовна — доцент Казанского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук.

Печенкин Виталий Владимирович — профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, доктор социологических наук.

Романов Павел Васильевич — директор Центра социальной политики и гендерных исследований, доктор социологических наук.

Рощина Яна Михайловна — доцент кафедры экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат экономических наук.

Салахатдинова Лейсан Наилевна — ассистент кафедры истории и социологии Казанского государственного медицинского университета, кандидат социологических наук.

Сергоманов Павел Аркадьевич — доцент кафедры психологии развития психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета, кандидат психологических наук.

Стучевская Ольга Иосифовна — руководитель отдела качественных методов в изучении рынка Аналитического центра Юрия Левады.

Телешова Ирина Георгиевна — заместитель декана экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук.

Тюрюканова Елена Владимировна — ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук.

Чередниченко Галина Анатольевна — ведущий научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук, кандидат философских наук.

Чернецкая Анжела Альбертовна — доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, кандидат социологических наук.

Чудиновских Ольга Сергеевна — заведующая сектором Лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.

Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна — заведующая кафедрой социальной антропологии и социальной работы  Саратовского государственного технического университета, доктор социологических наук.

Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Введение. Доступность высшего образования для населения России:

что показывают результаты исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Раздел 1. Социально-экономические факторы доступности

высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Б.В. Дубин, Л.Д. Гудков, А.Г. Левинсон, А.С. Леонова,

О.И. Стучевская. Доступность высшего образования:

социальные и институциональные аспекты . . . . . . . . . . . . . . . 24

Я.М. Рощина. Кому в России доступно высшее образование? . . . . 72

Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко, О.Я. Дымарская. Доступность

образования как социальная проблема (дифференциация доступа

к высшему образованию и отношение к ней населения) . . . . . . 104

Е.М. Авраамова. Доступность высшего образования и перспективы

позитивной социальной динамики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145

А.А. Вейхер, И.В. Кременицкая. Изменение степени доступности

высшего образования в российских условиях: превращение

части высшего образования из профессионального в общее . . . . 180

Раздел 2. Институциональные факторы доступности высшего

образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205

П.А. Сергоманов. Доступность высшего образования и развитие

в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206

Е.Л. Омельченко, Е.Л. Лукьянова. Образовательные сети

нижегородских вузов в фокусе доступности высшего

образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242

И.Г. Телешова, О.С. Чудиновских, Е.В. Донец. Факторы

доступности завершенного высшего образования в элитном вузе

(на примере Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287

Раздел 3. Особенности проблем доступности высшего образования

для отдельных групп населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329

Е.Р. Ярская"Смирнова, П.В. Романов, Д.В. Зайцев, Е.В. Белозерова,

Г.Г. Карпова, Э.К. Наберушкина, В.В. Печенкин, А.А. Чернецкая.

Доступность высшего образования для инвалидов . . . . . . . . . . 330

Г.С. Витковская, Т.Д. Иванова, Л.И. Леденева, Е.В. Тюрюканова.

Иммигранты в регионах России: доступность высшего

образования как фактор адаптации и социальной стабильности. . . . 337

Л.М. Мухарямова, И.Б. Моренко, Л.Н. Салахатдинова, Р.Г. Петрова.

Язык обучения в школе как фактор доступности высшего

образования (на примере Республики Татарстан). . . . . . . . . . . 429

Е.В. Петрова. Доступность высшего образования

в Республике Бурятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463


Ключевые слова

См. также:
Яна Михайловна Рощина
Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 13-20. 
[Статья]
Marsel Hetu, Влад Е. Генин
Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 61-66. 
[Статья]
Университетское управление. 2007.  № 4. С. 24-33. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 6. 
[Статья]
Николай Дмитриевич Кликунов, Владимир Михайлович Окороков
Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 47-49. 
[Статья]
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов
Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 48-56. 
[Статья]