Социальная дифференциация высшего образования
Главным предметом рассмотрения в данной книге выступает доступность высшего образования
в России. Обсуждается процесс дифференциации системы высшего образования по линиям:
«массовое — элитное» и «общее — специальное». Показаны
различия в доступности элитного и массового высшего образования для разных социальных
групп, и выявлены факторы, определяющие эти различия. Рассматриваются актуальные
представления разных групп молодежи о ценности и доступности высшего образования
и те изменения, которые произошли в обществе в отношении к высшему образованию. Подробно
анализируется поведение выпускников вузов на рынке труда и то, какое влияние на последующие
изменения их социально-экономических позиций оказывает качество полученного образования.
Обсуждаются механизмы повышения доступности высшего образования, которые в последнее
время привлекают к себе особое внимание: единый государственный экзамен, образовательные
займы и гранты.
Об авторах Авраамова Елена Михайловна — заместитель
директора Института социально-экономических проблем народонаселения
РАН, доктор экономических наук, профессор Александрова Ольга Аркадьевна —
старший научный сотрудник Института социально7экономических
проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук Бесстремянная Галина Евгеньевна —
научный сотрудник Независимого института социальной политики,
кандидат экономических наук Воссенштайн Ханс — старший исследователь
Центра изучения вопросов политики в области высшего образования
Твентского университета, Нидерланды Гудков Лев Дмитриевич — руководитель
Отдела социально-политических исследований Аналитического
центра Юрия Левады, доктор философских наук Дубин Борис Владимирович — ведущий
научный сотрудник Аналитического центра Юрия Левады Заборовская Алина Сергеевна — координатор
научных программ Независимого института социальной политики Зидерман Адриан — профессор Университета
Бар Илан, Израиль Зоркая Наталья Андреевна — научный
сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады Клячко Татьяна Львовна — директор
Центра экономики непрерывного образования Академии народного
хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических
наук Левинсон Алексей Георгиевич — руководитель
отдела социо-культурных исследований Аналитического Центра Юрия
Левады, кандидат искусствоведческих наук Логинов Дмитрий Михайлович — научный
сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения
РАН, кандидат экономических наук Рощина Яна Михайловна — заместитель
заведующего кафедрой экономической социологии Государственного университета
— Высшей школы экономики, кандидат экономических наук Шишкин Сергей Владимирович — директор научных программ Независимого института социальной политики, доктор экономических наук |
![]() |
Об авторах ....................................................................................................6
1. Введение. Функциональная и социальная дифференциация российской
системы высшего образования (С.В. Шишкин) ...........................................7
2. Доступность массового и элитного высшего образования ....................19
2.1. Функциональная трансформация российской системы высшего
образования (Т.Л. Клячко) ....................................................................19
2.1.1. Массовое и элитное высшее образование........................19
2.1.2. Общее и специальное высшее образование.....................29
2.2. Подходы к разграничению массового и элитного высшего
образования (Г.Е. Бесстремянная, А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко,
С.В. Шишкин).........................................................................................39
2.2.1. Существующие рейтинги высших учебных заведений....39
2.2.2. Рейтинг вузов, разработанный Минобрнауки России ....40
2.2.3. Рейтинг вузов, полученный методом экспертной
оценки............................................................................................42
2.2.4. Рейтинг престижности вузов .............................................43
2.2.5. Метод разделения высшего образования на массовое
и элитное.......................................................................................46
2.3. Кто учится в российских элитных вузах? (Я.М. Рощина) ..........50
2.3.1. Мотивы выбора элитного и массового высшего
образования ...................................................................................50
2.3.2. Оценки качества обучения учащимися ............................52
2.3.3. Регрессионный анализ факторов доступности элитного
и массового высшего образования..............................................53
2.3.4. Выводы.................................................................................63
2.4. Факторы доступности элитного и массового образования
(Г.Е. Бесстремянная, С.В. Шишкин) .....................................................74
2.4.1. Место проживания .............................................................74
2.4.2. Материальное и общественное положение семьи...........75
2.4.3. Успеваемость и образовательные расходы во время
обучения в школе .........................................................................77
2.4.4. Способы поступления в вузы ............................................79
2.4.5. Получение образования на платной основе ....................85
2.4.6. Мнение населения о доступности высшего образования....90
2.4.7. Выводы.................................................................................97
3. Общественная востребованность высшего образования........................99
3.1. Высшее образование как ресурс и как норма (А.Г. Левинсон).......99
3.1.1. Новое отношение к образованию в российском
обществе ........................................................................................99
3.1.2. Высшее образование как ресурс......................................100
3.1.3. Две потребности в высшем образовании .......................106
3.1.4. Новая роль образования...................................................112
3.1.5. Роль связей в выборе вуза ...............................................118
3.1.6. Выводы...............................................................................119
3.2. Ценность и доступность высшего образования в представлениях
молодежи (Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая).............................121
3.2.1. Мифы и реальные проблемы востребованности
высшего образования .................................................................121
3.2.2. Основные смыслы и значения получения высшего
образования: зачем нужен «поплавок» и второе образование? ...123
3.2.3. Проблема доступности высшего образования для
разных категорий молодежи ......................................................125
3.2.4. Лица, не ориентированные на получение высшего
образования .................................................................................134
3.2.5. Лица, бросившие обучение в вузе...................................135
3.2.6. Лица, получившие высшее образование.........................138
3.2.7. Лица, собирающиеся получать высшее образование ....142
3.2.8. Работающая молодежь, не определившаяся с учебой
в вузе ............................................................................................147
3.2.9. Сегодняшние студенты.....................................................148
3.2.10. Выводы.............................................................................152
4. Социальная мобильность выпускников российских вузов
(Е.М. Авраамова, О.А. Александрова, Д.М. Логинов)..............................154
4.1. Инструментальная роль высшего образования как предмет
исследования........................................................................................154
4.2. Трудоустройство молодых специалистов ...................................158
4.3. Трудовая мобильность специалистов с высшим образованием ....168
4.3.1. Типы трудовой мобильности ...........................................168
4.3.2. Ценности, установки, притязания ..................................172
4.3.3. Представления о внешней среде .....................................178
4.3.4. Результаты трудовой мобильности ..................................187
4.4. Специалисты различного профиля на современном рынке
труда......................................................................................................195
4.5. Ресурсная обеспеченность семей как фактор трудовой карьеры..207
4.6. Выводы ..........................................................................................214
5. Институциональные механизмы повышения доступности высшего
образования ...............................................................................................218
5.1. Влияние единого государственного экзамена на доступность
высшего образования (Г.Е. Бесстремянная, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин,
А.С.Заборовская, Н.А. Зоркая, Т.Л. Клячко, Я.М. Рощина,
С.В. Шишкин) .......................................................................................218
5.1.1. Общая характеристика эксперимента по проведению
единого государственного экзамена..........................................218
5.1.2. Выбор региона для анализа влияния ЕГЭ на
доступность высшего образования............................................222
5.1.3. Метод проведения опроса выпускников средних школ
Воронежской области.................................................................225
5.1.4. Регрессионный анализ факторов, определяющих
результаты ЕГЭ ...........................................................................226
5.1.5. Факторы, влияющие на результаты ЕГЭ........................230
5.1.6. Регрессионный анализ факторов, влияющих
на вероятность поступления в вуз ............................................239
5.1.7. Роль ЕГЭ при поступлении в вуз ...................................242
5.1.8. Выводы...............................................................................252
5.2. Влияние студенческих грантов и образовательных займов
на доступность высшего образования (А.С. Заборовская) ...............255
5.2.1. Гранты и займы. Краткая характеристика .....................255
5.2.2. Экономические и социальные задачи, решаемые при
введении систем грантов и займов ...........................................257
5.2.3. Интересы, порождаемые системами грантов и займов.259
5.2.4. Условия эффективного применения образовательных
грантов и займов для решения задач повышения доступности..273
5.2.5. Выводы...............................................................................276
5.3. Роль образовательных займов в расширении доступности
высшего образования (А. Зидерман) ..................................................280
5.3.1. Место образовательных займов в финансировании
высшего образования .................................................................280
5.3.2. Цели существующих схем студенческих займов............284
5.3.3. Модель разделения затрат................................................290
5.3.4. Социально ориентированная модель ..............................301
5.3.5. Модель помощи студентам ..............................................315
5.3.6. Выводы и предупреждение ..............................................317
5.4. Студенческие гранты и доступность высшего образования
(Х. Воссенштайн)..................................................................................323
5.4.1. Гранты в системе финансирования высшего
образования .................................................................................323
5.4.2. Австралия...........................................................................327
5.4.3. Венгрия ..............................................................................332
5.4.4. Голландия ..........................................................................339
5.4.5. Польша...............................................................................347
5.4.6. Португалия.........................................................................352
5.4.7. Великобритания ................................................................356
5.4.8. Соединенные Штаты Америки........................................363
5.4.9. Выводы...............................................................................369
Приложение . ...........................................................................................379
См. также: