Эксоцман
на главную поиск contacts
Главным предметом рассмотрения в данной книге выступает доступность высшего образования в России. Обсуждается процесс дифференциации системы высшего образования по линиям: «массовое — элитное» и «общее — специальное». Показаны различия в доступности элитного и массового высшего образования для разных социальных групп, и выявлены факторы, определяющие эти различия. Рассматриваются актуальные представления разных групп молодежи о ценности и доступности высшего образования и те изменения, которые произошли в обществе в отношении к высшему образованию. Подробно анализируется поведение выпускников вузов на рынке труда и то, какое влияние на последующие изменения их социально-экономических позиций оказывает качество полученного образования. Обсуждаются механизмы повышения доступности высшего образования, которые в последнее время привлекают к себе особое внимание: единый государственный экзамен, образовательные займы и гранты.

Об авторах

Авраамова Елена Михайловна — заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук, профессор

Александрова Ольга Аркадьевна — старший научный сотрудник Института социально7экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук

Бесстремянная Галина Евгеньевна — научный сотрудник Независимого института социальной политики, кандидат экономических наук

Воссенштайн Ханс — старший исследователь Центра изучения вопросов политики в области высшего образования Твентского университета, Нидерланды

Гудков Лев Дмитриевич — руководитель Отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады, доктор философских наук

Дубин Борис Владимирович — ведущий научный сотрудник Аналитического центра Юрия Левады

Заборовская Алина Сергеевна — координатор научных программ Независимого института социальной политики

Зидерман Адриан — профессор Университета Бар Илан, Израиль

Зоркая Наталья Андреевна — научный сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады

Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук

Левинсон Алексей Георгиевич — руководитель отдела социо-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады, кандидат искусствоведческих наук

Логинов Дмитрий Михайлович — научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук

Рощина Яна Михайловна — заместитель заведующего кафедрой экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат экономических наук

Шишкин Сергей Владимирович — директор научных программ Независимого института социальной политики, доктор экономических наук

Об авторах ....................................................................................................6

1. Введение. Функциональная и социальная дифференциация российской

системы высшего образования (С.В. Шишкин) ...........................................7

2. Доступность массового и элитного высшего образования ....................19

2.1. Функциональная трансформация российской системы высшего

образования (Т.Л. Клячко) ....................................................................19

2.1.1. Массовое и элитное высшее образование........................19

2.1.2. Общее и специальное высшее образование.....................29

2.2. Подходы к разграничению массового и элитного высшего

образования (Г.Е. Бесстремянная, А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко,

С.В. Шишкин).........................................................................................39

2.2.1. Существующие рейтинги высших учебных заведений....39

2.2.2. Рейтинг вузов, разработанный Минобрнауки России ....40

2.2.3. Рейтинг вузов, полученный методом экспертной

оценки............................................................................................42

2.2.4. Рейтинг престижности вузов .............................................43

2.2.5. Метод разделения высшего образования на массовое

и элитное.......................................................................................46

2.3. Кто учится в российских элитных вузах? (Я.М. Рощина) ..........50

2.3.1. Мотивы выбора элитного и массового высшего

образования ...................................................................................50

2.3.2. Оценки качества обучения учащимися ............................52

2.3.3. Регрессионный анализ факторов доступности элитного

и массового высшего образования..............................................53

2.3.4. Выводы.................................................................................63

2.4. Факторы доступности элитного и массового образования

(Г.Е. Бесстремянная, С.В. Шишкин) .....................................................74

2.4.1. Место проживания .............................................................74

2.4.2. Материальное и общественное положение семьи...........75

2.4.3. Успеваемость и образовательные расходы во время

обучения в школе .........................................................................77

2.4.4. Способы поступления в вузы ............................................79

2.4.5. Получение образования на платной основе ....................85

2.4.6. Мнение населения о доступности высшего образования....90

2.4.7. Выводы.................................................................................97

3. Общественная востребованность высшего образования........................99

3.1. Высшее образование как ресурс и как норма (А.Г. Левинсон).......99

3.1.1. Новое отношение к образованию в российском

обществе ........................................................................................99

3.1.2. Высшее образование как ресурс......................................100

3.1.3. Две потребности в высшем образовании .......................106

3.1.4. Новая роль образования...................................................112

3.1.5. Роль связей в выборе вуза ...............................................118

3.1.6. Выводы...............................................................................119

3.2. Ценность и доступность высшего образования в представлениях

молодежи (Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая).............................121

3.2.1. Мифы и реальные проблемы востребованности

высшего образования .................................................................121

3.2.2. Основные смыслы и значения получения высшего

образования: зачем нужен «поплавок» и второе образование? ...123

3.2.3. Проблема доступности высшего образования для

разных категорий молодежи ......................................................125

3.2.4. Лица, не ориентированные на получение высшего

образования .................................................................................134

3.2.5. Лица, бросившие обучение в вузе...................................135

3.2.6. Лица, получившие высшее образование.........................138

3.2.7. Лица, собирающиеся получать высшее образование ....142

3.2.8. Работающая молодежь, не определившаяся с учебой

в вузе ............................................................................................147

3.2.9. Сегодняшние студенты.....................................................148

3.2.10. Выводы.............................................................................152

4. Социальная мобильность выпускников российских вузов

(Е.М. Авраамова, О.А. Александрова, Д.М. Логинов)..............................154

4.1. Инструментальная роль высшего образования как предмет

исследования........................................................................................154

4.2. Трудоустройство молодых специалистов ...................................158

4.3. Трудовая мобильность специалистов с высшим образованием ....168

4.3.1. Типы трудовой мобильности ...........................................168

4.3.2. Ценности, установки, притязания ..................................172

4.3.3. Представления о внешней среде .....................................178

4.3.4. Результаты трудовой мобильности ..................................187

4.4. Специалисты различного профиля на современном рынке

труда......................................................................................................195

4.5. Ресурсная обеспеченность семей как фактор трудовой карьеры..207

4.6. Выводы ..........................................................................................214

5. Институциональные механизмы повышения доступности высшего

образования ...............................................................................................218

5.1. Влияние единого государственного экзамена на доступность

высшего образования (Г.Е. Бесстремянная, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин,

А.С.Заборовская, Н.А. Зоркая, Т.Л. Клячко, Я.М. Рощина,

С.В. Шишкин) .......................................................................................218

5.1.1. Общая характеристика эксперимента по проведению

единого государственного экзамена..........................................218

5.1.2. Выбор региона для анализа влияния ЕГЭ на

доступность высшего образования............................................222

5.1.3. Метод проведения опроса выпускников средних школ

Воронежской области.................................................................225

5.1.4. Регрессионный анализ факторов, определяющих

результаты ЕГЭ ...........................................................................226

5.1.5. Факторы, влияющие на результаты ЕГЭ........................230

5.1.6. Регрессионный анализ факторов, влияющих

на вероятность поступления в вуз ............................................239

5.1.7. Роль ЕГЭ при поступлении в вуз ...................................242

5.1.8. Выводы...............................................................................252

5.2. Влияние студенческих грантов и образовательных займов

на доступность высшего образования (А.С. Заборовская) ...............255

5.2.1. Гранты и займы. Краткая характеристика .....................255

5.2.2. Экономические и социальные задачи, решаемые при

введении систем грантов и займов ...........................................257

5.2.3. Интересы, порождаемые системами грантов и займов.259

5.2.4. Условия эффективного применения образовательных

грантов и займов для решения задач повышения доступности..273

5.2.5. Выводы...............................................................................276

5.3. Роль образовательных займов в расширении доступности

высшего образования (А. Зидерман) ..................................................280

5.3.1. Место образовательных займов в финансировании

высшего образования .................................................................280

5.3.2. Цели существующих схем студенческих займов............284

5.3.3. Модель разделения затрат................................................290

5.3.4. Социально ориентированная модель ..............................301

5.3.5. Модель помощи студентам ..............................................315

5.3.6. Выводы и предупреждение ..............................................317

5.4. Студенческие гранты и доступность высшего образования

(Х. Воссенштайн)..................................................................................323

5.4.1. Гранты в системе финансирования высшего

образования .................................................................................323

5.4.2. Австралия...........................................................................327

5.4.3. Венгрия ..............................................................................332

5.4.4. Голландия ..........................................................................339

5.4.5. Польша...............................................................................347

5.4.6. Португалия.........................................................................352

5.4.7. Великобритания ................................................................356

5.4.8. Соединенные Штаты Америки........................................363

5.4.9. Выводы...............................................................................369

Приложение . ...........................................................................................379


Ключевые слова

См. также:
Марина Викторовна Калинникова
Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 223-227. 
[Статья]
Сергей Валерьевич Голунов
Вопросы образования. 2010.  № 3. С. 243-257. 
[Статья]
Лариса Григорьевна Миляева, О.В. Борисова
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 3. С. 122-133. 
[Статья]
Эльмара Нургалеевна Фаустова
Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 134-136. 
[Статья]