Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия: Специалист по микроэкономике

Марк Левин, заведующий кафедрой микроэкономического анализа факультета экономики ГУ-ВШЭ
19.08.2010
Марк Левин, заведующий кафедрой микроэкономического анализа факультета экономики ГУ-ВШЭ: «Современная микроэкономика — это системно-математический анализ социальных явлений».
Вы никогда не задавались вопросом, как складываются цены на такси? Почему не хватает хороших учителей? А хороших студентов? Важна ли вежливость? И зачем многие хотят поступать в Вышку — удивительно, но микроэкономика знает ответы на это.

— Марк Иосифович, для понимания, чем современный специалист по микроэкономике отличается от специалиста по макроэкономике, надо уяснить разницу между самими этими областями. В чем она?

— Английский экономист Альфред Маршалл, определяя предмет исследования своей науки, писал, что она «занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни». Микроэкономика занимается изучением поведения так называемых «экономических агентов» — отдельных элементов экономики.

Экономическим агентом может быть человек, страна в целом, правительство, фирма, совокупность фирм. Микроэкономика рассматривает их взаимодействие.

При анализе поведения любого экономического агента нельзя не учитывать влияние на это поведение других экономических агентов — как и его влияния на них. Выходит, что микроэкономика так или иначе рассматривает экономику как систему взаимодействующих субъектов: пытается описать поведение сначала каждого отдельного экономического агента — допустим, отдельного банка, а затем совокупности агентов — банковской отрасли в целом и т.д.

Традиционно макроэкономика изучает систему в целом. Если проводить параллель с физикой, то поведение электронов и систем их в разных средах есть аналог микроэкономики, а описание короткого замыкания в терминах электрического напряжения и тока — это макроэкономика.

Деление на микроэкономику и макроэкономику в настоящее время довольно условно, разница между ними стирается. Любой современный учебник по макроэкономике начинается с микроэкономического описания поведения отдельных экономических субъектов — государства, потребителя, производителя – и взаимодействия между ними. Только после этого идет рассмотрение экономики страны как единого целого.

— Говорят, специалист по микроэкономике должен владеть методами математического моделирования. Почему?

— Исследования в микроэкономике включают в себя, по крайне мере, следующие этапы: изучение реальной ситуации, создание ее математической (или какой-либо иной, например, компьютерной) модели, исследование ее математическими средствами, осмысление полученных результатов, оценку параметров модели по реальным данным, еще раз осмысление того, что получилось при моделировании, и рекомендации для принятия решений. Для «перевода» из реалий в модель и из модели в выводы и рекомендации нужно знать экономику, а для работы внутри модели — еще и математику, статистику, информатику, эконометрику. Кроме того нужно знать еще теорию принятия решений, социологию, право, политологию.

При моделировании надо помнить идею великого математика Норберта Винера о том, что лучшей моделью кошки является сама кошка. Все прочие модели — лишь ее бледные тени. Но не все можно делать с самой кошкой. Например, подобрать для нее подходящий рацион… Однако насколько бледными будут эти тени, зависит от того, сколь адекватные гипотезы относительно кошки мы выдвинули и насколько глубокие выводы мы сможем, используя их, получить. Да, современный микроэкономический анализ требует комплексно подготовленных профессионалов, а не любителей «просто поговорить».

— Каковы примеры того, чем занимаются специалисты по микроэкономике с помощью математических моделей?

— Примеры могут быть самые разные. Это анализ эволюции фирм под влиянием инноваций, устойчивость семьи, исследование причин создания и распада государств, эффективность и справедливость законов, разработка методов борьбы с коррупцией, возможности системы школьного образования через Интернет, оптимальные тарифы на воду, эффективная организация спортивных команд и их соревнований — и многое другое…

— Вы занимались исследованием проблем коррупции и разрабатывали методы борьбы с ней. Для этого тоже требуется математическое моделирование?

— Да, микроэкономика создает математические модели самых различных ситуаций, можно изучать и такие явления, как коррупция, ксенофобия.

Существуют подразделы микроэкономики, занимающиеся управлением персоналом, — экономика команд. Так, наши выпускники создавали системы материального стимулирования сотрудников для различных компаний. Важная проблема из того же раздела — взаимоотношения между собственником и менеджерами, выстраивание эффективной системы поощрения менеджеров, направленной на то, чтобы они работали на компанию, а не на себя.

Технологии управления персоналом, разработанные с помощью математического моделирования, мы используем у себя на кафедре. Всегда есть проблема — распределение ресурсов кафедры, материальное вознаграждение сотрудников и распределение обязанностей: кто будет проверять работы студентов, кто вести семинары, кто и какие курсы вести.

— Ваш курс по микроэкономике в ГУ-ВШЭ является для студентов одним из самых сложных. Насколько нужна там математическая подготовка именно экономистам?

— Язык современной экономики — это в значительной степени математика. Почему? В первую очередь потому, что математическое описание достаточно строго и требует логически ясного представления, позволяющего получить нетривиальные и неочевидные выводы с помощью развитого математического инструментария.

Конечно, можно работать в команде с квалифицированным специалистом по математическому инструментарию. Но и тут возникает проблема интерфейса, общего языка... К тому же квалифицированных специалистов по математическому инструментарию, готовых работать с экономистом-предметником, как это ни покажется удивительным, сравнительно мало.

Поэтому экономисты в той или иной степени должны сами владеть соответствующей техникой. Для них использование математического языка должно стать естественным инструментарием работы как экономиста.

— А в какой степени математический аппарат приспособлен для решения экономических задач?

— Экономика как наука очень молода и очень сложна. Изучаемая реальность постоянно меняется, состоит из множества возникающих и погибающих взаимосвязанных объектов, поведение которых подчас случайно. Математический аппарат, с помощью которого мы строим модели, создавался в основном с расчетом не на экономику, а для других наук — в первую очередь, для физики.

В последнее время, однако, в математике начал появляться инструментарий и для экономики, например, теория игр, теория выбора, выпуклый анализ, теория неподвижных точек. Тем не менее создание адекватного математического аппарата для экономики — дело будущего.

Особенно знания математики нужны тем, кто выбрал специализацию «Микроэкономика и микроэкономическая политика» в рамках магистерской программы «Экономика» на факультете экономики ГУ-ВШЭ. Мы готовим аналитиков, которые будут самостоятельно создавать новые математические модели, а не только пользоваться теми, что уже созданы.

— Какими качествами должен обладать разработчик новых математических моделей, чтобы добиться успеха?

— Такой человек должен быть в первую очередь любопытным. Ему должны быть интересны реалии, и он должен любить задавать сам себе вопросы и искать на них ответы, он должен быть наблюдательным, обладать фантазией, любить математику и литературу, ходить на выставки картин — это же примеры моделей! Не бояться, что он может оказаться первооткрывателем.

Специалисты, кого мы готовим, должны быть универсалами: и собственно экономистами, и знатоками математических методов, статистики и эконометрики, информационных технологий, владеть иностранными языками, по крайне мере, английским.

Такая комплексная подготовка требует, конечно, огромной, в значительной степени самостоятельной работы способных студентов. Легко ли готовить таких системных экономистов? Мне кажется, трудно. Мы делаем все, что можем, дабы решить эту интересную и важную задачу.

— А научная работа студентов?

— Это составная часть образования. С нового учебного года на нашей кафедре начинает функционировать принципиально новая структура. Мы назвали ее кружком «Школа микроэкономических исследований».

В этой школе студенты будут не только участвовать в научных дискуссиях и семинарах, но и работать над конкретными проектами, которыми занимаются сотрудники кафедры. Кафедра ведет разнообразнейшие научные исследования, и для этого нам очень нужны амбициозные, трудолюбивые и эрудированные студенты.

— Кем востребованы ваши выпускники?

— Аналитическими центрами, коммерческими структурами, государственными органами, университетами — всеми теми организациями, где требуется системный анализ социально-экономических явлений. Приведу конкретный пример. Наш аспирант Михаил Белоусов (вскоре он будет защищать кандидатскую диссертацию) проанализировал, какой должна быть эффективная форма собственности компаний, занимающихся уборкой мусора, и как должны формироваться тарифы на уборку для населения городов и районов в зависимости от конкретных условий. Казалось бы, проза, но всем понятна ее чрезвычайная актуальность. Специалист такого рода востребован всеми — от муниципалитетов и коммерческих структур до парламентских комиссий. Вам хочется романтики? — Выпускник нашей кафедры Юрий Автономов несколько лет назад защищал кандидатскую диссертацию по анализу экономических аспектов моральных норм, что очень важно для юриспруденции, истории и психологии.

Беседовала Екатерина Рылько

19 августа 2010 г.