Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия в вопросах и ответах: менеджмент

Ирина Колесникова, Декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА АНХ при Правительстве РФ
10.07.2010
Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА АНХ при Правительстве РФ: «Менеджером может быть не каждый, как не каждый может стать художником»
По своей стилистике подготовка менеджеров аналогична образованию, которое получали представители правящих слоев на всем протяжении человеческой истории. Помните у Пушкина: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»?

— Ирина Владимировна, одни выбирают профессию по призванию, другие — чтобы продолжить династию. Чем привлекает абитуриентов менеджмент?

— Профессия менеджера за последние годы стала достаточно престижной, имиджевой. У многих она ассоциируется с возможностью уклонения от труда, в ней как будто не требуется больших усилий. Ребята замечают лишь атрибутику: работа за компьютером, связана с иностранными языками, общением, деньгами. Часто в менеджменте видят социальный лифт: выучусь — и жизнь изменится. У многих есть иллюзия относительно высоких заработков. На этом вся конструктивная информация о профессии часто исчерпывается.

Не осознается, к сожалению, что профессия управленца — это, прежде всего, колоссальная ответственность. И в реальности менеджером может быть не каждый, как не каждый может стать художником. Чтобы состояться в качестве менеджера, нужны еще и способности, и определенные личные качества, которые нельзя вложить в человека, а можно лишь развить.

А вот династический фактор при выборе профессии менеджера, кстати, не менее значим, чем в профессии врача. Пожалуй, самые ориентированные — дети, чьи родители связаны с бизнесом, они видят, как те работают, и хорошо представляют себе изнанку профессии.

— Какие личностные качества необходимы, чтобы освоить профессию?

— Нужны, прежде всего, аналитические способности: умение структурировать, отбирать нужную информацию, выделять главное, расставлять приоритеты. Нужны коммуникативные способности: умение идентифицировать аудиторию, находить адекватный язык трансляции, понимание людей, то, что сегодня называют эмоциональным интеллектом. А главное — надо быть достаточно реактивным. Потому что профессия управленца всегда связана с принятием решений: нужно быстро взвесить все факторы и обстоятельства и найти то нужное решение, которое другие — рангом ниже или в силу иной аналитики и интуиции — найти не могут.

Поэтому мое глубокое убеждение: управленческое образование должно быть приравнено к творческому — отбор, как и в художественных вузах, здесь должен проходить по итогам собеседования, теста. Мы работаем вслепую, когда вынуждены принимать по результатам ЕГЭ и не можем провести собственные испытания. Экзамен — это лотерея, на собеседовании же гораздо легче понять, наш студент или нет: как он рассуждает, держит удар или нет, каким темпераментом обладает, эрудирован ли. То, что мы лишены такого выбора, будет снижать результаты работы. Потому что многие так и не смогут раскрыться в профессии.

— Может быть, в таком случае лучше сначала приобретать прикладную специальность и затем уже управленческое образование? Не странно ли, что в 17 лет ребенок решает связать свою жизнь с управлением?

— То, о чем вы говорите, по сути - путь так называемых «красных директоров», когда люди начинали работать у станка и вырастали до руководящих позиций.

С одной стороны, это неплохо: во-первых, такой управленец досконально знает сферу, в которой выходит на руководящие позиции; во-вторых, он уже доказал наличие тех самых лидерских способностей, которые позволяют ему принимать решения и расти по управленческой линии.

С другой стороны, на этом пути есть свои опасности. Человек, выросший из профессии, как правило, не может с ней окончательно порвать. Он — возможно, справедливо — полагает, что знает какие-то детали процесса лучше других. Это выливается в чрезмерный, порой мелочный контроль, профессиональную ревность к подчиненным, ограниченное делегирование полномочий. Такой руководитель не дает развиваться и расти, потому что подменяет сотрудников собой. И таким образом утрачивает еще и стратегическое виденье.

Первые менеджеры 1990-х готовили себя к другой профессии и часто начинали бизнес в сфере своей профессиональной деятельности, но выжить и стать профессионалами смогли только те, кто порвал с первой профессией и перестал подменять собою подчиненных.

Управленческий труд специфичен. И когда человек с профессией приходит в управленцы, ему приходится переучиваться. А всегда, как известно, лучше строить заново, чем перестраивать. Поэтому я сторонник управленческого образования.

— Что оно собой представляет?

— По стилистике оно похоже на то, какое в царской России получали представители правящего класса. Помните у Пушкина: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»? Это ведь вовсе не о том, что халтурили во время обучения.

В предметных сферах менеджер — дилетант. Но если есть необходимость, он может углубиться в любую тему: знает, как найти, структурировать и использовать полученную информацию, на каком языке разговаривать с каждым из специалистов — рекламщиками, компьютерщиками, финансистами, чтобы скоординировать их действия и достичь целей, которые он ставит, анализируя рынок.

Менеджмент — это, прежде всего, управление людьми, обладающими свободной волей.

Рыночная экономика исключает возможность управления только при помощи кнута и пряника. Когда у людей появляется свобода и право выбора, над ними нет власти: могут послушаться, а могут и нет. Потому надо выстраивать отношения таким образом, чтобы мотивировать людей, делать их своими сознательными сторонниками. Собственно именно поэтому менеджмент как наука и искусство управления возможен только в условиях рыночной экономики и демократического общества.

— Как выглядит карьера выпускника управленского вуза?

— У нас, как правило, на четвертом курсе половина ребят уже работает, и для них проблемы трудоустройства нет. Раньше четвертого курса я бы не советовала выходить на работу.

Естественно, чем крупнее бизнес, тем ниже позиция, на которую можно устроиться.

Довольно распространена ситуация, когда, поработав в крупной компании, люди уходят из нее и, используя полученный опыт, создают собственный бизнес или возглавляют компанию среднего масштаба. А после топовой позиции в среднем бизнесе возвращаются на более высокую позицию в крупную компанию. Рынок воспитывает, тонизирует и позволяет накачивать управленческую мускулатуру.

— Сейчас часто говорят как о переизбытке менеджеров и экономистов, так и о том, что квалифицированные кадры — в дефиците.

— Действительно: вы приходите в магазин и видите продавца с бейджиком «менеджер». Хорошо, если у него в подчинении кто-то есть, и он действительно управляет. А так получается смешение понятий.

Квалифицированные менеджеры есть, но на общем фоне большого количества выпускников управленческих факультетов кажется, что их недостаточно. В непростые для образования 1990-е годы во всех вузах, которые раньше занимались подготовкой предметников, стали открывать факультеты менеджмента. Качество подготовки менеджеров от этого, разумеется, выше не стало.

— Когда специальность «менеджмент» только появилась, не было ни преподавателей, ни достаточного количества учебной литературы. Сегодня ситуация изменилась?

 — С учебной литературой у нас проблем нет. Есть как оригинальные российские учебники, так и переводная литература.

 Выросли и преподаватели. Некоторые из наших первых выпускников могут позволить себе оставить бизнес и преподавать.

Но если в целом говорить о ситуации с кадрами, она, конечно, по-прежнему удручающая: пожилые преподаватели «разрываются» между работой в нескольких местах, у них нет времени для повышения квалификации, а молодежь в вузы не идет, потому что ставки низкие. В образовании можно зарабатывать, но для этого надо только им одним и заниматься, надо быть востребованным. А чтобы стать востребованным, кроме умения преподавать надо иметь еще и практический опыт. Получается порочный круг.

— Поддерживаете ли вы обратную связь с работодателями? Каких знаний, по их оценке, не хватает молодым специалистам?

— Не хватает, в частности, навыков работы в команде. Это может показаться странным в стране, которая всегда позиционировала себя как соборная, коллективистская. Но, оказывается, легко работать в коллективе в рамках плановой экономики и в условиях уравниловки. А в условиях конкуренции выясняется: командная работа затруднена. Все усвоили: принимайте меня таким, какой я есть, а принимать других сами не готовы. Это проявляется в неумении идти на компромиссы, в желании доминировать, в сокрытии информации. В частности, именно благодаря связи с работодателями мы обратили внимание на это обстоятельство и едва ли не первыми в России стали вводить в учебный процесс групповые проекты.

— Сегодня в одной компании на похожих позициях могут работать молодые люди как с управленческим образованием, так и с техническим. В чем преимущества и недостатки первого и второго?

— Молодой человек с техническим образованием будет обладать более структурированным и аналитическим мышлением, но он, вероятно, менее интуитивен и реактивен и, скорее всего, менее коммуникабелен. Но в целом тандем управленца и технаря является успешным. Мы наблюдаем это в магистратуре, где взаимодействуют выпускники разных вузов, и они обогащают друг друга благодаря этому разнообразию.

Беседовала Елена Кузнецова