Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия в вопросах и ответах. Философия

Алексей Руткевич, Декан факультета философии ГУ-ВШЭ
15.03.2010
Декан факультета философии ГУ-ВШЭ Алексей Руткевич: Если в вузе, который готовит менеджеров или юристов, нет приличного философского факультета, то он не заслуживает имени «университета» или «академии».

Социальные науки тесно связаны с философией: юридические, социологические и психологические теории доныне включают в себя изрядную долю философских умозрений. Широкая научная подготовка, развитие аналитических способностей позволяют быстро овладевать «прикладными» знаниями, становиться профессионалами в разных профессиях. Выпускники с философским образованием часто работают в издательствах, СМИ, фондах, корпорациях...

— Алексей Михайлович, Вы возглавляете философский факультет ГУ-ВШЭ с момента его образования. С прошлого года на философский факультет ГУ-ВШЭ принимают по итогам ЕГЭ. Как Вы можете оценить уровень подготовки нынешних первокурсников и студентов, которые были таковыми еще год назад?

— Примерно половина студентов 1-го курса была принята по ЕГЭ, около половины — по результатам олимпиад. Судя по результатам первой сессии, качество набора ничуть не хуже прежних лет. Поступавшие по ЕГЭ, в среднем, имели по 300 баллов за 4 экзамена, т.е. 75 баллов за каждый. С этими результатами они могли поступить во многие неплохие вузы на факультеты, дающие более «хлебные» профессии, нежели философия и культурология. К нам не поступают ни 100-бальники, ни «льготники», редки те, кто по всем предметам готовился с помощью репетиторов или посещал платные курсы. Ребята неплохо учились в школе и мотивированно избрали факультет философии.

Однако, если оценивать уровень подготовки, то у всех преподавателей высшей школы сегодня есть претензии к школьному образованию. Это относится к уровню подготовки по иностранному языку, математике, истории… Многие неглупые и способные молодые люди сегодня почти не читают серьезную художественную литературу.

— Существуют ли какие-нибудь программы сотрудничества между возглавляемым Вами факультетом и иными вузами, где идет обучение по специальности «философия»? Что данные программы сотрудничества предполагают? Существуют ли программы сотрудничества с зарубежными вузами?

— У нас есть договоры об обмене студентами с несколькими французскими университетами. В ФРГ нашим партнером является Кёльнский университет. Готовим такой договор с Глазго, с Квебеком… Обмен преподавателями уже практикуется: у нас часто читают лекции известные зарубежные профессора. Программы двойных дипломов пока открывать не собираемся. В связи с открытием отделения востоковедения мы начинаем подбор партнеров в КНР, Японии, Египте.

— Чем, как правило, занимается выпускник философского факультета? Чем может и должен заниматься?

— У нас в этом году будет первый выпуск магистратуры, а потому я не могу сказать, чем они занимаются. Второй вопрос не вполне корректен: никто не обязывает выпускника факультета философии избирать ту или иную профессию. Разумеется, главной нашей целью является подготовка будущих преподавателей философии — философию у нас в стране доныне преподают люди, которые не имеют профессионального образования. Однако, как и во всем мире, далеко не все выпускники философских факультетов становятся учеными и профессорами. Широкая научная подготовка, развитие аналитических способностей позволяют быстро овладевать «прикладными» знаниями. На Западе число мест в университетах ограничено, а потому не сумевшие закрепиться в университете часто работают в издательствах, СМИ, фондах, корпорациях. Умение читать сложные тексты и писать таковые востребовано в современном мире.

Так как у нас в будущем году будет открыта магистратура по прикладной культурологии (аналог того, что на Западе именуется то arts management, то cultural industries), то не стремящиеся к научной деятельности студенты смогут получать профессию, которая связана с бизнесом и различными государственными и муниципальными институтами. Вероятно, со временем мы откроем еще одну магистратуру — скорее всего, она будет связана с политической философией.

— ГУ-ВШЭ создавался как экономический вуз, затем в нем появились факультеты опосредованно связанные с экономикой, а также факультеты с экономикой не связанные. Одним из последних стал философский факультет. Чем было обусловлена необходимость создания философского факультета в вузе, цель которого состояла в подготовке экономистов, отвечающих мировым стандартам?

— Далеко не последним. ГУ-ВШЭ развивается, недавно появился факультет математики, в этом году открылся исторический факультет, создано отделение востоковедения. Мы не только называем себя «университетом», но таковым являемся.

Конечно, на преподавателях факультета лежит обязанность преподавания философии, логики, этики на других факультетах ГУ-ВШЭ, мы участвуем в подготовке аспирантов всех специальностей. Социальные науки тесно связаны с философией: юридические, социологические и психологические теории доныне включают в себя изрядную долю философских умозрений. Исторически западный университет возник из соединения уже существовавших юридических, медицинских и богословских школ с философским факультетом — наследником античных философских школ. Существует немало неплохих вузов, в которых учат будущих менеджеров или юристов, но если в таком вузе нет приличного философского факультета, то он не заслуживает имени «университета» или «академии».

— Философский факультет ГУ-ВШЭ пользуется среди абитуриентов все большей популярностью. Однако, на нем существует всего 4 кафедры. В то же самое время в МГУ, например, их 17. Собирается ли руководство факультета расширять число кафедр, на которых студенты могли бы специализироваться?

— Философский факультет МГУ значительно больше нашего по числу преподавателей, но столь значительное число кафедр в МГУ связано с сохранявшейся там пятилетней подготовкой студентов. «Специалитет» предполагает наличие узкой специализации на выпускающих кафедрах. Мы сразу начали работать по схеме 4+2, а она, фактически, уменьшает роль кафедр. Конечно, курсовые работы они пишут на избранной ими кафедре, защищают на ней ВКР, но в выборе факультативов они свободны уже в бакалавриате. Еще большей самостоятельностью в таком выборе они обладают в магистратуре. Нашей задачей является предложение многообразных и интересных курсов, на которые могут записаться студенты.

Быть может, мы со временем откроем еще 1-2 кафедры на отделении философии, еще 1 — на отделении культурологии. Только умножать сущности без необходимости мы не станем. Зачем нам открывать обособленные кафедры истории русской философии и истории политических учений, когда уже существует кафедра истории философии? Не думаю, что нам нужны мелкие кафедры по 3-5 преподавателей.