Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия в вопросах и ответах. Социология

18.02.2010
«Не определив себя, нельзя ориентироваться на других»

Все профессии нужны, все профессии важны. Но почему дети дошкольного возраста практически поголовно хотят быть врачами, учителями, пожарными, и почти никто не хочет быть экономистами, политологами, социологами? Потому что одни профессии более «понятные», а другие - более «загадочные». Но если ты уже ребенок не дошкольного, а «предвузовского» возраста и по каким-то причинам хочешь быть социологом, как тебе разобраться в том, кто же это, собственно, такой? Чем занимается социолог, и чем он не занимается? Как ни странно, не только дети, но зачастую и кандидаты социологических наук не могут внятно ответить на этот вопрос.

Предметом социологии является социальное действие (социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная система и пр.). Следовательно, отделив «социальное» от «несоциального», можно обозначить границы социологии.

Социология изучает «все социальное», а все вокруг является «социальным»

У классиков социологии границы «социального», мягко говоря, несколько размыты. Так у Э. Гидденса можно встретить определение социального мира как мира осмысленного, противоположного миру природы. Из этого легко сделать вывод, что все человеческое есть социальное.

Питирим Сорокин уходит еще дальше в расширении границ социологии. Он исключает из предмета социологии только взаимодействие неорганических тел, растительных и живых организмов. Но ведь существует зоосоцилогия и социология вещей!

Зацепку в ответе на вопрос о предмете социологии можно найти у Макса Вебера. Он (а вслед за ним и многие современные социологи) считает, что предметом изучения социологии является социальное действие, то есть действие, которому присущ внутренний субъективный смысл и которое по этому смыслу ориентировано на других.

Но попробуйте найти хоть что-то, что не укладывается в это определение М. Вебера. Какое действие не является социальным? На самом деле, показать, что социальным является все намного проще, чем найти формы человеческого поведения, которые социальными не являются. И камень, лежащий на дороге, и солнце, светящее в небе, можно представить как социальные явления. У Б.Латура, мы находим утверждение, что социология должна анализировать и дорожное покрытие, и камень на нем. Ведь об этот камень можно споткнуться, а тот, кто споткнется, может с травмой обратиться к врачу, или в страховую компанию за страховкой. В этом смысле, материальный мир определяет человеческое взаимодействие и, конечно же, должен быть в центре интереса социологов.

Солнце в небе - ничуть не менее социальное явление, чем камень на дороге. Ведь все, что обычные люди знают о солнце, они знают из обыденного опыта. Обращение к солнцу укоренено в социальных практиках. А как только мы сводим объект к практикам его описания, тут же включается социология.   

Получается, что прочтение классических книг по социологии не слишком приближает нас к определению «социального». Что, впрочем, совсем не означает, что классиков читать не нужно.

На уровне интуиции

С другой стороны, отсутствие у ведущих социологов четкого определения «социального» не мешало, а некоторым не мешает и до сих пор, быть социологами. Более того, все значимые социологические работы написаны в общем стиле. Образованный человек, скорее всего, сможет отличить работу социологическую от, скажем, исторической.

Однако если мы решаем основываться только на «базовой интуиции», свойственной всем социологам, это, по сути, означает, что для того, чтобы быть социологом, не обязательно знать, что такое социология. Следуя ироничному определению известного социолога Геннадия Батыгина, мы видим, что социолог - это тот, кто занимается социологией. Или же, обращаясь к менее гениальному, то не менее подходящему определению П. Бурдье, социальное - это то, что мы можем проинтерпретировать как социальное.

Масло не масляное, а на нем жарят

Избежать тавтологических определений можно, прибегнув к определению чего-то через его функции. По этому пути идут функционалисты во главе с Т.Парсонсом, изучая социальные системы и их функции.

Сужая круг

Вспомним, что у слова «социальное» есть не только широкое значение, в которое попадает практически любое действие, но и значение довольно узкое. В этом узком смысле «социальное» связано с понятием справедливости и государства - речь здесь идет о социальной политике, социальном обеспечении и прочем в этом роде.

Первоначально социология занималась изучением «социального» именно в узком смысле этого слова. Понятие это проистекло из социальных движений, а социология зародилась в изучении насущных социальных проблем.

«Важны слова. Все остальное - болтовня»

В дискуссии о социологических понятиях часто смешиваются споры о самом понятии и о явлении, которое это понятие обозначает. Понятие «социального» является философской категорией, следовательно, оно не может быть предметом прикладной науки само по себе. А вот феномены, которые это понятие обозначает, как раз могут (и должны) находиться в центре социологического внимания. Нужно просто договориться, какой феномен (феномены) обозначаются понятием «социальное».

Но договориться об этом (да еще так, чтобы стороннему человеку было понятно) не просто сложно, а очень сложно.

Налево пойдешь...

Приблизились ли мы хотя бы на шаг к понимаю того, что изучает социология и кто такой социолог? Наверное, нет. Но теперь мы можем в общих чертах обозначить направления движений  к определению предмета социологии.

Первый путь - поставить во главу угла предмет социологии и постараться четко его определить. Что-то узкое определить намного проще, чем что-то безграничное. И здесь можно предложить вернуть социологию к первоначальному «призванию» - изучению проблем «бедных и убогих». Это сразу спускает нас на много ступенек вниз к тому, что поддается буквальному определению. Но что делать, если вы хотите быть социологом и изучать символы и знаки, присущие вещам?

Второй путь - повесив над рабочим столом портрет М. Вебера, признать, что «социальное» есть континуум. Любое действие может быть более социальным и менее социальным. Но как отсечь самые несоциальные действия, не достойные внимания социологии?

Третий путь - смотреть на любые события через «специальные очки», объяснять явления через призму социального. Это подвигает нас в сторону определения социологии через ее методы. То есть социолог в данной концепции - это тот, кто изучает что угодно, но только с помощью определенного набора методов. И не стоит забывать, что после получения социологического образования единицы становятся академическими социологами, но это вовсе не означает, что остальные работают не по специальности. И в исследованиях рынков, и в изучении рекламы с потребительским поведением умение видеть мир через призму социального является практически необходимым навыком.


По материалам методологического семинара Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ «К понятию социального».

Не споткнуться бы о камень - реплика декана факультета социологии ГУ-ВШЭ Александра Чепуренко по поводу семинара Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ «К понятию социального».

И только звезды неподвластны... (результаты опроса посетителей портала Высшей школы экономики и портала «Экономика. Социология. Менеджмент» на тему «Что исследует социология?».)

 

Ключевые слова

См. также:
Гарольд Ефимович Зборовский
Социологические исследования. 1999.  № 6. С. 100-104. 
[Статья]
Владимир Александрович Ядов
Социологические исследования. 1990.  № 2. С. 3-16. 
[Статья]
Юрий Львович Качанов
Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 113-119. 
[Статья]
Николай Иванович Лапин
Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 106-119. 
[Статья]
Михаил Николаевич Руткевич
Социологические исследования. 1991.  № 7. С. 25-37. 
[Статья]
Юрий Львович Качанов
Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 14-21. 
[Статья]