Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Дети и молодежь

с 1.03.10 по 4.04.10


Комментарий Ю.А. Зубок

О.В.Сорокин

Выражаю искреннюю признательность коллегам за проявленный интерес!
Коллеги совершенно правы в том, что акцентируют внимание на вопросах теоретической интерпретации понятий. Этому не так много уделяется внимания в отраслевых дисциплинах, а потребность в этом высочайшая. Если говорить об опыте Отдела социологии молодежи, то на сегодняшний день разработаны концептуальные подходы к исследованию неопределенности и риска, даны их определения, показана взаимосвязь с другими категориями - нестабильностью, кризисом, трансформацией, выбором, исследовано влияние разных форм риска (средового и деятельностного) на социальное положение молодежи, ее мотивацию, механизмы социальной регуляции риска и т.д. Вышло много книг, многие из них пока еще доступны. Приглашаем заглянуть на наш сайт, который пока еще формируется, но кое-что уже может предложить. Однако время идет и эти подходы, конечно же, будут нуждаться в дальнейшем развитии.
Что касается подходов к исследованию молодежи, то их может быть много. И должно быть множество! Современному исследователю едва ли целесообразно настаивать на каком-то одном. Все зависит от задач, что-то лучше поддается изучению в рамках культурологического подхода, что-то с помощью социо-структурного, а что-то – рискологического. Но и они не единственные.
В своих исследованиях мы исходим и понимания неопределенности как размытости, нечеткости и неструктурированности. Это особый тип социальной реальности, характеризующийся деформацией всех привычных структур и отношений, сопровождающийся ощущением утраты социального статуса и социальной роли в размытых структурах; во-вторых, как состояние, в котором находится общество, социальная группа, личность, связанное с их внутренней дезорганизацией и потерей управляемости социальных структур и отношений; в-третьих, как невозможность адекватной рефлексии социальных субъектов в силу усиливающейся нестабильности социальной реальности. Выход из состояния неопределенности сопряжен с риском. Что обусловлено выбором вектора движения. Поэтому риск возникает не в самой ситуации неопределенности, а при переходе неопределенности в определенность. Равно как и наоборот.
Современное общество как таковое характеризируется динамизмом, текучестью, изменчивостью недолговечных образцов, в нем все время сменяются фазы определнности и неопределенности ,а значит присутствует риск. Вопрос в другом – какова их природа и возможности регулирования?
Исходя из этого, а также на основании других причин (все это содержится в многочисленных публикациях) Россия по всем параметрам является обществом риска. Яницкий О.Н. использует для аргументации ресурсный подход, Левашов В.К. исходит из проблемы устойчивости/неустойчивости развития, мы – из механизмов общественного воспроизводства… Но суть одна – риск продуцируется самой «российской модернизаций» во всем ее, скажем так, своеобразии.
Молодежь, на наш взгляд, может рассматриваться как особая группа, которой риск присущ имманентно. И не потому, что она вынуждена жить в эпоху постоянных и бесцельных пертурбаций, но и в силу возраста и особенностей взросления. Именно в силу ее постоянного движения от неопределенности к определенности и наоборот. От неопределенности амбивалентного, размытого статуса и лабильного сознания к более или менее устойчивым социальным позициям. А также в обратном направлении - от определенности, обеспечиваемой семьей, обществом к неопределенности самостоятельной жизни, полной собственных выборов, проб и ошибок. И там, и там присутствует риск. Его исход до конца не ясен, поскольку процесс развития и молодежи и общества давно утратил линейность и поступательность, а заодно и однозначную прогрессивность (как это понималось в классической социологии). Наша задача, как она нам видится, постараться изучить, как изменяются механизмы взаимодействия разных групп молодежи и общества в этих условиях, и выйти на механизмы социальной регуляции – как институциональной, так и саморегуляции. Причем ,последнее представялется в высшей мере интересным и эвристичным. Именно здесь кроется то, на что тонко указывает Е.Омельченко. Какие риски возникают, и как молодежь с ними взаимодействует, как выстраивает жизненные стратегии, как реагирует и как, условно говоря, исправляет? А именно она главный-то субъект выбора. Общество давно утратило возможность диктовать, оно может лишь содействовать или препятствовать. Выбор, так или иначе, за самими молодыми людьми. А они очень разные!!!



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 6.09.10 Комментарий Ю.А. Зубок (О.В.Сорокин)
  • 21.03.10 Можно ли сказать, что и все общество находится в ситуации неопределенности и в ситуации риска? (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия