Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Дети и молодежь

с 1.03.10 по 4.04.10


Репродуктивный выбор и социальная поддержка семьи

О.Н.Калачикова

Вопросы, касающиеся объекта, размера и форм социальной поддержки, не смотря на законодательно закрепленные нормы, являются активно обсуждаемыми в обществе. Еще более остро стоит проблема ее эффективности.
Объектами социальной защиты материнства и детства являются жизнь и здоровье матерей и новорожденных, а также имущественные интересы будущих матерей и семей с детьми, прямо или косвенно страдающие от действия различных рисков. Законодательство РФ предусматривает социальную поддержку инвалидов, детй-сирот и семей, воспитывающих их. Так же объектами социальной поддержки являются неполные семьи, многодетные и малообеспеченные семьи .
Беременность и роды традиционно принято относить к форме проявления социального риска, однако, прежде всего, это исполнение важнейшей общественной функции женщины. Риск временной потери трудоспособности и утраты дохода является социальным и служит предметом управления системы социальной защиты населения. Само по себе состояние беременности и родов сопровождается различными рисками и опасностями. Выделяются две группы рисков, сопутствующих процессам беременности, родов и ухода за детьми. Это риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка и риски потери дохода и возникновения дополнительных затрат. Поэтому данные состояния требуют мобилизации всех механизмов управления социальным риском в рамках всей системы социальной защиты населения, поскольку касаются как работающих, так и неработающих граждан .
В настоящее время установлена система пособий семьям с детьми, действующая на федеральном уровне. Всего восемь видов государственных пособий. Это пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Материнский или «семейный» капитал – так же дополнительный вид социальной поддержки семьи. Кроме того, регионы обязаны тоже вводить меры социальных гарантий семьям с детьми.
В контексте необходимости повышения рождаемости нас должны интересовать все семьи с детьми с точки зрения оптимизации условий, как для полной реализации имеющихся репродуктивных планов, так и для повышения планируемого числа детей (установок детности).
О значимости государственной поддержки в повышении рождаемости свидетельствуют данные, полученные ИСЭРТ РАН в ходе социологического опроса населения Вологодской области. Около 60% населения считают необходимой существенную помощь государства необходимой для распространения многодетности, 12% тех, кто ориентирован на одного-двух детей, указали, что сделали такой выбор, потому что многодетность никак не поощряется государством.
Интересен тот факт, что около половины населения считает, что повышение пособий на ребенка, введение «материнского» капитала будут способствовать увеличению рождаемости в нашей стране. При этом, жители области с уровнем дохода выше среднего (по самооценке) меньше менее обеспеченных сомневаются в этом: лишь 14% против 20 и 35% в средне- и низкодоходных группах.
Однако в своих решениях учитывать положительно данные меры планирует лишь около 7% населения области, 15% считают эти меры недостаточными, для 24% населения эти меры не играют решающего значения при планировании семьи .
Кризис брачно-семейных отношений (свидетельством чему существенная доля браков, закончившихся разводом) – главная причина массового распространения малодетности. Утрата альтруизма, навыков жизни в семейном коллективе и превалирование личностных эгоистических интересов, характерное для «общества потребления» формирует конфликт с родительством вообще, так как рождение ребенка не только экономически не выгодно, но и существенно меняет уклад жизни, социальный статус.
Удельный вес семейных и материнских пособий в РФ в 2007 г. остался на уровне 2000 г. и составил в ВВП 0,4 %, в общем объеме денежных доходов населения, снизившись на 0,1 %, –0,6% . В соответствии с рекомендациями ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН), эти расходы должны составлять не ниже 2,5 – 3,5% ВВП (в зависимости от доли детского населения и уровня детской бедности) .
Что касается адекватности, в целом ряде развитых государств (страны Скандинавии, Франция, ФРГ) удалось добиться устойчивого роста рождаемости, но на это потребовалось увеличения расходов бюджета на демографическую политику до 2% ВВП и более .
В нашем исследовании мы предложили жителям области оценить минимальный размер пособия, необходимый для домашнего воспитания ребенка. Естественно, при ответе на этот вопрос респонденты стремились указать сумму, способную сохранить уровень жизни семьи до появления ребенка и прекращения трудовой деятельности матери. Средний размер минимального пособия по уходу за ребенком в 2008 г. должен составлять 11652,3 руб. При этом, 60% населения области считают достаточным размер пособия от 3 до 5 тыс. руб., что вполне соответствует тому, «что выплата государственных пособий представляет собой компенсацию государством родителям части расходов на содержание ребенка. В соответствии с нашим законодательством забота о детях, их воспитание являются основной обязанностью родителей, а государство помогает родителям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, исходя из имеющихся возможностей» .
Объективно оценивая уязвимость положения семьи в связи с появлением двух иждивенцев (или более, в зависимости от ситуации) в период отпусков женщины (декретного и по уходу за ребенком), пособие должно быть не менее соответствующего числа прожиточных минимумов, лишь тогда речь пойдет не только о возможности выжить, но и приблизить уровень жизни расширившейся семьи к уровню ее жизни до рождения ребенка. Данный подход с учетом превалирования психологической репродуктивной мотивации позволит существенно максимизировать реализацию репродуктивных планов населения.
Следует отметить, что иные виды социальной поддержки (не денежные пособия), чаще использующиеся при работе с социально-незащищенными категориями граждан, мало известны всей категории «семьи с детьми», хотя, на наш взгляд, такие формы как бесплатное или частично оплачиваемое санаторно-курортное лечение, отдых в детских оздоровительных учреждениях, транспортные или коммунальные льготы – не менее действенный инструмент социальной поддержки и демографической политики. (О.Н. Калачикова)

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 1.04.10 Репродуктивный выбор и социальная поддержка семьи (О.Н.Калачикова)
  • 30.03.10 настолько сколько развиты институты гражданского общества, экономика и политическая система (Сергей Виньков)
  • 29.03.10 Острая проблема (Д.А.Копылова)
  •  
      Дискуссия