Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия: Спортивный менеджер

Андрей Малыгин, Руководитель специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»
9.09.2010
«Менеджмент в спортивной индустрии», реализуемой Инновационно-образовательной компанией RMA совместно с Государственным университетом управления: «Спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе».

Какой из исходов турнира Кубка Стенли будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле – второе.

Андрей Вадимович, чтобы работать спортивным менеджером, достаточно ли знания общих методов и принципов менеджмента?

— Придя в спорт, такой менеджер – менеджер-дженералист – автоматически становится спортивным менеджером: хорошим или плохим – это другой вопрос. Может хорошим – вникнув в специфику отрасли. Только времени на это потратит больше, чем предварительно обучаясь.

В чем заключаются особенности подготовки спортивного менеджера?

— Методы и принципы маркетинга и менеджмента везде одинаковы. Однако будущего спортивного менеджера сразу учат применять их к спорту. Ведь то же понятие конкурента в спорте другое: конкурируют не просто спортивные клубы, а спортивные клубы и шоу-бизнес, спорт – это зрелище.

Нужны ли спортивному менеджеру какие-то особые качества?

— Основополагающее – системное мышление. В спортивной индустрии восемь разных рынков, и рынок спортивных сооружений сильно отличается от рынка спортивных услуг и т.д. При этом все они тесно взаимосвязаны, изменения на одном влекут изменения на другом.

Нужно хладнокровие. Возьмем Кубок Стенли – один из самых известных турниров за хоккейное первенство в Северной Америке. Скажите, какой исход подобного турнира будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле – второе. Команде, занявшей первое место, полагаются большие бонусы, и это настолько снижает прибыль, что клуб может остаться в минусе. За второе место бонусы не полагаются, а вот внимания целевой аудитории и средств от спонсоров обе команды получили одинаково. То есть спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе. И конечно, он должен любить свою работу.

Каких знаний чаще недостает сейчас спортивным менеджерам?

— Знания маркетинга – понимания продукта, с которым имеешь дело, умения продвигать его, совершенствовать, распространять.

Знания права. Спортивное право сегодня не гармонизировано, в каждой стране оно свое. Кстати, в следующем году в Москве состоится международный конгресс на данную тему.

Знания психологии: индивидуальной и групповой. Хороший менеджер должен понимать особенности того субъекта, с каким он работает, уметь предугадывать его поведение.

Как вы считаете, стоит ли учиться на спортивного менеджера сразу после окончания школы, или лучше «покрутиться» для начала в других сферах?

— У каждого возраста и каждой категории обучающихся свои преимущества. И мы предоставляем разные возможности для получения образования: первое высшее образование и программу профессиональной переподготовки. Люди постарше часто приходят учиться, уже имея в голове определенный проект, у них сильнейшая мотивация. Ожидать то же от выпускников школ сложно. Зато у последних много свежих идей, «в руках все горит».

В хороших учебных заведениях недостаток личного опыта, контактов и коммуникативных навыков компенсируется качеством образования, связями в лице специалистов, возможностью проходить хорошие стажировки.

Тем, кто только что окончил школу, я советую отучиться на пятилетней программе «Менеджмент в спортивной индустрии»: базовое образование позволит работать и по другим специальностям (вдруг человек во время учебы поймет, что это «не его»).

В качестве второго высшего подойдет годичная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в игровых видах спорта».

Как в ГУУ строится учебный процесс по специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»?

— Обучение идет в четырех формах – блоках.

Первый – традиционные лекции-семинары, их проводят преподаватели по менеджерским специальностям ГУУ и действующие специалисты из спортивной индустрии.

Второй – разбор кейсов и практических задач: как провести конференцию, разработать программу, рассчитать бюджет и др.

Третий – мастер классы звезд спортивного менеджмента.

Четвертый – стажировки и выездные занятия.

Есть ли у профессиональных спортсменов какие-то преимущества в сфере спортивного менеджмента?

— Спортсмены, особенно хорошие, настроены побеждать, и есть много примеров, когда они действительно становятся хорошими менеджерами и предпринимателями.

Знание индустрии изнутри помогает, но здесь возможна ловушка: например, молодой человек участвовал в спортивных мероприятиях, организованных не самым лучшим образом, но в голове отложилось, что все было правильно. Приходится ломать прежние стереотипы.

Вообще – 50% наших студентов приходят к нам из других отраслей: банковской, риэлтерской и т.д.

В физкультурных вузах, например, Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) или Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) процент связывающих свою карьеру с профессиональным спортом на программах спортивного менеджмента больше.

Многие ли еще вузы дают образование – и насколько хорошее – по спортивному менеджменту?

— В Москве специальность спортивного менеджера можно получить более чем в 10 вузах. Но должную подготовку при этом дают не все. Впрочем, это проблема не только спортивного менеджмента: массовое увлечение гуманитарными науками в 1990-е годы привело к тому, что в стране появилось много слабых юристов, экономистов, менеджеров.

В силу своей новизны спортивный менеджмент как профессиональная специализация оказался в более сложной ситуации. Мы можем отвечать за качество подготовки на собственной программе: Инновационно-образовательная компания RMA – бренд, хорошо зарекомендовавший себя в спортивной индустрии.

Кто преподает на ваших программах? В советское время ведь не было специалистов с подобным образованием…

— Здесь ситуация такая же, как и в российском бизнесе: преподают практики, те, кто знания получал из своего опыта, на ошибках, тяжелым трудом, и это становится преимуществом в передаче знаний. У нас таких преподавателей около 70%. Но здесь очень важно их умение обучать других.

Полезным является также взаимодействие с ведущими зарубежными специалистами. У нас действующий контракт с клубом «Реал Мадрид», директор департамента стратегического развития которого Иван Браво читает лекции, дает кейсы и задания – общение идет на английском языке. Приезжают и специалисты из «Манчестер Юнайтед», «Челси», ФИФА.

Два раза в год мы с ребятами сами ездим на стажировки: изучаем, как функционируют клубы, стадионы, слушаем мастер-классы.

Могут ли российские выпускники конкурировать с западными коллегами?

— На российском рынке наш выпускник однозначно более конкурентоспособен. Есть даже примеры, когда ребята, отучившиеся в лучших европейских вузах, приехав в Россию, здесь не справляются. Обучение «в родной стихии» всегда актуальнее. Тем не менее наших выпускников принимают и в зарубежные клубы, и в зарубежные организации.

Где вообще работают ваши выпускники?

— В различных секторах спортивной индустрии. Многие – в футбольных или баскетбольных клубах, на спортсооружениях, в фитнес-индустрии, в крупной розничной сети спортивных товаров, в соответствующих органах государственного управления и многих других сферах, «привязанных» к спорту.

Был у нас слушатель – до получения дополнительного образования по специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» работал в банковской сфере, теперь занимается инвестициями в спортивные объекты.

Можно ли ожидать, что через несколько лет, когда будет выпущено определенное количество специалистов по спортивному менеджменту, ситуация в российском спорте серьезно изменится?

— В самом начале наших лекций мы со слушателями приходим к разговору о ситуации, сложившейся в российском спорте, и тех надеждах, которые возлагаются на них как будущих специалистов. Сначала об этом говорим мы, через год об этом говорят они сами: «Мы понимаем сложность ситуации, но понимаем также, что должны прийти и многое изменить».

Конечно, не все пойдут до конца по избранному пути, но я уверен: наши выпускники смогут сделать российскую спортивную индустрию более эффективной. Впрочем, уже сейчас есть немало тому доказательств.

Был случай: к нам на программу пришла учиться замглавы департамента по спорту одного из муниципалитетов Московской области. За время ее учебы муниципалитет построил физкультурно-оздоровительный комплекс. Слушательница написала по нему дипломную работу и, когда обучение подошло к концу, возглавила новый объект. Результаты оказались блестящими, мы даже планируем провести там выездное занятие. Человек пришел как чиновник, но после окончания курса стал мыслить совсем по-другому – как менеджер.

Сейчас мы готовим специальную программу именно для чиновников, работающих в спортивной сфере. Надеюсь, федеральное и региональные министерства поддержат нас.

Беседовала Мария Грачёва

 

Сокращенную версию интервью читайте на сайте РИА Новости