Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия: Предприниматель

Владимир Балабанов, Президент Российской академии предпринимательства
24.09.2010
«Предприниматель должен быть оптимистом». И художником, и писателем благодаря качественному образованию может стать любой. Но не все могут стать выдающимися творцами. Так и не каждый может стать выдающимся предпринимателем. Человек, который занимается предпринимательством, посвящает себя работе день и ночь: это напряженный, сложный процесс, особенно в России.

 

Владимир Семенович, что мы понимаем под словом «предприниматель»? Это владелец малого или среднего бизнеса? Или все же понятие шире?

— Если исходить из общепринятого определения, то предпринимательство – это инициативная творческая деятельность, направленная на создание собственного предприятия, производства, любых хозяйственных организаций с целью… Многие говорят, что только с целью получения прибыли. На самом деле, если во главу угла будет поставлена только прибыль, скорее всего ничего не получится. Предприниматель основывает свое дело на собственный страх и риск, и он должен верить в то, что делает, а значит основывать свой бизнес также не только с целью получения прибыли, но и осуществления некой идеи.

Таким образом, предприниматель – это человек, который находится в состоянии поиска, творчества, создавая нечто инновационное. А вот бизнесмен – это исполнитель, участвующий в процессе организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг репродуктивно, без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Он нанят и выполняет заданные ему функции.

— Не каждого человека можно назвать творческой личностью. Значит, и предпринимательство - не для всех?

— И художником, и писателем благодаря качественному образованию может стать любой. Но не все могут стать выдающимися творцами. Так и не каждый может стать выдающимся предпринимателем. Человек, который занимается предпринимательством, посвящает себя работе день и ночь: это напряженный, сложный процесс, особенно в России. Я являюсь руководителем Российской академии предпринимательства с 1990 года, и каждый год мне приходится оформлять официальные документы академии различным образом: законодательство меняется постоянно. Предприниматель должен быть всегда в курсе происходящего в мире и в своей стране, а значит постоянно обращаться к литературе и периодической печати, следить за изменениями в законодательстве.

— Какими личностными качествами должен обладать успешный предприниматель?

— Предприниматель должен мыслить оперативно, но в то же время не бояться в нужный момент взять паузу, чтобы поразмыслить. Мыслить раскрепощено и никогда не думать: «Ой, я глупость сказал, сейчас решат, что я дурачок».

Кто-то говорит, что нужна предпринимательская жилка, но нет – здесь нужен внутренний порыв, желание: это надо сделать, то создать, третье попробовать…Предприниматель должен быть по жизни оптимистом. Без этого точно никуда: вот сегодня открыл, например, пирожковую, а на следующий год цены на муку подскочили в два раза, и дела пошли под откос. И что делать? Хватать себя за голову и рвать все, что на ней осталось? Нет, надо искать варианты, а лучше всего вообще предпринять что-то неординарное. Ведь лишь около 25% из тех, кто начинает свое дело без поддержки, преуспевают. Предпринимательская деятельность требует невероятных энергетических и умственных затрат. «И, затаив в душе отвагу, не падай духом никогда!», - эти строки, несмотря на кажущийся пафос, вполне могут стать девизом начинающего предпринимателя. Лишь тот, кто способен в трудные минуты следовать этому принципу, будет иметь успех в предпринимательской деятельности.

— У кого больше способностей, склонности к предпринимательству: выпускников российских вузов или их западных сверстников?

— Ребята, которые заканчивают, например, американский колледж или университет, очень узко специализированы и являются отличными специалистами в заданных им рамках. Тут мы им в какой-то степени проигрываем. Но наши ребята умеют мыслить масштабно, разбираются во многих областях и более приспособлены для предпринимательской деятельности  в условиях российской действительности. Впрочем, когда я приезжаю в США к одному из первых лиц крупнейшей компании, то обнаруживаю, что и у него около пяти-шести советников из числа российских выпускников российских вузов.

— Однако, несмотря на способности последних, в числе международно-известных фирм до сих пор нет российских брендов…

— Это связано не с уровнем мыслительного процесса и квалификации, а с организацией хозяйственной деятельности. В 1990-х годах нам нужно было кардинально перестроить государственную и экономическую системы, однако сделать это не очень получилось: снова взяли, отняли – теперь уже у государства – и разделили между собой. Те, кто сидел у крана с нефтью, получил нефть, кто рядом с углем – уголь.

И будь я хоть семи пядей во лбу и задумай я создать что-то типа McDonald’s, я никогда не сделаю этого, потому что нужен первоначальный капитал хотя бы на уровне 100 тысяч долларов. А кто и под какие гарантии мне его даст? Малое и среднее предпринимательство требуют капиталовложений. Открывать дело на кредитные средства, которые надо вернуть в срок с процентами, очень сложно: даже получение кредита - это многотонный пресс, который может раздавить человека.

— Многие российские предприниматели жалуются, что существующее законодательство не дает им возможности работать честно. Наверняка вы обсуждаете со студентами данную проблему…

— Конечно, не все совершенно. Часто наше государственная система, выступая за демократическое начало и частную инициативу, во многом связывает человека, правовые и хозяйственные изменения заставляют предпринимателя нарушать законы, уходить из системы либо вообще покидать Россию. Это объясняется не только коррупцией, но и присутствием в органах государственной власти значительного количества дилетантов.

Примеры же того, что можно «жить красиво», нагло и цинично нарушая законы, публично демонстрируя при этом свое богатство, разлагают… Человек начинает думать: почему я должен играть по-честному, соблюдать законы и платить налоги, когда некоторые преуспевают, действуя совсем иначе? Однако, в конце концов ни к чему хорошему обман не приводит.

Мы пытаемся сделать из наших студентов «цивилизованных предпринимателей», которые, создав дело, движутся по прямой линии к намеченной цели, не нарушая при этом ни юридические, ни экономические законы. Учим использовать законы во благо, объясняя, что пренебрежение ими в краткосрочной перспективе может привести к проблемам в дальнейшем. Я убежден, что цивилизованное предпринимательство возможно, и будущее именно за ним.

— Часто ли выпускники вашей академии, обнаруживая, что предпринимательская деятельность сопряжена со столькими трудностями, выбирают другую карьеру?

— Нет, очень многие все же имеют собственное дело, может быть не самого высокого уровня. Это действительно малое и среднее предпринимательство - хозяйственная деятельность, которую они ведут цивилизованно и благодаря чему очень неплохо живут. Многие со временем поднимаются выше.

При этом те из наших студентов, которые идут работать в государственные налоговые или финансовые органы, в основной массе уходят оттуда и организовывают свое дело: в государственных структурах совсем другой подход, другие отношения. Там существуют жесткие рамки, которые ограничивают молодых ребят, не дают им «раскрыться» и проявить свои таланты: «сиди, милый, выполняй, что я тебе сказал». Это неотъемлемая черта таких структур.

— Предпринимательская деятельность сопряжена с большой ответственностью. Стоит ли заниматься ей сразу после окончания вуза или лучше поработать некоторое время в качестве исполнителя по найму?

— В нашей академии уже к третьему курсу работают почти все студенты. Диплом часто пишут на примере собственного предприятия вне зависимости от того, работают они там на управленческой или исполнительской должности. Кто-то работает в государственном секторе. И все же последние, видя, как их сокурсники самостоятельно развиваются и создают дело, тоже решают заняться предпринимательством.

При этом, будучи занятыми на рынке труда, многие принимают решение продолжить обучение в аспирантуре: это позволяет чувствовать уровень других предпринимателей и поддерживает стимул к самосовершенствованию. Несмотря на то, что им приходится идти на занятия после рабочего дня, все ходят регулярно и успешно защищают кандидатские диссертации.

— Наверное, первые представления о том, что такое предпринимательство, лучше получать в школе, например, в рамках курса экономики и права, но сейчас учителям не до этого – нужно ведь к ЕГЭ ребят готовить.

— На самом деле, ребенок уже с первого класса становится экономистом и правоведом: когда по просьбе мамы он покупает хлеб, то вступает в товарно-денежные отношения, хотя сам того и не осознает. Эти процессы стоит сделать для ребенка осмысленными, показать, что такое ценообразование, каким образом формируется стоимость и как она проявляется через денежную массу. Все это нужно знать с детских лет.

Имеющийся объем информации по данным вопросам в курсе обществознания недостаточен, поэтому я являюсь сторонником введения экономики в качестве обязательного предмета в общеобразовательных учреждениях: он дает знания, которые вне зависимости от будущей профессии пригодятся в дальнейшей жизни.

— Что необходимо сделать в вузах и на факультетах экономического, управленческого профиля, чтобы выпускники были готовы к предпринимательской деятельности?

— Увеличить свободу вузов в определении перечня и содержания учебных дисциплин.

Безусловно, должны быть стандарты, какие-то обязательные предметы, общий уровень подготовки. Но в каждом вузе должна быть своя «изюминка». Это представляется правильным не только с точки зрения развития отдельного вуза, но и с точки зрения развития российской системы образования в целом: система ЕГЭ дает ребятам большие возможности для поступления в самые разные вузы, а значит, вузам необходимо как-то выделяться, предлагать интересные, отличные друг от друга программы, проявлять свою специфику, тем более, что это давало бы возможность готовить действительно разных специалистов, готовых предложить различные творческие решения для одной и той же задачи. Иначе значительная часть выпускников гуманитарных специальностей так и останутся стандартными клерками, которые будут перебирать бумажки в зарубежных фирмах, не создавая в собственной стране ничего нового.

Беседовала Мария Грачёва