Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия: Финансовый аналитик

Сергей Фильченков, Финансовый аналитик инвестиционной компании «Финам»
28.09.2010
«Мы помогаем увеличивать благосостояние клиентов, обеспечивая их рекомендациями по инвестированию».  Это требует быстрой и точной реакции на все значимые события, происходящие в российской и мировой экономике.

 

— Насколько я понимаю, вы по долгу службы постоянно анализируете финансовую информацию. Какую именно?

— Любую, поступающую из открытых источников. И не только собственно финансовую – вообще экономическую, а иногда и политическую, поскольку, как мы знаем, политические события способны порой очень сильно повлиять на состояние фондового рынка. Мы изучаем пресс-релизы компаний, комментарии менеджмента, бизнес-новости СМИ, следим за новостями разных рынков и оцениваем, как то или иное событие может сказаться на движении котировок акций отдельных эмитентов. Как правило, аналитики разделяются по отраслям, например: «Металлургия», «Нефть и газ», «Банковский сектор». Каждый из нас занимается аналитическим «покрытием» акций компаний «своего» сектора, обращающихся на биржевых площадках.

— Это российские площадки?

— Да, наша специализация – российские компании, торгуемые на российских биржах, прежде всего РТС и ММВБ. Когда собран массив данных, достаточный для изучения, аналитик строит модель, производственную и финансовую, стараясь по возможности точно определить перспективы развития бизнеса того или иного эмитента.

— Кто использует эти модели? Или, иначе говоря, на кого работают финансовые аналитики?

— Модели используются нами для получения представления о структуре бизнеса, перспективах развития и денежных потоках компаний в будущем. Разумеется, наши аналитические выводы и рекомендации в итоге используют инвесторы, когда принимают решение о том, в акции каких компаний стоит вложить деньги. Есть аналитики, работающие непосредственно на крупных инвесторов – паевые инвестиционные фонды, банки и прочие структуры, бизнес которых заключается в покупке активов в надежде на рост их курсовой стоимости с целью получения прибыли. Это buy-side аналитики – их так называют потому, что они работают «на стороне покупателя» акций.

«На стороне продавца» тоже работают аналитики, их так и называют – sell-side. Это сотрудники инвестиционных компаний, таких, как наша. Мы обеспечиваем клиентам всестороннюю поддержку операций на фондовом рынке, в том числе и аналитическую. За счет небольшой комиссии с биржевых сделок, совершенных при нашем посредничестве, приумножается собственный капитал нашей компании.

Таким образом, аналитик sell-side работает «на внешний рынок», поэтому его деятельность более публична, а его коллега - buy-side аналитик – работает внутри собственной компании.

— Итак, вы изучаете бизнес той или иной компании и строите модель, позволяющую…

— … Определить «справедливую стоимость» компании и на основе этого сформировать рекомендации для инвесторов в форме аналитического отчета или, как у нас принято говорить, «репорта», или «ресёча» - от английских терминов: ”report”, “research”.

— Что такое справедливая стоимость? Чем она отличается от просто стоимости компании, определяемой ценой акций?

— Цена компании, которая определяется тем, сколько ее акции стоят сейчас – это рыночная цена, или текущая стоимость актива, по которой считается капитализация компании.

А справедливая стоимость – это показатель, обозначающий, сколько «должна» стоить компания исходя из ее финансовых, производственных и прочих результатов, из структуры и перспектив ее бизнеса. Бывают компании, недооцененные рынком, а бывают и переоцененные.

Задача аналитика – выявить дисбаланс стоимости справедливой и стоимости рыночной. В этом, собственно, и заключается основной метод оценки компаний-эмитентов. Если справедливая стоимость выше рыночной, аналитик ставит рекомендацию на покупку. Если справедливая стоимость ниже – такое тоже довольно часто случается – мы рекомендуем инвесторам избавляться от этих акций, а взамен покупать ценные бумаги каких-либо других, сопоставимых компаний. Определение справедливой стоимости компаний – главная задача фундаментального анализа, которым мы и занимаемся.

— Какие еще виды анализа вы используете?

— Фундаментальный анализ – главный для нас. Он основан на знании самой компании, ее производства, цен на продукцию и прочего. Помимо фундаментального, существует технический анализ, при котором сам бизнес компании практически не рассматривается, а рассматривается лишь история поведения ее ценных бумаг на фондовом рынке. То есть это анализ прошлой истории движения котировок акций. Зная его законы, можно строить графики движения цены акций, кривые, позволяющие спрогнозировать дальнейшее изменение цены. Часто бывает, что применяются оба метода. Фундаментальный анализ позволяет принять принципиальное решение о том, что делать с акциями той или иной компании: покупать, держать или продавать. А технический анализ нередко оказывается полезен для того, чтобы как можно более точно определить «точку входа» или «точку выхода» - период, когда можно с максимальной выгодой купить или продать акции.

— Вашими отчетами пользуются только крупные инвесторы – ПИФы, инвестиционные фонды – или и частные лица тоже?

— Безусловно, частные инвесторы изначально были нашими основными клиентами. У инвестиционной компании «Финам» как крупнейшего в России ритейл-брокера более ста тысяч клиентов, мы занимаем лидирующую позицию на российском фондовом рынке по оборотам на ММВБ.

— В чем разница между работой с частными клиентами и с инвестиционными фондами?

— Принципы и подходы в целом схожи. Разница в том, что институциональные инвесторы – фонды – как правило, совершают на бирже крупные сделки, от миллиона долларов и выше. Потому и инвестиционные решения принимаются достаточно взвешенно, и обычно не быстро. Часто возникает необходимость пообщаться с управляющим лично, чтобы донести основные моменты той или иной инвестиционной идеи.

Что касается наших клиентов – физических лиц, их так много, что мы не можем и не ставим себе задачи лично пообщаться с каждым. Они руководствуются своими собственными выводами из того, что читают в наших отчетах. Исключение составляет только ограниченный круг крупных клиентов, это привилегия больших денег. Впрочем, у нас на сайте существует рубрика «Вопрос эксперту» - в любое время любой клиент может письменно задать вопрос аналитикам, и мы даем краткие ответы через сайт.

— Что самое главное в вашей профессии?

— Повышение благосостояния клиентов – основная цель работы аналитика. А в плане личной карьеры главное – это репутация, имя. На то, чтобы его заработать, уходит не один год.

Вот что примечательно. Имя можно приобретать очень долго, а потерять в один день. Поэтому самое трудное – не бояться и уметь рисковать. Ведь иногда, пожалуй, самые рискованные инвестиции могут стать самыми доходными. Мы в своей работе стараемся искать интересные идеи в акциях «второго и третьего эшелонов». Это низколиквидные, малоизвестные эмитенты, «покрытие» которых обеспечивают лишь незначительное число аналитиков.

— Почему же эти компании оказываются вне поля зрения ваших коллег-конкурентов?

— Это компании средней и малой капитализации, которые в большинстве случаев торгуются на площадке РТС-Board – это такая система индикативных котировок. Эти компании часто закрыты, публичными они стали не за счет проведения IPO, а в результате размещения какого-то пакета их акций на бирже.

Допустим, было открытое акционерное общество, им владели три партнера. А потом один решил выйти из дела и разместил свой пакет акций на бирже. И теперь уже акционеров не трое, как было, а, скажем, сто человек, точнее, двое из старых акционеров и еще сто новых, купивших акции на РТС-Board. И сто человек очень хотят узнать, как же все-таки ведется бизнес, в который они вложили свои деньги. Мы как раз и помогаем им это выяснить: анализируем отчетность компании, общаемся с менеджментом, стараемся получить информацию о планах развития бизнеса. Это иногда бывает самым трудным в нашей работе, потому что такие компании не привыкли иметь дело с инвестиционным сообществом и очень неохотно идут на контакт.

— Расскажите, пожалуйста, об аналитическом сообществе. Вы уже сказали, что там трудно заработать себе имя – значит, и «расти» трудно?

— Основа роста – признание клиентами профессионализма аналитика. Если клиенты тебе доверяют, прислушиваются к твоим инвестиционным идеям – значит, ты добился признания. В привычном смысле в аналитике не растут, здесь нет стремительной смены должностей – работа в команде такого не предполагает. Аналитик, считающий, что он уже «перерос» свое рабочее место, либо старается перейти в другую, более солидную инвестиционную компанию, либо меняет сферу деятельности: аналитик из sell-side переходит на buy-side, например, в фонд. Если квалификация позволяет, он может стать управляющим активами этого фонда. Любые варианты возможны, это только вопрос твоей собственной цены. А чтобы она росла, нужно научиться очень хорошо разбираться в глобальных процессах, происходящих на фондовом рынке, и как можно более быстро и точно реагировать на все значимые события, происходящие в российской и мировой экономике.

Беседовала Александра Лацис