Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия: Банковский служащий

Михаил Кравченко, И. о. директора Московской банковской школы (колледжа) ЦБ России
1.10.2010
«В системе Центрального банка многие работают от момента получения диплома до пенсии»  Российские банки чрезвычайно разнообразны по масштабу, роду деятельности и специфике корпоративных правил. Например, одни специализируются на кредитовании крупного бизнеса, другие – на работе с физическими лицами.

Михаил Юрьевич, как бы вы охарактеризовали банковского работника? Какие черты характера требуются людям, решившим работать в банке?

— Как и все, кто связан с финансовой информацией, эти люди должны быть способны на очень длительную концентрацию внимания. От них также требуется высокая дисциплина, ведь им приходится работать в строгом соответствии с многочисленными регламентами, служебными инструкциями, малейшее нарушение которых может привести к весьма тяжелым последствиям — например, к утечке важной информации. Соответственно, чем дальше, тем больше у банковских служащих развиваются такие черты характера, как педантизм, консервативность.

Последнее в особенности относится к тем, кто работает в системе Центрального банка, который, на мой взгляд, является самой консервативной финансовой структурой в стране.

Говорить о каких-то других чертах, свойственных работникам банковской отрасли в целом, очень сложно, так как российские банки чрезвычайно разнообразны по масштабу, роду деятельности и специфике корпоративных правил. Например, одни специализируются на кредитовании крупного бизнеса, другие – на работе с физическими лицами, это совершенно иная специфика работы. «Сбербанк», «Внешэкономбанк», «Внешторгбанк» – это не просто разные учреждения, а разные миры.

Так, «Сбербанк», на мой взгляд, хорошее место для начала карьеры. Работа там физически более тяжела, чем во многих других банках, а оплачивается ниже, зато это очень хорошая школа. Человек, поработав два года в «Сбербанке» на низовых должностях, умеет и знает почти все, и его с удовольствием возьмут на работу в любую банковскую структуру.

Чем занимаются банковские служащие? Предположим, пришел выпускник в банк -  каковы будут его обязанности?

— Поскольку деятельность в банковских структурах очень разнообразна, то банкам требуются самые различные специалисты. Человек может быть кредитным инспектором, аудитором, специалистом по безопасности, по информационным технологиям, сотрудником бухгалтерии...

Например, кредитные инспекторы решают, стоит дать кредит человеку или нет. Здесь на первый план выходят психологические навыки — опытный инспектор должен не только уметь проанализировать и проверить данные о доходах и собственности, которые человек ему представляет, но и из беседы с ним понять, вернет ли он деньги. Кредитные инспекторы, работающие с предприятиями, изучают различные финансовые и юридические документы, проверяют их подлинность. Как правило, им приходится выезжать на место — смотреть, в каком состоянии производство, анализировать отношения собственности. Приходится ездить через всю страну на нефтяные вышки или элеваторы. Эти люди должны очень хорошо разбираться во всех тонкостях бизнеса.

Это, очевидно, приходит с опытом...

— Конечно. На первых порах будущий кредитный инспектор будет заниматься подготовкой договоров, сводить отчетность по выданным кредитам, изучать данные, представляемые потенциальными заемщиками. Только по прошествии нескольких лет он научится сам искать клиентов и войдет в «стаю «волков», приносящих банку прибыль.

А чем занимаются банковские аудиторы?

— Они проверяют финансовую отчетность подразделений банка, смотрят, насколько заключенные сделки соответствуют нормам существующего законодательства, выполняются ли установленные регламенты, не нарушаются ли инструкции. Это служба внутреннего контроля, очень важная для любой банковской структуры, так как ни один грабитель не сможет нанести ей столько вреда, сколько некомпетентный, нечестный или внедренный конкурентами сотрудник банка.

На начальных этапах аудиторы выполняют различные рутинные задачи, готовят документы, сводят и обрабатывают информацию.

В чем состоит дальнейшее служебное продвижение начинающего сотрудника?

— Все зависит от того, хочет ли он стать руководителем – или развиваться дальше в качестве специалиста. Если приоритетом является карьерный рост – необходимо расширять профессиональный кругозор, развивать коммуникативные и управленческие навыки, обобщать знания о работе банка и банковской отрасли в целом. Постепенно такой специалист будет расти по служебной лестнице, возглавит сектор, отдел, управление, департамент.

Если он хочет стать профессионалом, ему следует как можно глубже изучить то направление банковской деятельности, которому он готов себя посвятить. В этом случае можно многие годы работать кредитным инспектором, принося всё большую прибыль своему банку, увеличивая своё собственное благосостояние.

Часто ли случается так, что люди после пяти лет работы меняют функционал - к примеру, переходят с должности аудитора на должность кредитного инспектора?

— Нечасто, но бывает. Как правило, после того, как человек поработал в той или иной сфере несколько лет, он становится востребованным специалистом именно в ней и полноценно реализоваться на том же уровне в другой области ему будет непросто. Случается, что человеку попросту надоедает его работа. В таком случае, скорее всего, его могут перевести на аналогичную позицию в другом отделе — раз он уже «в системе», работает в этом банке и знает его специфику.

А какова специфика работы в Центральном банке?

— В системе Центрального банка многие работают от момента получения диплома до пенсии. Соответственно, здесь иначе относятся к сотруднику — в него готовы больше вкладывать, потому что уверены в его лояльности и готовности проработать в организации долго. Хотя бывает и по-другому — человек после нескольких лет работы в ЦБ уходит в коммерческий банк на более высокую должность. Как и все, работавшие в регулирующих органах, он хорошо знает специфику банковской отрасли.

Кроме того, в данном случае важной частью профессионального капитала являются наработанные связи, дающие возможность получить нужную консультацию сотрудников ЦБ. Достаточно часто, поработав в коммерческом банке несколько лет, они снова возвращаются в ЦБ, где становятся очень ценными специалистами. Изучив работу коммерческого банка изнутри, такие специалисты становятся незаменимы при осуществлении функций банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, противодействия легализации доходов, полученных преступным путём.

В Центральный банк, на мой взгляд, идут люди несколько иного склада, чем в коммерческие банки. Дело в том, что целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли; соответственно, работник должен «искать деньги» — для себя и для банка. Цели ЦБ другие — поддержание курса рубля, регулирование объема денежной массы, борьба с инфляцией. То есть требуется не искать прибыли, а действовать в интересах общества в целом.

Зарплаты в Центральном банке примерно на том же уровне, что и во всей банковской отрасли. Как и везде, здесь есть высоко- и низкооплачиваемые должности. Если зарплаты в ЦБ и ниже, чем в некоторых коммерческих банках, то выше стабильность, больше социальной защищенности.

Кого сейчас принимают на работу в банковской отрасли? Было время, когда туда шли люди с любым образованием...

— Было такое еще лет семь-десять назад. Сейчас это случается всё реже. Банки осознали, что экономическое образование все же нужно. Теперь кредитные организации стали требовать от своих сотрудников профильного образования. Это связано отчасти с традиционно высокой текучестью кадров на рядовых должностях в кредитных организациях. Это не побуждает работодателей вкладывать средства в персонал, особенно если тот совмещает работу с учебой в вузе. Им же нужно учебный отпуск предоставлять!

Однако сейчас, на мой взгляд, рынок труда меняется — розничные кредитные организации стали больше брать на низовые должности выпускников колледжей. Их практикоориентированное образование больше отвечает потребностям работодателей. Например, выпускники колледжей лучше знают банковский бухучет, который принципиально отличается от бухучета предприятий. Кроме того, у них ниже первоначальные требования по зарплате, а для того, чтобы работать операционистом или кассиром, университетского образования и не требуется.

Как вы считаете, полезно ли будущим банковским служащим стажироваться за рубежом?

— Любая стажировка должна быть развитием полученного образования и имеющегося опыта работы.

В некоторых специфичных направлениях банковской деятельности зарубежные стажировки не только желательны, но и необходимы. Это касается, в первую очередь, операций на международных финансовых рынках, стандартов финансовой отчетности, инспектирования и надзорного блока.

Важно при этом, чтобы освоение зарубежного опыта базировалось на хорошем знании российских реалий банковского бизнеса.

Беседовала Екатерина Рылько