Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Диалогические коммуникации в бизнесе

с 1.10.10 по 28.10.10


Веб-среда как пространство формирование диалога между властью и обществом

О.В.Латышева

Процесс коммуникации ежедневен и, по сути, непрерывен, а в ее структуру всегда входит как минимум два субъекта, осуществляющих взаимное информирование с целью налаживания совместной деятельности. А как быть, если одним из субъектов выступает государство? Как и главное с помощью чего граждане могут начать процесс взаимодействия?
Речь идет, прежде всего, об Интернет-технологиях. Именно в сети инициатором беседы может выступать каждый: вне зависимости от социального статуса, уровня образования, возраста, географического положения, в удобное для него время и по волнующему именно его вопросу. Веб-среда в целом в политическом процессе является тем редким исключением в рамках российской действительности, когда инициатором взаимодействия выступают граждане и именно увеличение доли пользователей в сети, роста интереса и доверия к ее политическому сегменту, обусловило вовлечение политических акторов в виртуальное пространство. Свыше ¼ россиян являются представителями недельной аудитории.
Сеть является воплощением двух основных идей человечества: всеобщего хранения информации и универсального ее распространения. Здесь важно подчеркнуть универсальность информации и равенство доступа к ней. Сеть Интернет рассматривается, прежде всего, как источник информации не только населением, но и экспертным сообществом. Что играет существенную роль в политическом процессе. Если политические деятели, как правило, представлены в традиционных СМИ, то точка зрения населения не получает столько широкой огласки. Во время социологических опросов или фокус-групп может иметь место не откровенность со стороны респондентов, что обусловлено открытой направляемостью дискуссии во втором случае и ограниченностью возможных вариантов ответов в первом. В то время как формат общения в веб-сообществе может носить анонимный характер, что дает возможность политическому деятелю вести диалог непосредственно с его электоратом. Важно, что в данном случае вы получаете откровенное мнение, позиционно независимое. Индивид не только не ощущает коммуникационных барьеров или социального неравенства, но он стремится быть услышанным и именно в том формате, который он хотел бы донести до властьимущих.
Виртуальное пространство стирает социальные, статусные различия, что получило название «сетевой демократии». Иллюстрацией данного явления является то, что отношение к сети Интернет граждан и политических деятелей равнозначно. Профессиональным сообществом глобальная паутина, так же как и гражданами, рассматривается и как средство коммуникации – данный аспект был отмечен 10 из 15 экспертов, и как средство развлечения и связи. Важной особенностью веб-коммуникации является возможность общаться в реальном времени. Если по телефону в приемной кандидата можно одновременно говорить только с одним человеком, то в Интернете (на форумах, в социальных сетях или в чатах) количество коммуникантов не ограничено. Что довольно эффективно сказывается на узнаваемости кандидата и делает его «своим» для части электората. Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается. Это обеспечивает комфортабельную и уютную «зону рефлексии» . Что опять же очень важно при апробации программных положений или построении имиджа политика, который будет востребован электоратом в том или ином регионе, районе. По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. Если в округ вводится молодой кандидат, это позволит избежать ряда тактических ошибок в предвыборной агитации. Необходимо упомянуть, что специфические возможности Интернет-коммуникации, такие как оперативность, фактическое отсутствие непосредственного восприятия партнёра/оппонента, анонимность и зачастую обличение только через текст, затрудненность эмоционального окрашивания сообщений, позволяют создавать особое пространство для общения и возможности для социализирующего влияния на личность. Это своеобразная возможность «вырастить своего избирателя».
С 2008 года в России имеет место явление политизации сетевого пространства. Динамика развития политического сегмента Рунета довольно высока, сегодня именно к новостным сайтам, сайтам информационно-аналитических центров обращаются десятки миллионов пользователей за самой последней информацией. Журналист, аналитик, просто любопытствующий ищет в Интернете наиболее полные и оперативные сведения о партии, лидере, или о каком-нибудь скандале, связанном с ними.
Интернет-технологии демократизируют и упрощают взаимодействие политиков и избирателей, они стали незаменимым орудием обратной связи. Штаб любого претендента может провести контент-анализ обращений и комментариев и создать портрет сторонника, выявить наиболее важные для него вопросы. Вокруг блогов и сайтов наиболее колоритных политиков, а также партий, формируются целые сообщества поклонников и противников, на них разворачиваются жаркие дискуссии вокруг самых разнообразных тем . Естественно, что первоначальные формы включенности политических акторов, такие как сетевые аналоги печатных СМИ или собственно сетевые СМИ, официальные и неофициальные интернет-представительства политических партий или лидеров, интернет-конференции дополняются новыми для российского политического сетевого сегмента типами: социальными сетями, блогами, городскими веб-форумами.
Социальные сети являются наиболее популярной формой включенности среди населения, что и обуславливает столь высокой интерес к данному ресурсу со стороны политических акторов. Как правило, политиками и чиновниками социальные сети используются для рекламы или коммуникации с электоратом. Кстати, немаловажную роль в этом сыграло заявление президента РФ Д. А. Медведева, в котором он заявил, что периодически появляется на «Одноклассниках» и обнаружил там 630 Дмитриев Медведевых, которые были довольно похожи на оригинал. Представленность в «Одноклассниках» или «В контакте» делает политического деятеля таким же как все: он ищет своих друзей, одноклассников, одногруппников, родственников и так далее. Ему можно отправить сообщение, просмотреть и прокомментировать фото, узнать, каким он может быть вне профессиональной деятельности. Политики в социальных сетях становятся доступными.
Что же касается веб-форумов, то здесь политические деятели являются сторонними наблюдателями. Проект «Единой России» «Интернет-доминирование», реализуемый на региональных выборах 2009 года явился скорее данью моды на информационные технологии в политике, нежели эффективным типом избирательных технологий. Основным отличием форумов от других типов Интернет-ресурсов является разделение обсуждаемых тем, и возможность общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Но постоянные пользователи форумов - это своего рода круг хороших сетевых знакомых, с общими интересами и сходной точкой зрения на происходящее. Форумчане очень остро реагируют на чужака, в особенности, если он открывает тему общественно-политического характера и вдруг не разделяет взгляды веб-общественности. Чтобы политик, а лучше группа его профессиональных сторонников в избирательной кампании могли эффективно использовать форумы как площадку работы с электоратом, они должны стать своими и приходить туда не с началом предвыборной агитации, а за 6-8 месяцев до. Чего не было сделано и партией «Единая Россия» при реализации обозначенного выше проекта. В итоге была получена усиленная усталость молодых людей от выборов, сформированное ощущение, что она нужна власти только как механизм получения доступа к ресурсам.
Выступая на заседании президиума Госсовета по проблемам развития информационного общества, президент России Дмитрий Медведев предложил увольнять чиновников, которые не владеют компьютером, поскольку такой чиновник, по его мнению, не может эффективно работать. Для повышения общей компьютерной грамотности населения планируется открыть в регионах специальные центры, которые бы занялись обучением азам работы с компьютером и Интернетом. Для координации развития информационного общества в России Д. А. Медведев предложил создать специальный орган при президенте . На наш взгляд, это и явилось одной из причин формального прихода политических деятелей в глобальную паутину: быть в сети необходимо, но вопрос как для большей части чиновников остается открытым. В связи с чем, проблема взаимодействия между и властью и обществом меняет свое направление – не граждане не могут донести волнующие их вопросы до государство, а государство не хочет их слушать.
И, тем не менее, имеет место рост интереса профессионального сообщества к политическому сегменту Рунета. О чем свидетельствуют данные экспертных опросов, так 12 из 15 респондентов отмечают необходимость использования Интернет-технологий в избирательной кампании. Среди основных причин необходимости применения веб-ресурсов в предвыборной агитации обозначены доступность, мобильность, скорость распространения информации, рост числа интернет-пользователей и увеличение степени доверия к сети со стороны граждан. Что отчасти подтверждает следующую гипотезу: потеря традиционными средствами политической коммуникации роли ведущего инструмента связи с избирателями в ходе предвыборной борьбы, обусловила снижение электоральной активности населения; необходимость изменения наметившейся тенденции к отчуждению граждан от политической жизни общества привела к формированию нового типа информационно-коммуникационного канала взаимодействия с электоратом – Интернет-технологий. Так же отмечалось, что Интернет как канал коммуникации с массовыми аудиториями дешевле традиционных СМИ, имеет возможность адресного обращения к целевым аудиториям, прежде всего, к молодежи. Еще фактор, обуславливающий применение веб-ресурсов в качестве избирательных технологий, это то, что позиционирование в такой «продвинутой» среде как глобальная паутина вносит инновационную составляющую в имидж политика, да и сетевая аудитория в целом более восприимчива к аналитическому формату размещаемых материалов.
Наиболее эффективным Интернет-ресурсом применяемым в качестве избирательных технологий, прежде всего, по мнению самих политических деятелей, являются официальные интернет-представительства. Подтверждением чего явилась и избирательная кампания кандидатов в президенты РФ 2008 года. Так, все зарегистрированные кандидаты имели свои официальные интернет-представительства. Интересно, что интернет-представительства В. Жириновского, Г. Зюганова и А.Богданова представляли собой внутрипартийные сайты, причем выделить последнего как лидера из партийного текстового массива было довольно сложно. В целом, контент сайтов кандидатов был выстроен сходным образом: биография кандидата, основные выступления», видео и фото-материалы, новостные ленты, агитационные материалы, программа. С той лишь разницей, что названия рубрикаторов для каждого кандидата подбирались отдельно. К тому же обратная связь с кандидатами Д. Медведевым, Г. Зюгановым через их интернет-представительства отсутствовала. Интересно, что Д. Медведев пришел в сеть как неформальный лидер, что подтверждает формат приветствия веб-аудитории: друзья, дорогие друзья, привет, Россия. Стоит также отметить, что кандидаты использовали идентичные графические средства: фотографии, в пределах от 200х300 пикселей и выше, система навигации (поиск), баннер, подчёркнуто-текстовой контент.
Приобретают популярность среди российских политических деятелей блоги, которые расцениваются и как эффективный канал взаимодействия с электоратом. Из кандидатов президенты РФ 2008 блоги использовали В. Жириновский и А. Богданов, последний практически полностью переместил туда свою предвыборную агитацию. Что было не совсем оправданным, поскольку избирательная кампания – это, все-таки, комплекс мероприятий по работе с электоратом, который далеко не полностью представлен в сети, да и была мала узнаваемость кандидата. Стоит также отметить, что, как и в случае с городскими форумами, необходимо действительное ведение блога политиком или его командой, формальный стиль ведения онлайнового дневника не приветствуется пользователями Интернета, что, впрочем, сказывается и на оффлайновом рейтинге такого деятеля. К сожалению, в российской действительности в отличие от запада, где популярность того или иного политблоггера исчисляется десятками тысяч постоянных читателей, считается хорошим результатом обзавестись парой-тройкой тысяч «френдов», значительная часть из которых в той или иной степени имеет отношение к СМИ. Собственно говоря, этот способ информирования журналистского сообщества и используется для вброса всевозможных слухов и предположений. Таким образом, блогосфера становится своеобразным придатком официальных СМИ. «Реальная целевая группа – это не люди в возрасте до 35, а журналисты и профессиональные обозреватели», как отмечает аналитик Берлинского Центра социологических исследований Саша Кнайп . Таким образом, за политическими блогами может быть еще и большое будущее не столько с электоральной точки зрения, сколько с позиций формирования и контролирования политического диалога в обществе.
На сегодняшний день мнения экспертов о влиянии Интернета на политику и наоборот расходятся. Политические Интернет-ресурсы в качестве инструмента избирательных технологий, способных изменить тенденцию отчуждения граждан от политической жизни общества рассматривают 7 из 15, представителей профессионального сообщества и столько же в качестве такового их не рассматривают. С одной стороны, политизированная часть онлайновой аудитории составляет несущественную часть от всего количества избирателей. С другой – политический сегмент Рунета переживает качественный рост, расширяются не только формы включенности политических акторов в сеть, но и меняется отношение к ней. Сеть Интернет рассматривается как информационно-коммуникационный канал взаимодействия с электоратом, при этом наиболее эффективным в качестве такового, по мнению профессионального сообщества, выступают официальные интернет-представительства. Последние, являются скорее уже адаптированным для российской политики вариантом веб-ресурсов, и в дальнейшем данный список существенно пополнится.
И, тем не менее, стоит отметить, что PR-потенциал Интернет в политическом процессе, и в избирательной кампании в частности, реализуется неполностью. Политическими лидерами/ партиями недооценивается роль глобальной сети как площадки для применения избирательных технологий, его коммуникационных возможностей. Что подтверждает и полученное экспертное мнение, согласно которому средняя оценка (по пятибалльной шкале) степени влияния информации, полученной гражданами из Интернет-источников политического характера в ходе избирательной кампании на мнение о кандидате – три. В то время как 40% граждан отмечали, что после обращения к веб-ресурсам их отношение к кандидатам изменилось. Но зато население и профессиональное сообщество сходятся в характеристике кандидата использующего веб-ресурсы в предвыборной агитации – это человек с высоким уровнем образования и технически грамотный. Сфера информационных технологий по-прежнему рассматривается, прежде всего, как требующая определенного уровня подготовки, что обусловило появление ряда государственных инициатив по расширению доступа граждан к сети, появлению бесплатных обучающих пользованию компьютером и Интернетом курсов.
Итак, Интернет сегодня – это не просто виртуальная среда. Темпы роста глобальной паутины высоки и продолжают динамически нарастать, она является не просто современным, но и удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей граждан. Да и власть не только приходит в сеть, она хочет прочно там обосновываться, соответственно будет иметь место расширение форм включенности политических акторов в виртуальное пространство. И кто знает, но может именно глобальная паутина станет тем самым реальным механизмом, формирующим диалог между властью и обществом.


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 3.10.10 Веб-среда как пространство формирование диалога между властью и обществом (О.В.Латышева)
  •  
      Дискуссия
     Дискуссии прошедших сессий: