Эксоцман
на главную поиск contacts

Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов)

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Москва, 2007
Организация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Специальности: 22.00.01 Теория, история и методология социологии
Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Социология, Политическая социология, Этносоциология
Номер совета: К 212.203.16

Aннотация:

Объектом исследования являются представления, формирующие государственно-гражданскую идентичность.

Предмет исследования – содержание государственно-гражданской идентичности и ее соотношение с этнической идентичностью у студентов социально-гуманитарных направлений московских ВУЗов.

Цель исследования – выявить содержание, интенсивность и устойчивость основных идеологем и представлений в государственно-гражданской идентичности, совместимость или несовместимость ее с этнической идентичностью у студенческой молодежи московских ВУЗов.В диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к изучению феномена государственно-гражданской идентичности;
- выявить ситуации, при которых государственно-гражданская идентичность совместима с этнической;
- проанализировать основные дискурсы официальной государственно-гражданской идентичности и национал-патриотического и демократического дискурсов – для выявления основных идеологем, формирующих в настоящее время государственно-гражданскую идентичность молодежи;
- исследовать основные представления студентов в структуре государственно-гражданской и этнической идентичностей на базе авторского эмпирического исследования.

Гипотезы:
- для исследования государственно-гражданской идентичности наиболее адекватен конструктивистский подход;
- официальный дискурс государственно-гражданской идентичности, удерживая демократические ценности, трансформируется в сторону умеренных национал-патриотических идеологем;
- исследуемая нами группа (студенты-гуманитарии Москвы) воспринимает идеологию, транслируемую в официальном дискурсе, более динамично, чем другие слои населения;
- государственно-гражданская идентичность студентов может совмещаться с основной конкурирующей идентичностью – этнической, но может быть и несбалансированной. И та, и другая идентичности в гиперболизированном виде способны быть конфронтационными.

Эмпирическую базу составили следующие исследования, в которых принимал участие автор:
- исследование государственно-гражданской, этнической идентичностей и межэтнических установок студентов ВУЗов Москвы (РУДН, ГУ ВШЭ, ГУГН, АПУ) в рамках среднесрочной городской программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)». Опрос проводился в апреле – октябре 2006 г. Всего по анкете опрошено 155 студентов разных ВУЗов. Исследование базируется на квотном отборе респондентов. Критериями отбора были: обучение на факультетах социально-гуманитарного направления московских ВУЗов; возраст 21-22 года, то есть обучение на 4-м курсе по двухступенчатой системе образования. Кроме того, по методу полуструктурированного глубинного интервью были проведены интервью с 17 студентами;
- опрос основных этнических групп Москвы по Проекту «Москвичи – столичные жители» под рук. Ю. В. Арутюняна, 2004-2005 гг., всего было опрошено 3000 тыс. чел. Выборка квотная, в подгруппе русских было опрошено 660 человек, использовался метод телефонного опроса;
- Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ (RLMS)), проводимый Институтом социологии РАН, исследовательским Центром «Демоскоп», Институтом питания РАМН и Университетом Северной Каролины (США). Руководители с российской стороны – П.М. Козырева, М.С. Косолапов. Данные по идентичности в этом опросе получены по заказу Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН. Было опрошено 4 тыс. домохозяйств в 38 регионах России.
Были также использованы:
- данные общероссийских репрезентативных опросов Фонда «Общественное мнение» (http://www.fom.ru/), Левада-Центра («Мониторинг общественного мнения», «Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии»), ВЦИОМ (http://www.wciom.ru/).
- тексты выступлений Президента РФ В. В. Путина (источник - официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru).
- тексты выступлений, публикации идеологов национал-патриотического направления: статьи А. Проханова в газете «Завтра (газета национал-патриотического направления, выходит с 1993 г., гл. ред. А. Проханов)»; статьи и выступления А. Дугина, официальные документы Международного Евразийского движения под рук. А. Дугина (источники - философский портал Арктогея, http://arcto.ru/, сайт международного Евразийского движения, http://evrazia.info); статьи А. Савельева (источник - http://www.savelev.ru/)
- статьи идеологов либерально-демократического направления (источники – официальные сайты Г. Явлинского (http://www.yavlinsky.ru/), Е. Гайдара (http://www.gaidar.org/), И. Хакамады (http://www.hakamada.ru/), В. Рыжкова (http://www.ryzkov.ru/); их выступления в СМИ, в частности в эфире радио «Эхо Москвы» (http://www.echo.msk.ru).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

MS Word Document
сохранить
[185 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 86–98. 
[Статья]
Наталья Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 99–113. 
[Статья]
Борис Васильевич Боев, Элита Рустамовна Салман, Александр Викторович Баранчиков
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2001.  № 13. С. 76-96. 
[Статья]
Ирина Викторовна Стародубровская
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 111-124. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова, Марина Юриковна Арутюнян, Ольга Михайловна Здравомыслова, Евгений Владимирович Турунцев
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 34-42. 
[Статья]
Юрий Валерьевич Латов, Наталия Валериевна Латова
Социологические исследования. 2007.  № 11. С. 90-98. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2009.  № 6. С. 108-116. 
[Статья]