Эксоцман
на главную поиск contacts

Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 гг.

английская версия

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Экономический журнал ВШЭ. 2010.  Т. 14. № 2. С. 202-226. 
Проведение в 2005 г. радикальной реформы госзакупок стало реакцией на нарастание с начала 2000-х гг. коррупции в системе закупок для государственных нужд. Поэтому в качестве главных целей нового закона о госзакупках (94-ФЗ), принятого в 2005 г., были провозглашены борьба с коррупцией и расширение доступа к торгам для новых участников в лице малых и средних предприятий. В данной статье рассматриваются изменения в практике отбора поставщиков для госнужд. Анализ проводится на основе данных двух больших обследований предприятий обрабатывающей промышленности в 2005 и 2009 гг., дающих уникальную возможность сравнить ситуацию до и после радикального изменения законодательства. Проведенный регрессионный анализ подтвердил гипотезы о преимуществах в доступе к государственным заказам для фирм с госучастием, старых фирм (созданных до 1992 г.) и более крупных фирм в 2004 г. Анализ на данных опроса 2009 г. показал, что в 2008 г. доля фирм, участвующих в госзакупках, существенно выросла. При этом крупные фирмы по-прежнему сохраняют преимущества в доступе к госзаказам. Для фирм с госучастием и старых фирм соответствующие коэффициенты стали незначимыми. Одновременно преимущества в доступе к госзаказам получили фирмы, расположенные в более развитых регионах России. Эти результаты были устойчивы на полных данных обоих обследований и на панельных данных. Анализ на данных 2009 г. также показал, что факторы модернизационной активности предприятий (наличие крупных инвестиционных проектов в 2005–2008 гг., экспорт, наличие сертификации по ISO) не влияли на доступ фирм к госзаказам. Вместе с тем значимым фактором получения госзаказов в 2008 г. было участие предприятия в госзакупках в 2004 г. При этом оценки поставщиками масштабов коррупции в госзакупках не изменились. Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что основные цели радикальной реформы 2005 г. не были достигнуты. В заключении статьи рассматриваются причины данной ситуации и формулируются рекомендации для политики.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Талия Ярулловна Хабриева, Николай Николаевич Черногор
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 5-19. 
[Статья]
Р.Г. Отинашвили
Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 188–192. 
[Статья]
Ольга Николаевна Балаева, Андрей Александрович Яковлев, Юлия Дмитриевна Родионова, Даниил Михайлович Есаулов
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 3. С. 58-84. 
[Статья]
А.А. Меджевский, С.А. Гирин, А.И. Мизерий
Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 86-94. 
[Статья]
Георгий Александрович Сатаров
Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 60-69. 
[Статья]
Дмитрий Семенович Львов, Юрий Валентинович Овсиенко
Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 99-114. 
[Статья]