Эксоцман
на главную поиск contacts

Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 гг.

английская версия

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Экономический журнал ВШЭ. 2010.  Т. 14. № 2. С. 202-226. 
Проведение в 2005 г. радикальной реформы госзакупок стало реакцией на нарастание с начала 2000-х гг. коррупции в системе закупок для государственных нужд. Поэтому в качестве главных целей нового закона о госзакупках (94-ФЗ), принятого в 2005 г., были провозглашены борьба с коррупцией и расширение доступа к торгам для новых участников в лице малых и средних предприятий. В данной статье рассматриваются изменения в практике отбора поставщиков для госнужд. Анализ проводится на основе данных двух больших обследований предприятий обрабатывающей промышленности в 2005 и 2009 гг., дающих уникальную возможность сравнить ситуацию до и после радикального изменения законодательства. Проведенный регрессионный анализ подтвердил гипотезы о преимуществах в доступе к государственным заказам для фирм с госучастием, старых фирм (созданных до 1992 г.) и более крупных фирм в 2004 г. Анализ на данных опроса 2009 г. показал, что в 2008 г. доля фирм, участвующих в госзакупках, существенно выросла. При этом крупные фирмы по-прежнему сохраняют преимущества в доступе к госзаказам. Для фирм с госучастием и старых фирм соответствующие коэффициенты стали незначимыми. Одновременно преимущества в доступе к госзаказам получили фирмы, расположенные в более развитых регионах России. Эти результаты были устойчивы на полных данных обоих обследований и на панельных данных. Анализ на данных 2009 г. также показал, что факторы модернизационной активности предприятий (наличие крупных инвестиционных проектов в 2005–2008 гг., экспорт, наличие сертификации по ISO) не влияли на доступ фирм к госзаказам. Вместе с тем значимым фактором получения госзаказов в 2008 г. было участие предприятия в госзакупках в 2004 г. При этом оценки поставщиками масштабов коррупции в госзакупках не изменились. Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что основные цели радикальной реформы 2005 г. не были достигнуты. В заключении статьи рассматриваются причины данной ситуации и формулируются рекомендации для политики.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вадим Георгиевич Клейнер
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 63-77. 
[Статья]
Вадим Георгиевич Клейнер
Общественные науки и современность. 2018.  № 4. С. 5–21. 
[Статья]
Александр Николаевич Татарко, Анна Алексеевна Миронова
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 21-37. 
[Статья]
Владимир Васильевич Мельников, Ольга Александровна Лукашенко
TERRA ECONOMICUS. 2019.  Т. 17. № 1. С. 150-173. 
[Статья]
Наталья Владимировна Панкевич
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 78-89. 
[Статья]
Юлий Анатольевич Нисневич
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 90-100. 
[Статья]