Трансформация поведения населения в сфере потребления финансовых услуг (1987-2002 гг.)
Организация: |
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН ) |
Специальности: | 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, специализация – «Экономика народонаселения и демография» |
Подтип: | Докторские |
Тематические разделы: | Социология, Экономическая социология, Экономическая социология: Финансовое поведение. Деньги |
Номер совета: | Д 002.091.01 |
Aннотация:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными целями работы являются: исследование трансформации сферы потребления финансовых услуг на основе выявления основных стратегий финансового поведения населения, позволяющих объяснить развитие рыночных процессов, а также – разработка рекомендаций по совершенствованию управления в этой сфере.
В соответствие с поставленными целями в исследовании решались следующие задачи:
- выявление закономерностей развития потребления финансовых услуг населением как новой специфической формы экономической деятельности;построение типологии финансового поведения населения;
- изучение закономерностей изменения типов финансового поведения населения и их влияния на развитие сферы потребления финансовых услуг;
- выработка рекомендации по совершенствованию государственной политики, направленной на поддержание доверия населения к финансовой системе страны и стимулировании распространения среди населения стратегии финансового поведения, ориентированной на сотрудничество с банками;
- выработка рекомендации для повышения эффективности банковских стратегий, направленных на привлечение массового клиента.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом исследования выступает трансформация сферы потребления финансовых услуг, начиная с момента осуществления широкомасштабных социально-экономических реформ. Рассмотрение становления рыночных отношений как социального процесса определяет постановку в центр исследования массового экономического сознания и поведения населения. Развитие рынка финансовых услуг для населения рассматривается с позиций анализа изменений потребительского поведения населения. В качестве основного объекта исследования выступает городское население, потребляющее финансовые услуги. Отдельные аспекты развития сферы потребления финансовых услуг изучались с использованием экспертных оценок представителей банковской сферы. За рамками исследования остается деятельность групп населения, которая по отношению к данному рынку является не потребительской, а управляющей. В зону анализа не включены элиты, руководители предприятий и банков, представители теневого сектора экономики.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
В основу диссертационного исследования заложена обширная информационно-фактологическая база, включающая в себя:
Результаты социологических исследований:
- Мониторинг социально-экономического самочувствия населения (1992-2002 гг.); Взаимодействие банков с малым и средним бизнесом (март 2002 г.);
- Отношение населения к налоговой системе и проблемы становления налоговой культуры (июнь 2001 г.);
- Экономическая активность. Формирование новых типов экономического поведения при финансовой поддержке Представительства Института «Открытое общество» в Российской Федерации, в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». Грант № НВА 937;
- Исследование спроса на банковские услуги в Нижегородской области (апрель 2001 г.);
- Работа налоговой службы в зеркале оценок ее клиентов (сентябрь 1998 г.);
- Комплексное социологическое обслуживание деятельности Нижегородского Банка Сбербанка России (5 этапов) (июль – декабрь 1999 г.);
- Банки и банковское дело в Нижнем Новгороде (ноябрь 1997 г.);
- Анализ перспектив развития рынка пластиковых карточек в Нижнем Новгороде (апрель 1997 г.);
- Анализ Нижегородского регионального сегмента Сбербанка России в потребительском рынке банковских услуг (январь 1997 г.);
- Поддержка экономических реформ в Нижегородском регионе (сентябрь-декабрь 1996 г.) в рамках программы ИНТАС;
- Банки и банковское дело в Нижнем Новгороде (июнь 1996 г.);
- Социальное дно. Становление социальной структуры в России (апрель 1996 г.) всероссийский проект под руководством Римашевской Н.М., Овсянникова А.А. и Иудина А.А.;
- Социальный статус богатых (март 1995 г.) – всероссийский проект под руководством Н.М. Римашевской и А.А. Овсянникова;
- Банки и реклама (сентябрь-октябрь 1994 г.);
- Приватизация и банкротство (июль-сентябрь 1994 г.);
- Проблемы формирования экономического сознания специалистов (апрель 1993 г.);
- Отношение населения к акционированию государственных предприятий (март 1993 г.);
- Взаимоотношение банк-клиент (декабрь 1992 г.);
- Банки и банковская система (ноябрь 1992 г.);
- Вхождение в рынок: отношение населения России к ценным бумагам (сентябрь 1992 г.);
- Восприятие нижегородцами облика и услуг страховой компании АСКО (апрель-май 1992 г.);
- Анализ рынка ценных бумаг (апрель 1992 г.);
- Новое поколение: надежды, цели, идеалы (декабрь 1991 г.);
В ходе анализа были использованы результаты 18 направлений исследований, в которых автор выступал ответственным исполнителем или руководителем, и 8 проектов, выполненных автором в составе аналитической группы.
Результаты многомерного контент-анализа:
- анализ структуры информационного потока, посвященного проблемам формирования социальных отношений в финансовой сфере (246 публикаций);
- исследование законодательного пространства обеспечения процессов реформирования в Нижегородской области.
Информационно-статистические базы данных, содержащие:
- социально-экономические показатели (около 140), отражающие развитие всех регионов России за период с 1992 по 2002 гг.;
- социально-экономические показатели развития Нижегородского региона с 1992 по 2002 гг.;
- статистические данные о численности коммерческих банков в России в период с 1992 по 1998 гг.;
- статистические данные о сберегательном поведении населения России.
Нормативно-правовые базы, включающие:
- документы, регулирующие процессы приватизации в стране в целом и в Нижегородском регионе в частности;
- нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг;
- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность на рынке банковских услуг для населения.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений. В работе представлено 25 схем и рисунков, 50 таблиц.

[335 КБ]