Эксоцман
на главную поиск contacts

Трансформация поведения населения в сфере потребления финансовых услуг (1987-2002 гг.)

Опубликовано на портале: 01-11-2010
Москва, 2003
Организация: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН )
Специальности: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, специализация – «Экономика народонаселения и демография»
Подтип: Докторские
Тематические разделы: Социология, Экономическая социология, Экономическая социология: Финансовое поведение. Деньги
Номер совета: Д 002.091.01

Aннотация:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными целями работы являются: исследование трансформации сферы потребления финансовых услуг на основе выявления основных стратегий финансового поведения населения, позволяющих объяснить развитие рыночных процессов, а также – разработка рекомендаций по совершенствованию управления в этой сфере.
В соответствие с поставленными целями в исследовании решались следующие задачи:

  • выявление закономерностей развития потребления финансовых услуг населением как новой специфической формы экономической деятельности;построение типологии финансового поведения населения;
  • изучение закономерностей изменения типов финансового поведения населения и их влияния на развитие сферы потребления финансовых услуг;
  • выработка рекомендации по совершенствованию государственной политики, направленной на поддержание доверия населения к финансовой системе страны и стимулировании распространения среди населения стратегии финансового поведения, ориентированной на сотрудничество с банками;
  • выработка рекомендации для повышения эффективности банковских стратегий, направленных на привлечение массового клиента.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом исследования выступает трансформация сферы потребления финансовых услуг, начиная с момента осуществления широкомасштабных социально-экономических реформ. Рассмотрение становления рыночных отношений как социального процесса определяет постановку в центр исследования массового экономического сознания и поведения населения. Развитие рынка финансовых услуг для населения рассматривается с позиций анализа изменений потребительского поведения населения. В качестве основного объекта исследования выступает городское население, потребляющее финансовые услуги. Отдельные аспекты развития сферы потребления финансовых услуг изучались с использованием экспертных оценок представителей банковской сферы. За рамками исследования остается деятельность групп населения, которая по отношению к данному рынку является не потребительской, а управляющей. В зону анализа не включены элиты, руководители предприятий и банков, представители теневого сектора экономики.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
В основу диссертационного исследования заложена обширная информационно-фактологическая база, включающая в себя:
Результаты социологических исследований: 

  • Мониторинг социально-экономического самочувствия населения (1992-2002 гг.); Взаимодействие банков с малым и средним бизнесом (март 2002 г.);
  • Отношение населения к налоговой системе и проблемы становления налоговой культуры (июнь 2001 г.);
  • Экономическая активность. Формирование новых типов экономического поведения при финансовой поддержке Представительства Института «Открытое общество» в Российской Федерации, в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». Грант № НВА 937;
  • Исследование спроса на банковские услуги в Нижегородской области (апрель 2001 г.);
  • Работа налоговой службы в зеркале оценок ее клиентов (сентябрь 1998 г.);
  • Комплексное социологическое обслуживание деятельности Нижегородского Банка Сбербанка России (5 этапов) (июль – декабрь 1999 г.);
  • Банки и банковское дело в Нижнем Новгороде (ноябрь 1997 г.);
  • Анализ перспектив развития рынка пластиковых карточек в Нижнем Новгороде (апрель 1997 г.);
  • Анализ Нижегородского регионального сегмента Сбербанка России в потребительском рынке банковских услуг (январь 1997 г.);
  • Поддержка экономических реформ в Нижегородском регионе (сентябрь-декабрь 1996 г.) в рамках программы ИНТАС;
  • Банки и банковское дело в Нижнем Новгороде (июнь 1996 г.);
  • Социальное дно. Становление социальной структуры в России (апрель 1996 г.) всероссийский проект под руководством Римашевской Н.М., Овсянникова А.А. и Иудина А.А.;
  • Социальный статус богатых (март 1995 г.) – всероссийский проект под руководством Н.М. Римашевской и А.А. Овсянникова;
  • Банки и реклама (сентябрь-октябрь 1994 г.);
  • Приватизация и банкротство (июль-сентябрь 1994 г.);
  • Проблемы формирования экономического сознания специалистов (апрель 1993 г.);
  • Отношение населения к акционированию государственных предприятий (март 1993 г.);
  • Взаимоотношение банк-клиент (декабрь 1992 г.);
  • Банки и банковская система (ноябрь 1992 г.);
  • Вхождение в рынок: отношение населения России к ценным бумагам (сентябрь 1992 г.);
  • Восприятие нижегородцами облика и услуг страховой компании АСКО (апрель-май 1992 г.);
  • Анализ рынка ценных бумаг (апрель 1992 г.);
  • Новое поколение: надежды, цели, идеалы (декабрь 1991 г.);

В ходе анализа были использованы результаты 18 направлений исследований, в которых автор выступал ответственным исполнителем или руководителем, и 8 проектов, выполненных автором в составе аналитической группы. 
Результаты многомерного контент-анализа:

  • анализ структуры информационного потока, посвященного проблемам формирования социальных отношений в финансовой сфере (246 публикаций);
  • исследование законодательного пространства обеспечения процессов реформирования в Нижегородской области.

Информационно-статистические базы данных, содержащие:

  • социально-экономические показатели (около 140), отражающие развитие всех регионов России за период с 1992 по 2002 гг.;
  • социально-экономические показатели развития Нижегородского региона с 1992 по 2002 гг.;
  • статистические данные о численности коммерческих банков в России в период с 1992 по 1998 гг.;
  • статистические данные о сберегательном поведении населения России.

Нормативно-правовые базы, включающие:

  • документы, регулирующие процессы приватизации в стране в целом и в Нижегородском регионе в частности;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг;
  • нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность на рынке банковских услуг для населения.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений. В работе представлено 25 схем и рисунков, 50 таблиц.



MS Word Document
сохранить
[335 КБ]