Эксоцман
на главную поиск contacts

Достижение справедливости в высшем образовании стран ОЭСР

английская версия

Опубликовано на портале: 19-01-2011
Алиса Валерьевна Меликян
Вестник международных организаций. 2010.  № 3. С. 33-45. 

Меликян Алиса Валерьевна –преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики, начальник отдела организации академической мобильности Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: amelikyan@hse.ru

В сентябре 2008 г. были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society ), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике . Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного межстранового сравнительного исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию. Данный материал посвящен рассмотрению вопроса достижения справедливости в высшем образовании, поскольку в последнее время эта проблема вызывает повышенный интерес со стороны правительств многих стран мира, которые акцентируют внимание на оказании помощи учащимся, имеющим ограниченные возможности доступа и последующего обучения в высшем образовательном секторе, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их личными способностями. Эта тенденция вызвана стремлением к достижению соответствия между социальным составом студенчества и общества в целом. В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других стран, рекомендации ОЭСР и анализ возможностей их реализации для обеспечения справедливости в высшем образовании Российской Федерации.

PDF Document
сохранить
[304 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Кира Сергеевна Ерохина
Социологические исследования. 2008.  № 9. С. 85-93. 
[Статья]
Владимир Федорович Анурин
Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 87-96. 
[Статья]
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович
Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 49-62. 
[Статья]
Юрий Николаевич Дорожкин
Социологические исследования. 2007.  № 3. С. 73-77. 
[Статья]
Григорий Исаакович Ханин, Дмитрий Александрович Фомин
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 1. С. 155-175. 
[Статья]
Марина Владимировна Ларионова
Вестник международных организаций. 2006.  № 2. С. 15-25. 
[Статья]
Antonio Goldsmith
[Учебная программа]