Эксоцман
на главную поиск contacts

Обзор ОЭСР по экономическому развитию России в 2006 г.

английская версия

Опубликовано на портале: 03-02-2011
Вестник международных организаций. 2007.  № 1. С. 65-71. 
По мнению экспертов ОЭСР, в 2006 году продолжился умеренный рост российской экономики, начавшийся после кризиса 1998 года. Его главным источником продолжают оставаться условия внешней торговли. Однако эти факторы являются неустойчивыми. Поэтому необходим переход к долгосрочному самоподдерживающемуся росту, основанному на внутренних инвестициях и новых технологиях. Выполнение этой задачи потребует тщательного управления макроэкономическими процессами и проведения ряда структурных реформ, которые должны быть направлены на улучшение условий ведения бизнеса, повышение производительности труда, рост производства.
По мнению авторов обзора, прежде чем начать проводить изменения, нужно решить три следующие ключевые задачи:
  • реформирование государственного управления;
  • улучшение национальной инновационной системы;
  • реструктуризация системы здравоохранения.
Выбор этих задач неслучаен. По мнению экспертов, процесс либерализации российской экономики несколько ослабился. Так, государство играет слишком активную роль в экономике. К сферам, которые наиболее подвержены государственному вмешательству, относятся здравоохранение, образование и инфраструктура. Эксперты ОЭСР отмечают четкую тенденцию к расширению государственного влияния и росту государственной собственности в «стратегических секторах», таких как нефтяная промышленность, авиация, энергетическое оборудование, автомобилестроение и финансы.
Бюджетно-налоговая политика имеет важнейшее значение для управления макроэкономическими процессами в условиях больших доходов от экспорта нефти и других товаров. Неконтролируемый приток экспортных доходов в экономику способен привести к росту инфляции и падению конкурентоспособности российских компаний. Авторы доклада считают, что в то время как денежная политика может играть поддерживающую роль, бюджетно-налоговая политика будет оставаться основным средством снижения инфляции и сдерживания быстрого укрепления рубля. Важным условием повышения ее эффективности должно быть улучшение законодательной базы, регулирующей Стабилизационный фонд.
Усиление государственного участия оценивается аналитиками ОЭСР как негативный фактор для экономического развития. Доказательством этого служат низкие результаты промышленных и финансовых компаний, которые являлись подконтрольными государству. Поэтому увеличение государственной собственности в значимых для экономики секторах, вероятно, приведет к погоне за рентой, меньшей эффективности и замедлению роста. Эксперты считают, что эта тенденция должна быть изменена, в противном случае вместо качественных сдвигов произойдет рост коррумпированных структур. Одновременно с этим необходимо улучшить корпоративное управление в компаниях, которые остаются государственными.
В обзоре говорится, что России необходимо расширить инновационную политику, которая является не менее важным фактором долгосрочного развития. Речь идет о вовлечении бизнес-структур в инновационную деятельность, соблюдении прав интеллектуальной собственности и правил конкуренции. Государственным научно-исследовательским организациям следует стать более независимыми, но брать на себя больше ответственности при проведении исследований. Специальные экономические зоны, технопарки и более мягкий налоговый режим для компаний частного сектора, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, - это то, что в настоящее время необходимо для реализации их потенциала.
В настоящее время для российской системы здравоохранения характерен ряд существенных диспропорций. Их устранение позволит добиться эффективного использования средств, которые выделяются на здравоохранение во все большем объеме. Приоритетные направления реформы здравоохранения включают в себя устранение несоответствия между обещаниями властей населению и имеющимися ресурсами, большую ориентацию на оказание комплексной первичной медицинской помощи, снижение стоимости платных медицинских услуг, модернизацию системы обязательного медицинского страхования.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Михаил Аркадьевич Фельдман
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 170-176. 
[Статья]
Ирина Марковна Бусыгина
Общественные науки и современность. 2016.  № 3. С. 34-47. 
[Статья]
Вячеслав Валентинович Дементьев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 1. С. 95-114. 
[Статья]
Ирина Марковна Бусыгина
Общественные науки и современность. 2017.  № 4. С. 60–74. 
[Статья]
Наталия Валериевна Латова
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 3. С. 159-177. 
[Статья]
Наталия Вадимовна Смородинская, Даниил Дмитриевич Катуков
Общественные науки и современность. 2017.  № 4. С. 27–33. 
[Статья]
Михаил Аркадьевич Фельдман
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 64–75. 
[Статья]