Гендерная психология общения
Опубликовано на портале: 08-02-2011
Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2008, 208 с.
Тематические разделы:
В монографии представлены социально-психологические аспекты гендера как самостоятельной системы социальных отношений, в центре которых находится пол и сексуальность человека. Общение рассматриваетя как социально-психологический механизм создания и поддержания статусно-ролевых (поведенческих) различий представителей разных гендерных групп, образованных по критериям биологического пола или сексуальных предпочтений. В книге описаны базовые социально-психологические характеристики гендерной системы отношений личности (схемы социального восприятия, поведенческие роли, нормы, идентичность), связанные с включенностью индивида в гендерные группы. Дана развернутая характеристика гендерным концепциям, получившим развитие в современной психологии, проанализированы методологические основания гендерных аспектов личности, формируемых в процессе общения. Приведены разнообразные эмпирические данные, демонстрирующие экспрессию гендерной идентичности и процесс конструирования гендерных характеристик личности в общении.
Адресована студентам и преподавателям психологии, социологии, социальной антропологии, а также педагогам, представителям «помогающих» профессий, работникам, деятельность которых связана с использованием общения в качестве инструмента своей работы, всем, кто хочет лучше понять сущность процессов и явлений, возникающих в межличностном общении людей, и тем, кто интересуется сексуальностью человека и хотел бы узнать характер ее проявления в межличностном общении. |
Введение | 5 |
Раздел 1. Социально-психологическое понимание гендера | 9 |
1.1. Культурно-символическая концепция психики как теоретико-методологическая основа социально-психологического анализа гендерных аспектов личности | 9 |
1.2. Пол или гендер? | 17 |
1.3. Личность и гендерные группы | 27 |
1.4. Гендерная идентичность личности | 35 |
1.5. Социально-психологическая характеристика понятий маскулинности и фемининности | 42 |
1.6. Гендерная социализация | 52 |
Литература к разделу | 55 |
Раздел 2. Методология гендерного анализа общения | 58 |
2.1. Классическая методология гендерного исследования | 58 |
2.2. Неклассическая методология гендерного исследования | 66 |
2.3. Количественные и качественные методы исследования общения в гендерной перспективе | 73 |
Литература к разделу | 76 |
Раздел 3. Экспрессия гендерной идентичности личности в общении | 78 |
3.1. Теоретические основания анализа гендерной экспрессии личности в общении | 78 |
3.2. Эмпирические характеристики гендерной экспрессии посредством вербальных знаков общения | 93 |
3.3. Экспрессивные характеристики гендерной идентичности, затрудняющие процесс общения | 101 |
3.4. Экспрессия гендерной идентичности в профессиональной области | 117 |
3.5. Экспрессия сексуальной идентичности в общении | 128 |
Литература к разделу | 145 |
Раздел 4. Конструирование гендерной идентичности личности в общении | 149 |
4.1. Конструирование гендерной идентичности в виртуальном общении | 149 |
4.2. Конструирование гендерной идентичности в общении, опосредованном средствами массовой коммуникации: гендерный образ в рекламе | 157 |
Литература к разделу | 179 |
Раздел 5. Психодиагностика гендерных особенностей общения | 181 |
5.1. Опросник ориентации личности на гендерные роли (С. Бем) | 181 |
5.2. Гендерная биография как метод изучения процесса формирования гендерной идентичности | 184 |
5.3. Исследование содержания гендерной идентичности личности | 189 |
5.3.1. Опросник М. Куна «Кто Я» в модификации Л. Н. Ожиговой (2003) | 189 |
5.3.2. Опросник «Я– женщина/мужчина» | 191 |
5.3.3. Исследование гендерных схем личности методом семантического дифференциала (по О. Л. Кустовой) | 192 |
5.3.4. Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы (Н. К. Радина) | 202 |
Литература к разделу | 207 |

текст книги
[1.06 МБ]
[1.06 МБ]
Ключевые слова
гендерная биография гендерная идентичность личности гендерная социализация гендерные роли гендерный образ в рекламе методология гендерного исследования метод семантического дифференциала экспрессия
См. также:
[Учебная программа]
[Учебная программа]
Среднее профессиональное образование.
2010.
№ 4.
С. 52-55.
[Статья]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]