Эксоцман
на главную поиск contacts

Дело не только в том, сколько книг прочитано

Сергей Пекарский, доцент кафедры макроэкономического анализа НИУ ВШЭ
15.02.2011
До 7 марта продолжается регистрация на студенческую олимпиаду НИУ ВШЭ. Ее победители и призеры смогут поступать в магистратуру без экзаменов. Как подготовиться к олимпиаде тем, кто хочет поступить на магистерские программы факультета экономики?

— Сергей Эдмундович, не так давно один из абитуриентов задал вопрос на форуме НИУ ВШЭ: «Посоветуйте сборник задач по макроэкономике для подготовки к олимпиаде по направлению «Экономика». В программе указан ряд учебников, но задач в них немного…» . Что здесь можно подсказать?

— Задач в учебниках действительно мало – есть проблемы с методологической базой, но так не только в России. Мы рекомендуем западные переводные учебники – их авторам, даже малоизвестным, можно доверять больше, чем незнакомым российским. Но и в западных учебниках задач не очень много – и целыми сборниками их редко издают. В основном такие материалы разрабатываются самим университетом, и их можно найти на веб-страницах соответствующих курсов. И если абитуриенты зайдут на мою страницу на сайте НИУ ВШЭ  или страницы моих коллег с кафедры макроэкономического анализа, они также найдут там примеры заданий, какие мы используем на семинарских занятиях в бакалавриате.

Мы могли бы издать отдельный сборник заданий по макроэкономике – но не думаю, что ситуация с подготовкой к олимпиаде от этого сразу же изменится. Проводя её третий год, мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: уровни преподавания экономических дисциплин в Высшей школе экономики и других российских вузах существенно различаются. Иногда – на порядок. Мы стараемся диверсифицировать задания: какие-то темы студентам знакомы больше, какие-то – требующие не только понимания макроэкономической теории, но и умения анализировать соответствующие математические модели - вызывают затруднения. Часто абитуриенты не могли подступиться к решению задачи просто потому, что не понимали, о чем их спрашивают. Бывало, отвечали на вопрос, который вообще перед ними не ставился… Не понимали, что предлагается макроэкономическая модель экономики с гибкими ценами, а не с жесткими, и т.д.

Тем не менее мы надеемся, что, задавая такой уровень олимпиады для поступающих в магистратуру, мы сможем дать «сигнал» другим российским вузам, какой уровень подготовки можно считать адекватным.

— Сколько же книг нужно осилить из всех рекомендуемых , чтобы достичь этого уровня?

— Это все равно, что спросить: сколько книг должен прочесть студент 4-го курса, чтобы стать таким же умным, как его преподаватель.

Дело не только в том, сколько книг прочитано. В задачах для поступающих в магистратуру есть две составляющие: в первую очередь, нужно понимать микро- и макроэкономические проблемы и четко их идентифицировать. Надо уметь отличать проблему экономического роста от проблем деловых циклов, кооперативное игровое взаимодействие от некооперативного. Надо чувствовать, как устроены экономические механизмы. Если это понимание есть, второй шаг – надо уметь использовать формальный математический аппарат. Но одного лишь знания математики для решения задач недостаточно – нужна экономическая интуиция.

— Как же развивать интуицию студентам бакалавриата? Заниматься научными исследованиями?

— Да, это важно. Я всегда был сторонником не вступительных экзаменов в магистратуру, а некоего конкурса портфолио. Бывает ведь, что человек занимался в бакалавриате не экономикой, а, допустим, математикой. Но занимался ею весьма одухотворенно, участвовал в научных проектах, конференциях, имел достижения в этой сфере – такого студента мы в магистратуре всегда научим экономике.

То же самое – если взять выпускника регионального экономического вуза, который имеет об экономической теории несколько более упрощенное представление, чем мы требуем этого от бакалавров в НИУ ВШЭ… Пусть он привык к более вербальному, интуитивному описанию экономической науки, но если при этом он активно занимался исследовательскими проектами – мне кажется, такие студенты вполне могли бы быть зачислены в магистратуру без вступительных экзаменов. К сожалению, формализованный экзамен очень часто становится барьером на пути вполне талантливых и способных ребят. В этом смысле, надеюсь, что-то у нас еще изменится.

— Какую литературу можно посоветовать будущим ученым и вообще тем, кто решил заниматься макроэкономикой в магистратуре?

— Конечно, тому, кто собирается стать исследователем, одних учебников мало – надо читать статьи в западных журналах. На Западе есть широкая подборка так называемых «field journals» – тематических журналов. Посвященных макроэкономике среди них более двух десятков, наиболее именитые и популярные – “Journal of Money, Credit and Banking”, “Journal of Monetary Economics”, “Journal of Macroeconomics”, “Review of  Economic Dynamics” и др.

Российские журналы, которые в той или иной степени освещают проблемы макроэкономической теории, – это издания Банка России: журнал «Деньги и кредит», ежемесячный бюллетень Банка России…Но в них рассматриваются вопросы, как правило, достаточно узкоспециализированные – из области денежного обращения. Журнала «сугубо макроэкономического» в России нет. Впрочем, многие журналы общего профиля – как «Экономический журнал ВШЭ», «Вопросы экономики», содержат довольно много связанных с этой областью статей.

Поступающим в магистратуру – не только с целью заняться наукой - лучше всего взять Дэвида Ромера, «Макроэкономика для продвинутого уровня», 3-е английское издание. Он был переведен в России еще 5 лет назад (я сам был в числе переводчиков), но издательский процесс еще не завершился – надеюсь, скоро это произойдет. Это блестящий учебник, который охватывает весь общий курс макроэкономики. Кроме того, в нем есть не только математические модели, но и эмпирические приложения, и обсуждения свежих научных статей по тем или иным проблемам.

А бакалаврам, которые о магистратуре еще только задумываются, стоит начать с Оливье Бланшара. Его «Макроэкономика» - наиболее подходящий учебник для вводного и промежуточного уровней.

Подготовила Мария Салтыкова