Эксоцман
на главную поиск contacts

Для нас важна интерпретация фактов

Михаил Денисенко, заместитель директора Института демографии Высшей школы экономики
21.02.2011
До 7 марта открыта регистрация на студенческую олимпиаду НИУ ВШЭ. Ее победители и призеры получат право на зачисление в магистратуру. О том, как подготовиться к олимпиаде по магистерской программе «Демография», объясняет заместитель директора Института демографии Высшей школы экономики, заведующий кафедрой демографии Михаил Денисенко.

— Михаил Борисович, на сайте ВШЭ в разделе «Олимпиады» можно найти список рекомендованной для подготовки литературы. Как формировался список? Насколько он исчерпывающий? Что необходимо изучить для успешного написания эссе?

— Когда мы думали о вступительном экзамене, темах эссе и подбирали литературу, то исходили из того, что это должны быть самые распространенные и доступные учебники.

Дело в том, что к нам поступают ребята из самых разных вузов с самой разной базовой подготовкой. Так, ни в первый, ни во второй годы обучения  – сейчас будет третий набор – социологи не составляли у нас большинства: к нам поступали географы, историки, политологи, математики и даже лингвисты. При этом если в бакалавриате у социологов демография является обязательным курсом, то на других факультетах  ее не изучают систематически: к примеру,  демография есть у экономистов, но лишь в качестве курса по выбору.

Включенные в список учебники должны быть, прежде всего, доступными – не только с точки зрения изложения материала, но и – наличия их: в библиотеке, Интернете. В частности, рекомендованы учебники по демографии Владимира Борисова и Виктора Медкова. Нам бы хотелось, чтобы во время подготовки ребята получили представление о демографических методах – мы не требуем знания сложных моделей и сложных коэффициентов, всему этому мы будем учить.

Конечно, мы хотим, чтобы к нам поступали неслучайные и заинтересованные, кто уже так или иначе сталкивался с демографической тематикой: знаком с демографическими проблемами, тенденциями, с тем, какая у нас проводится демографическая политика – благо, об этом много пишут. В качестве источника знаний  по современным демографическим проблемам мы рекомендуем книги, которые издаются нашим Институтом демографии, и Интернет-издание Демоскоп – Weekly. Мы предполагаем, поступающие к нам ребята читают Демоскоп – в этом, собственно, проявляется интерес к демографии. К сожалению, доступной серьезной литературы у нас не так много, а Демоскоп – то издание, где собраны лучшие авторские статьи, журнальные и газетные публикации, как отечественные, так и зарубежные.

Еще нам бы хотелось, чтобы студенты проявили не только знание основ методов и тенденций, интерес к проблематике, но и знакомство с теорией демографического перехода. Ее изучают в том или ином виде в курсах социологии, экономики, но мы бы хотели, чтобы наши абитуриенты ознакомились с этой теорией чуть глубже, поэтому рекомендуем для прочтения книгу «Демографическая модернизация России». Причем не целиком – достаточно вводных разделов о том, что такое демографическая модернизация, как она проходила в России и почему в нашей стране мы говорим о незавершенном демографическом переходе.

Эта теория систематизирует взгляды на демографическое развитие, поэтому для нас важно, чтобы у студентов было о ней представление, но, повторю, именно представление, ибо во время обучения в магистратуре она будет изучаться намного глубже и с разных позиций – экономической, социологической, антропологической.

И, конечно, важно, чтобы студенты в ходе олимпиады продемонстрировали свой кругозор. Демография – комплексная наука, и темы для эссе формируются так, что, скажем, вопросы, связанные с миграцией, дают больший шанс географам, которые изучают миграцию глубже, чем выпускники вузов с другими специальностями. Мы вообще приветствуем, когда студенты демонстрируют свои базовые знания (экономисты – экономические, географы – географические, историки – исторические).

— Форма экзамена – эссе – предполагает еще и умение писать; грамотно, логично излагать свои мысли. Как оценивается эссе?

— Естественно, во внимание принимается все: интерес к проблеме, знания, кругозор, логика, умение писать, но особенно приветствуются интересное решение проблемы, интерпретация фактов. В этом случае  мы закрываем глаза даже на какие-то небольшие ошибки. Но чтобы их не было, рекомендованный список литературы – это минимум, с которым желательно ознакомиться.

— Как формируются темы эссе?

— Стараемся, чтобы в них были отражены, во-первых, основные демографические процессы, во-вторых, острые демографические проблемы. К примеру, если выступление президента в значительной мере было посвящено демографической политике, естественно, что мы на это прореагируем. Вместе с тем темы эссе дают возможность абитуриенту раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

— При этом формулировки еще и достаточно общие – допустим, «Миграция – угроза или благо?» Для подготовленного человека наверняка не представляет труда высказаться по теме…

— По нашему опыту могу сказать, что все олимпиадные работы можно разделить на две части: первая часть – написаны теми,  кто пришел к нам неслучайно, вторая – теми, кто надеется на удачу. Это разный уровень знаний: один человек имеет представление о том, что пишет, другой – не знает тематики и пытается что-то выдумать.

При этом в конкурсе всегда есть одна-две работы уровня публикации в хорошем публицистическом журнале.

— А в дальнейшем вы наблюдаете разницу между ребятами, поступившими по результатам олимпиады – и в общем порядке?

— Нет. Яркие ребята есть среди тех и других. Некоторые ведь просто не знают про нашу олимпиаду. А некоторые долго не могут определиться, куда же они будут поступать…

 

Беседовала Елена Кузнецова