Эксоцман
на главную поиск contacts

Селекция как условие и результат успеха

Опубликовано на портале: 22-02-2011
Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 5-7. 

Предварительный анализ работ, присланных на конкурс «Директор школы – 2010», организованный нашим журналом, позволяет сделать некоторые выводы, которые изложены ниже.

1. Роль директора школы в процессе приведения своей школы к успеху — абсолютна. Если у этого человека есть цель, которой он предан, силы, здоровье, вера в собственные силы и возможности и, конечно, удача, то есть если он сильный лидер, то он может практически все, в том числе создать отличную школу буквально на пустом месте.

2. Разнообразие условий, в которых работают школы, столь велико, что централизованно (на уровне Федерации) эффективно управлять этой системой невозможно. Поэтому процесс децентрализации совершенно неизбежен. Однако он должен сопровождаться увеличением доверия к образовательному учреждению, его руководителю и педагогам. Лозунг «Свобода в обмен на подотчетность» реализован сегодня только в части подотчетности.

3. Городские школы (с точки зрения зависимости) более ориентированы на вертикаль власти, в которую они встроены, взаимодействие с социумом для их существования вторично. Сельские школы начинают больше ориентироваться на поддержку местных сообществ, которые осознаны ими как ключевой фактор выживания. В этом отношении общественно-государственное управление в сельских школах становится значительно более «общественным» и можно констатировать, что они ушли в этом направлении развития значительно дальше. При этом сельская школа достаточно часто берет на себя ответственность не только за свое функционирование как ОУ, но и за сохранение села в целом. Как это ни странно, но в ряде случаев им удается существенно улучшить социальную обстановку.

4. Идея информатизации одна из самых популярных, в том числе и потому, что это делает труд учителя более разнообразным. Однако некоторые школы смогли сделать на этом существенный рывок, потому что сделали из этого ПРОЕКТ, целью которого было реальное изменение процесса управления и обучения. Они осознали, что поставка государством техники не означает информатизацию процесса. Информатизация начинается в «головах» педагогов. Те, кто это понял, смогли воспользоваться ситуацией в целях развития своих коллективов.

5. Все без исключения успешные городские школы проводят процесс селекции наиболее способных учащихся, что приводит к отбору педагогов соответствующей квалификации и дальнейшей дифференциации школ, затрудняя доступ к качественному образованию у остальной части учащихся.

На пути решения проблем качества стоит процесс расслоения школ. Как показывают многочисленные материалы, в основе успешного становления любой школы сегодня лежит селекция детей. Например, за счет титанических усилий руководства и коллектива самая обычная школа начала проявлять признаки успешности. Она, повышая результаты обучения, предлагает дополнительные образовательные услуги. Если социум замечает эти успехи, а это главная цель, то школа начинает притягивать более продвинутый контингент учащихся, в сегодняшних терминах — повышается ее конкурентоспособность. Если организация не ослабляет усилий в своем развитии, то рано или поздно у нее появляется возможность отбирать себе контингент для обучения, что, собственно, часто и является целью этого развития и усилий. Цель, на уровне школы абсолютно достойная, достижение которой является оценкой профессиональной состоятельности коллектива и его руководителя. Мы доказали, что мы можем!  Абсолютно уважая директоров, которые приводят свои школы к успеху, коллективы этих школ, их усилия и жертвы, давайте посмотрим на эту ситуацию успеха с другой стороны. Хорошие ученики притягивают хороших учителей, это факт, а потому через некоторое время эта школа станет еще лучше. Что мы имеем на выходе? Отбор, отсев. Но где учиться остальным? Кто учит остальных? Таким образом, мы повышаем качество в одних школах, автоматически понижая его в других, работая на усиление стратификации нашего общества. А как же быть с правом на доступное качественное образование? Вроде бы создается некоторый барьер. Некоторым исключением из этого правила является сельская школа, где селекционные процессы выражены значительно слабее.

Вопрос о том, могут ли все школы или большинство совершить такой же рывок, стать успешными в смысле сегодняшних критериев успешности, выходит за пределы компетенции конкретного образовательного учреждения. Этот вопрос становится вопросом образовательной политики. Альтернатива следующая: либо мы придерживаемся концепции поддержки «точек роста», то есть поддерживаем успешные ОУ, рассматривая их как достижимые ориентиры для остальной части системы, либо все наше внимание обращено на поддержку слабейших для уменьшения возникшего и непрерывно углубляющегося разрыва. Из этих двух крайностей выход видится в формировании образовательной политики, которая, по выражению М. Фуллана, поднимает планку и сокращает разрыв.

Для этого нужны ресурсы: в первую очередь кадровые и, конечно, финансовые. Например, программа КПМО позволила целому ряду школ разрушить привычную рутину и сделать рывок. Этот рывок был обеспечен в том числе и сильным эмоциональным подъемом, который испытывали коллективы-победители. Наверное, это одно из самых значимых достижений нацпроекта. Кто-то успел вскочить на подножку уходящего «поезда прогресса», но кто-то и нет. И всегда существовавший разрыв стал еще больше.

6. Анализ работ показал, что основные усилия директора направляют на создание условий труда и обучения. Школам действительно много чего не хватает, причем часто самого необходимого. Но является ли улучшение условий гарантией улучшения качества? На первый взгляд кажется, что да. Нужно современное оборудование, теплые туалеты, адекватная заработная плата, чтобы крыша не протекала, в конце концов. Однако что дальше? Если опираться на теорию Ф. Герцберга, то все эти факторы относятся к так называемым «гигиеническим», свойство которых заключается в том, что они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ мотиваторами. Иначе говоря, если условия труда улучшаются, то через очень короткое время люди (педагоги) начинают считать, что так и должно быть. В связи с этим следует отметить, что, будучи чрезвычайно перегруженными хозяйственной деятельностью, многие руководители не рассматривают обучение педагогов как свою приоритетную задачу. Во всяком случае, развитие профессионализма как критически важная проблема рассмотрена в очень небольшом количестве работ, а жаль. Чаще всего задача повышения квалификации возлагается на сторонние организации. Но, во-первых, они далеко не всегда оправдывают доверие, а во-вторых, известно, что повышение квалификации наиболее эффективно происходит на рабочем месте.

7. Несколько смущает частое использование словосочетания «команда единомышленников». Если это действительно так, то это резко увеличивает вероятность ошибки (некому сказать, что что-то идет не так). С точки зрения управления правильно, наверное, стремиться к созданию команд (множественное число) единомышленников. Второй вопрос, который вертится на языке, звучит так: единомышленники в чем? В борьбе за улучшение условий труда, в видении будущего школы, во взглядах на обучение?

8. Огромное количество усилий не очень уж многочисленной группы директоров-лидеров тратится нерационально. Трудно себе представить, как возросло бы их число и что могло бы быть ими сделано даже при незначительной поддержке и доверии.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
С.А. Белякова
Университетское управление. 2008.  № 6. С. 12-31. 
[Статья]
С.В. Власова
Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 190-192. 
[Статья]
Валерий Николаевич Кирой, Анатолий Иванович Нарежный
Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 61-65. 
[Статья]